«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Руководитель
________/С.А.Гатина/ руководителя по УВР МБОУ «Надеждинская СОШ»
МБОУ «Надеждинская СОШ» ________/О.А.Кузнецова/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«____»_________ 2012 г «____»_________ 2012 г «____»_________ 2012 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Ильиной Надежды Геннадьевны
второй квалификационной категории
по музыке в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«____»__________2012 г. 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный Базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Региональный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РТ, утвержденный приказом МО и Н №4154/12 от 9.07.2012, реализующий программы начального общего и основного общего образования;
- Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» , утвержденный на заседании педагогического совета школы 20 августа 2012 года.
. Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»; IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
музыка в театре, в кино, на телевидении;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.
В связи в освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);
современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке)
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС
Класс 5
Учитель: Ильина Надежда Геннадьевна
Количество часов:
всего - 35, в неделю - 1час. Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Планирование уроков музыки по программе Д.Б.Кабалевского – Составительь
Ю.Д.Изместьева.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. а также методических пособий для учителя:
Поурочные планы составитель Ю.Д.Изместьева. Уроки. 70 знаменитых композиторов; судьба и творчество. /Ладвинская А.А. – Ростов н /Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. (Энциклопедия для всех)
Зарубежные композиторы. Биографии викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. М.Айрис-пресс, Москва 2008
MULTIMEDIA – поддержка курса «Музыка»,
Классика 19 века (электронное учебное издание), МПТР Россия ВАФ № 77-41 Музыкальная образовательная композиция «Лебединое озеро» ( ЗАО Издательство детских программ «ВЕСТЬ – ТДА» 2008
ЗАО «Инфостудия Экон», 2003
Шедевры классики РАО №АТТ 1999
Золотая классика РС.ООО «Моно Центр» 2009
Золотая классика 98 NТ 2000
Интернет-ресурсы
Аудиокассеты Музыкальное искусство издательство центр «Вентана граф 2004
Музыка класс фонохрестоматия Т.И.Науменко, В.В.Алеев ООО»Дрофа», 2002
Календарно – тематический план программы уроков музыки в 5 классе
№
п/п
| Тема урок
| Кол-
во
часов
| Тип урока
| Форма урока
| Содержание
урока
| Музыкальный материал
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1 полугодие
Музыка и литература
| 1 четверть
| 1.
| Музыка и литературные герои.
| 1.
| Урок изучение нового материала
| Беседа
| Специфика средств художественной литературы. Слушание. Беседа по прослушиванию.
Работа над песней. Инструментальная музыка без текста.
| Музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова «Незнайка»»; музыка Ф.Кулау «Сонатина» 1 – часть
|
|
| 2.
| «Пусть герои сказок дарят нам тепло» В. (Шаинский)
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Взаимосвязь музыки и литературы. Нужна ли музыка литературе? Музыка «главное действующее лицо» Музыкальной сказки.
| Муз. Я. Дубравина , сл. В.Сулова
«Про Емелю», муз. Ф. Кулау «Сонатина» 2 – часть
|
|
| 3.
| Музыка программная и не программная.
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| Сравнение литературных и музыкальных произведений. Находить их соответствие друг другу. Слушание. Анализирование.
| С.С.Прокофьев, отрывки из балета «Золушка» (Вальс); Р.Леденёв «Золушка»; муз. И. Цветкова, сл. И.Резника «Золушка»
|
|
| 4.
| «Дорогою героев любимых книг» (В.Суслов)
| 1.
| Урок повторения
| Тест
| Сказочные герои музыки.
Исполнение песни. Беседа по содержанию. Работа над песней – дикция , интонация.
| Муз. Я Дубравина, сл.В.Суслова»Вождь краснокожих», Р.Леденёв «Вечер на Миссисипи».
|
|
| 5.
