Музыка польского народа





Скачать 110.05 Kb.
НазваниеМузыка польского народа
Дата публикации24.06.2014
Размер110.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Тема: Музыка польского народа

4 класс. III четверть

Тип урока: введение в тему

Учитель: Яскель Галина Марьяновна

Цель урока: формирование представления о характерных особенностях музыки польского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки польского народа;

  2. Ввести понятие синкопа;

  3. Создать условия для формирования представлений о взаимопроникновении культур;

  4. Совершенствовать умения сравнительного анализа, выразительного пения и инструментального музицирования.

Музыкальный материал:

  1. «Полонез», Ф.Шопен

  2. Попевки «Скок – скок», «Барашеньки – крутороженьки»

  3. «Хэй, хэй, привет тебе!», американская народная песня

  4. «Ох, і сеяла Ульяніца лянок», белорусская народная песня

  5. «Пан Тик – так», музыка Кшистофа Марцека, слова Анджея Грабовского

  6. «Зайграй жа, мне, дударочку”, белорусская народная песня

  7. “Мазурка”, Ф. Шопен

Оборудование:

  1. Баян, детские музыкальные инструменты: гусли, ксилофоны, бубны.

  2. Компьютер, мультимедийная установка

  3. Папки с раздаточным материалом:

  • (тексты песен «Хэй, хэй, привет тебе!», «Пан Тик – так»)

  • таблица цветоощущений

  • словарь эмоций, музыкальной речи

  • коллаж архитектурных памятников Польши

  • коллаж рисунков Н.Орды

  • надпись “ Ц – Ч – Ш – С”, понятие “синкопа”

Ход урока:

Организационный момент. Вход в класс под “Полонез”, музыка Ф.Шопена

Учитель. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!».

Слайд 1. Я вас поприветствую песней «Хэй, хэй, привет тебе», а вы мне подпевайте припев. А теперь вы поприветствуйте друг друга (Пение в парах).

Распевание.

«Хэй, хэй, привет тебе» - исполнение с движением (текст песен в папке или на слайде) – 1.50 мин.(2 раза)

Сегодня на уроке мы разделимся на группы: математиков (подсчет), искусствоведов (характеристика музыкальных произведений), музыкантов, теоретиков, художников (система цветоощущения).

Беседа.

Учитель. Ребята, под музыку какого характера вы заходили в класс? К какому жанру относится (танец, марш, песня)? Какой темп?

Слайд 2. Чтобы узнать, как называется этот танец, а затем определить тему урока и поставить задачи мы отгадаем кроссворд.

  1. Назовите народный танец, который исполняется в Беларуси (Полька)

  2. Обозначение звуков на письме (ноты)

  3. Белорусский народный струнный инструмент (цимбалы)

  4. Какие две ноты, прочитанные подряд, дают название бобового растения? (Фасоль)

  5. Главная торжественная песня страны (Гимн)

  6. Белорусский композитор (Лученок)

  7. Начало песни (Запев)


















п

о

л

ь

к

а













н

о

т

ы










ц

и

м

б

а

л

ы



















ф

а

с

о

л

ь
















г

и

м

н






















Л

у

ч

е

н

о

к






















з

а

п

е

в




Учитель. Итак, ключевое слово – полонез. Как вы думаете, с творчеством какой страны мы с вами познакомимся сегодня? (Польша). Полонез – польский танец, танец – шествие степенного, торжественного характера. Слайд 3. Тема нашего урока «Музыка польского народа».

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Слайд 4. Цель и задачи.

Сегодня на уроке мы с вами:

  1. Познакомимся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки польского народа;

  2. Узнаем, что такое синкопа;

  3. Найдем сходство культур белорусского и польского народов;

  4. Будем совершенствовать умения сравнения, выразительного пения и инструментального музицирования.

Слайд 5. Учитель. Польша граничит с Беларусью, г.Гродно расположен недалеко от границы (карта Беларуси, граничащая с Польшей).

Слайд 6. Польша – очень красивая страна с необычными архитектурными памятниками (коллаж архитектурных строений Польши). Замечателен польский народ, а народная музыка возникает вместе с появлением народа.