6.
| Путешествуем в мир героев А. С.Пушкина.
| 2.
| Урок повторения
| Викторина по сказкам
| Сказочные герои. Игра –загадка. Отрывки из прослушанных и выученных произведений. Работа над песней. Герои музыкальных произведений. Музыка иллюстрированная сказки.
| М.Г.»Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Н.А.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» - «Белка», «Тридцать три богатыря», «Царевна – Лебедь».
|
|
| 7.
| Отправляемся в моря.
| 1.
| Урок закрепления
| Фронтальный
опрос
| Игра-загадка.
слушание музыки. Симфоническая музыка. Слушание. Беседа по содержанию. Объяснение терминов. Работа над первым куплетом песни- мелодия, ритм, дикция.
| муз. Я.Дубравина сл. В. Суслова «Пятнадцатилетний капитан», Р.Леденёв «Матросская быль», Н.А.Римский – Корсаков »Океан – море синее» из оперы «Сказка о царе Салтане»
|
|
| 8.
| Нас ждёт Испания.
| 1.
| Урок закрепления
| Ответить на вопросы
| Музыка Испании. Испанский инструмент. Слушание. Беседа о прослушанной музыки. Подготовка к заключительному уроку.
| П. И. Чайковский «Испанский танец» из балета»Щелкунчик», Р. Леденёв «Серенада Дон Кихота» и «Дорожная песеня Санчо Понсы2
|
|
| 9.
| Заключительный урок - концерт
| 1.
9 ч.
| Контрольный урок
| Оценивание певческих умений
| Урок- концерт. Общение полученных знаний
|
|
|
| 2 четверть
| 10.
| Встреча с литературными героями.
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| Создать музыкальный портрет, музыкальный рассказ, какой должна быть музыка. Разучивание песни- певческое дыхание, дикция ,, дыхание, интонация. Ответить на вопросы
| Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Капитан Немо»,
Р. Леденёв «Солнце тонет в море»
|
|
| 11.
| Влияние музыки на литературу.
| 1.
| Урок закрепления
| Викторина
| Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка- «главное действующее лицо» рассказов К.Паустовского. расширение представлений
о творчестве В.А.Моцарта, Баха.
| К. Паустовский «Стары повар», В. А. Моцарт. Фрагмент из второй части симфонии»Юпитер». Или «Фантазия». К. Паустовский «Старый повар», Р. Левитан «Утро Баха», И. С. Бах «Токката и фуга» ре минор,
|
|
| 12.
| Взаимопроник-
новение двух видов искусств
| 1.
| Урок закрепления
| Работа по карточкам
| Творчество Чайковского. Игра «Народный артист»
| П. И. Чайковский «Песенка без слов», Ф. Мендельсон «Песня без слов».
|
|
| 13.
| Мир вокруг нас
| 1.
| Урок повторения
| Ответить на вопросы
| Вслушиваться в окружающий мир, и передавать свои ощущения в звуках и словах. Слушание. Беседа о характере музыки, о связи песни с нашими днями.
| Р. Леденёв «Рассказ о далёкой войне», Я. Дубравин, В. Суслов «Сыны полков»
|
|
| 14.
| Либретто.
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Пьеса предназначенная для постановки на сцене. Творчество Моцарта
| А. И. Хачатурян, отрывки из балета «Чиполлино», Н.А. Римский – Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»».
|
|
| 15.
| «Пусть герои книжек дарят нам тепло
(Ю.Энтин)
| 1.
| Урок
повторения
| Викторина
| Игра «Звёздный час»
| Игра «Звёздный час»
|
|
| 16.
| Заключительный урок – концерт.
| 1.
7 ч.
| Контрольный урок
| Оценивание певческих умений и навыков
| Поют песни , исполняют танцы. Вывод, что музыка и литература взаимосвязаны.
|
|
|
| 2 полугодие
Музыка и живопись
| 3 четверть
| 17.
| Картинки с выставки
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| История создания произведения. Как композитор выразил свои впечатления взаимовлияния разных искусств. Работа над песней- интонация, дикция, ритм.
| М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» (отрывки) – «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», муз. О. Хромушина, сл. Б. Гершт «Разноцветная песенка».
|
|
| 18.
| Мир музыки и живописи волшебен.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| История создания Третьяковской галереи. Основные разновидности живописи. Слушание песни, беседа по содержанию, о средствах музыкальной выразительности, работа над интонацией, ритмом.
| Музыка Г. Портнова, слова Г. Горбовского «Не послушал брат сестрицу».
|
|
| 19
| Богатырская тематика в музыке и живописи
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Воплощение в русском искусстве, образа богатыря как образа могучего защитника Родины. Богатырская тема в творчестве А.Бородина.
| А. П. Бородин «Богатырская симфония, м.п. Мусоргский «Богатырские ворота», А.П.Бородин «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь».
|
|
| 20
21.
| Портрет в музыке и живописи
| 2.
| Урок изучения нового материала
| Тест
| Особенности музыкального портрета М.П. Мусоргского – мастер музыкального портрета
Духовная красота. Сравнение картин. .
| М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» и хор «Расходились, разгулялись», из оперы «Борис Годунов».Муз. в. Шаинского, сл. Э. Успенского «Принцесса».
|
|
| 22.
23.
| Картины природы в музыке и живописи.
| 2
| Урок повторения
| Викторина
|
| Муз.иИ. Дунаевского, сл. М. Матусовского «Скворцы прилетели» ,П. И.Чайковский» «Подснежник», А.Аренский «Лесной ручей», Э.Григ «Весной», С.Рахманинов «Весенние воды».
|
|
| 24.
| «Тихая моя Родина»
(Н.Рубцов)
| 1
| Урок закрепления
| Проектные задания
|
| Музыка Р.Паулса, слова А.Ковалёва «Подснежник».
|
|
| 25.
| Ритм, темп в музыке и живописи.
| 1.
| Урок закрепления
| Фронтальный опрос
|
| Закрепление прослушанного и выученного
|
|
| 26.
| Заключительный урок, обобщение темы – «Звёздный час
| 1.
10 ч.
| Контрольный урок
| Оценивание певческих навыков
|
|
|
|
| 4 четверть
| 27.
| Образ русского человека в музыке и живописи.
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
|
| С.С.Прокофьев хор «Вставайте, люди русские, из кантаты «Александр Невский», муз. Г.Струве, слова пионеров – орлят «Мушкетёры».
|
|
| 28.
| Романтика зовёт.
| 1
| Урок повторения
| Устное высказывание
|
| Муз. Е. Крылатова, сл. Н.Добронравова «Я верю только мечтам и мечтам».
|
|
| 29.
| Фуга и соната в музыке и живописи
| 1.
| Урок закрепления
| Проверочная работа
|
| М.К.Чюрлёнес и А.Скрябин «Нюансы».
|
|
| 30.
31.
| Свет и музыка.
| 2.
| Урок закрепления
| Тест
|
| А.Срябин М.К.Чюрлёнис, муз. М.Фрадкина, сл. М.Пляцковского «Красный конь».
|
|
| 32.
33.
| Обобщение пройденного материала
| 2.
| Урок закрепления
| Тест
|
| Закрепление пройденного и прослушанного материала
|
|
| 34.
| Закрепление
пройденного материала.
| 1.
| Контрольный урок
| Оценивание певческих навыков
|
| Игра «Народный артист»
|
|
| 35.
| Концерт
| 1.
9 ч.
| Урок коррекции
| Оценивание певческих навыков
|
|
|
|
|
|
| 35.ч.
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).
Приложение к рабочей программе может включать в себя:
Дидактическое обеспечение для промежуточного контроля.
Дидактическое приложение итогового контроля.
Перечень тем рефератов, проектов и т.д.
Разработки нестандартных форм уроков с применением интерактивных методов обучения.
Список литературы:
Изместьева Юлия Дмитриевна.
Музыка 6 класс
Поурочное планирование уроков музыки (по программе Д.Кабалевского) ГУ «ЦГСЕН» г. Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
З.Т.Затямина Современный урок музыки: учебно – методическое пособие Москва «глобус», 2007 |