Включить энциклопедию. Экскурсия «Польша»

Узнать больше о профессиональной музыке Польши нам поможет электронная энциклопедия. Каждая команда получает задание.

Задание 1 (математикам). В каком столетии берут истоки польская профессиональная музыка? (9 -10 столетие).

Задание 2 (музыкантам). Какие польские народные танцы завоевали популярность?

Задание 3(теоретикам). Назовите одного из самых известных композиторов Польши.

Задание 4 (искусствоведам и художникам). Какие известные международные конкурсы проходят в настоящее время?

Путешествие по музыкальному творчеству Польши. Энциклопедия «Энциклопедия музыки» - 5 мин. Повторяю вопросы командам (отвечают).

Слайд 7. Шопен Фридерик (портрет). Родился в Желязовой Воле, под Варшавой (Польша) в семье учителя. Играть на фортепиано Шопен начинает с семи лет. А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Прослушанный вами полонез написал один из самых известных композиторов Польши – Фридерик Шопен (1810 – 1849). Группа математиков, посчитайте, сколько лет прожил Ф.Шопен(39) и сколько лет прошло со дня его рождения (201 г.). «Теоретики», как вы думаете, Ф. Шопен связан ли с Беларусью.

Слайд 8. Фридерик Шопен стал учителем в музыке Наполеону Орде (1807 – 1883 г) - белорусскому и польскому литератору и композитору, музыканту и художнику. Группа математиков, посчитайте, сколько лет прошло со дня рождения. Н.Орда - автор полонезов, мазурок, вальсов и альбомов рисунков, материал для которых собрал во время своих путешествий. Имя художника и его творчество хорошо известно в Беларуси и Польше. Именем Наполеона Орды названа улица в Минске, работа художника (изображение Несвижского замка Радзивиллов) запечатлена на самой крупной белорусской банкноте (100 000 рублей). Мультимедиа выключить.

Исполнение. «Ох, і сеяла Ульяніца лянок», бел.н.п.

Учитель. Музыка Польши – одна из древнейших славянских музыкальных культур. В польской музыке широко используются скрипка, дуда, ударные инструменты (бубен, трещотки, колокольчики). А какие инструменты используются в белорусской народной музыке?

Народная музыка Польши одноголосна, а белорусская народная музыка – многоголосна, ей характерны подголоски. Давайте вспомним белорусскую народную песню «Ох, і сеяла Ульяніца лянок». Исполним ее на два голоса с солистом (исполняем 3 куплета).

Слушание и разучивание. «Пан Тик – так», муз. Кшистофа Марцека, сл. Анджея Грабовского.

Учитель. Ребята, вы знаете польский язык? Послушайте песню Кшистофа Марцека и Анджея Грабовского и попробуйте догадаться, о чем в ней поется? (Слушают, после слушания повторяю вопрос).

Учитель. Что вам помогло понять, что эта песня про часы?

Учащиеся. Музыкальное зерно –«тик – так».

Учитель. Какие слова вам были понятны?

Учитель. С каким языком есть сходство?

Учащиеся. С белорусским языком.

Учитель. Какие согласные вызывают необычное произношение, характерное для польского народа? (Ц – Ч - Ш – С ).

Учитель. Прежде, чем начнем разучивать эту песенку, я предлагаю вам выполнить дикционное упражнение. Произносим сочетание согласных Ц – Ч - Ш – С на выдохе, постепенно ускоряя. Мультимедиа включить.

Разучивание. «Пан Тик – так», муз. Кшистофа Марцека, сл. Анджея Грабовского. Разучиваем по приему «Эхо». Напоминаю о правилах посадки.

Учитель. Характерной чертой польской танцевальной музыки является синкопа. Синкопа – перенесение акцента с сильной доли на более слабую. Давайте отхлопаем ритмическую группировку, где встречается синкопа.

Слайд 9. Слушание. «Мазурка».

Учитель. Я предлагаю послушать еще одно польское музыкальное произведение Ф. Шопена «Мазурку». Предлагаю работу в группах: «теоретикам» – найти в словаре, что обозначает слово «мазурка», «искусствоведам» - подобрать при помощи словаря эмоций характеристику этому произведению, «математикам» - при помощи словаря музыкальной речи дать характеристику этому произведению, «художникам» - подобрать цвета, характеризующие, на ваш взгляд, «Мазурку», «музыкантам» - работа над музыкальной грамотой по электронному пособию «Музыкальный класс». Напоминаю о правилах слушания.

Учитель. Мазурка встречается и в белорусской музыке.

Исполнение. Для польской музыки характерна тесная связь песни с танцем.

Какие вы знаете белорусские песни – танцы?

«Зайграй жа мне, дударочку», бел.нар.песня – выразительное исполнение с музыкальными, шумовыми инструментами.

Группа 1. Солисты – исполняют у доски

Группа 2. Танцоры – танцуют по сторонам класса

Группа 3. Музыканты – играют на музыкальных шумовых инструментах.

Слайд 10. Группа 4. Художники – при помощи таблицы цветоощущений по системе йогов подбирают цвета к песне (на доске).

Взаимооценка. Что получилось, а что – нет? Чье исполнение понравилось больше всего?

Учитель. Так, какое сходство между польской и белорусской народной музыкой? Ученик. Народные инструменты, тесная связь песни с танцем.

Слайд 11. Итог урока. Чтобы вспомнить, что же мы узнали на уроке, ответьте на вопросы кроссворда, ключевое слово – полонез.

  1. С творчеством какого народа познакомились? В какой стране мы сегодня побывали? (Польша).

  2. Какой город граничит с Польшей? (Гродно).

  3. Название ноты (Ля).

  4. Что характерно для польских народных песен? (Одноголосие).

  5. Как называется перенесение акцента с сильной доли на более слабую? (Синкопа).

  6. С творчеством какого польского композитора познакомились? (Шопен).

  7. Назовите танец, который исполняют и в Польше, и в Беларуси. (Мазурка).













П

о

л

ь

ш

а






















Г

р

о

д

н

о


































л

я








































о

д

н

о

г

о

л

о

с

и

е







с

и

н

к

о

п

а






















Ш

о

п

е

н


































м

а

з

у

р

к

а



















Рефлексия.

Учитель: Ребята, я попрошу вас с помощью мимики, жеста изобразить своё настроение, покажите мне свои ощущения и в тетрадях самооценки оцените свою работу на уроке. Мне понравилось работать с вами на уроке. В память о нашем уроке я подарю вам открытки с изображением значимых мест Польши.

Учитель: Я вижу, что все получили заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Слайд 12. На этом урок закончен, всем спасибо за внимание, до новых встреч!

Выход из класса под музыку «Полонеза» Ф.Шопена.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Музыка польского народа iconКонспект открытого урока по теме: «Музыка моего народа» 4 класс. Тема: «Музыка моего народа»
Цель: закрепить в сознании школьников, что из русского народного творчества сформировался музыкальный язык русской и современной...
Музыка польского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С глубокой древности и на протяжении веков люди отражали в танце своё отношение к действительности, выражали свои мысли, мечты и...
Музыка польского народа iconУрока в 3 а классе Тема : Музыка моего народа
Задачи: Развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом муз
Музыка польского народа iconТема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме
Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором
Музыка польского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бинарный урок в 7-м классе (музыка+история) по теме "Патриотизм характерная черта руссского народа"
Музыка польского народа iconРабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка»
«Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной...
Музыка польского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В пословицах и поговорках любого народа сконцентрированы мудрость, дух и опыт народа. Поэтому знание пословиц и поговорок поможет...
Музыка польского народа iconРабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Музыка польского народа iconКабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана...
Музыка польского народа iconИменной указатель к работам а. Я. Глазунова
Аарон Маркович,не принят царём Михаилом в качестве польского "посредника". Нелег 4
Музыка польского народа iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Музыка польского народа iconРабочая учебная программа музыка
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Музыка польского народа iconОбряды и обычаи чувашского народа сквозь призму веков
Национальные истоки характера родного народа становятся более явственными и осознанными
Музыка польского народа iconПрограмма рассмотрена «Утверждаю»
Средняя общеобразовательная школа №216 с углубленным изучением польского языка имени Адама Мицкевича
Музыка польского народа iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень)
«Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской...
Музыка польского народа iconРабочая программа По курсу "Музыка"
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2-е издание,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск