Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал





Скачать 94.57 Kb.
НазваниеУчебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал
Дата публикации04.07.2013
Размер94.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма организации учебной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.

Задачи урока:

Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся с выражением «три кита» в русском языке.

Развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

а) для учителя: учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал.

б) для учащихся: учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой для учащихся 3 класса (1 часть);

Техническое обслуживание: проектор, экран.

Оформление доски: число, вид работы, тема урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Добрый день! Садитесь. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.
Cлайды1-7

Дети повторяют за учителем слова :

Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные!

Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

-А начнём мы свой урок с рассказа о семье.

-Все мы живём в семьях, в которых могут быть такие члены, как папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь. Каждый член семьи имеет своё имя. Это сходство с нашей речью. Ведь наша речь, как и семья состоит из отдельных частей, то есть из слов. Эти слова имеют свои названия.

Cлайд 8

Что можно сказать, рассмотрев каждого члена семьи? (Они все разные)

-Правильно в речи все слова тоже разные.

-Сегодня мы будем говорить…

-О какой части речи будем говорить, я думаю, вы догадаетесь, выполнив задания.

Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число, классную работу, и строчку одну оставьте чистой.

-Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Я предлагаю вам загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница… (Зима)

-Правильно! А декабрь, какой по счёту месяц зимы? (Первый)

З з

Зз

зима

-Подберите родственные проверочные слова к слову зима и запишите их. (Зимний, …)

Словарная работа

-Рыбка приплыла, не одна, а с зимними словами.

- К какой части речи они относятся?

– Найдите лишнее слово:

-Запишите слова в тетради, кроме лишнего, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Cлайд 9

III. Сообщение темы и целей урока

-Вот вам последняя подсказка.

Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам.

-Вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

-Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии.

Cлайд 10

-Название острова образовано от слова лингвистика.

Слайд 11

-из словаря Ожегова значение слова -Лингвистика – это наука о языке.

Слайд 12

-На этом острове много стран. (12) Многие страны вам еще не известны, знакомство с ними вас ждет в будущем. Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, как вы уже догадались: Имя существительное.

-Тема нашего сегодняшнего урока «Обобщение знаний об имени существительном». (Открывается запись, тема урока на доске)

-Наша цель - повторить и обобщить об имени существительном.

-За каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал правильных ответов, значит он самый умный. А сова, как правило, символизирует мудрость. Ну, что, вперед!

[image]

-Ребята, в русском языке очень много слов, обозначающих предмет. Имя существительное стоит на «трех китах» - трех грамматических признаках.

-Откуда пришло выражение «три кита»?

(В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах).

-О каких трех китах вы слышали? (В экономике)

-Три кита – это фундамент чего-либо.

-Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке?

IV. Обобщение и систематизация знаний

Учитель открывает 1 кит:

грамматическое значение: на экране и доске.
Слайд 13 - 14

-Что такое имя существительное?

Приведи примеры.

(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что? и косвенные вопросы)

Слайд15

- Имена существительные кроме предмета называют явления природы, признаки, действия.

-Образуйте и запишите сущ. от:

глаголов: бежать, кричать, прыгать;

прилагательных: интересный, сильный, добрый.

По цепочке учащиеся диктуют и пишут в тетрадях:

Действие: бег, крик, прыжок.

Признаки: интерес, сила, доброта.

– Приведите примеры существительных, которые называют явления природы, признаки, действия.

Слайд 16

Устная работа. Дети смотрят на экран и называют существительные. За это получают совёнка.

V. Физкультминутка

Слайд 17

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

VI. Обобщение и систематизация знаний

Слайд 18

Учитель открывает 2 кит:

морфологический кит -

число, род, склонение, падеж: на экране и доске.

– Ребята, а как умеют изменяться имена существительные?

(По числам)

- В каком числе могут быть имена существительные?

Слайд 19

- А сейчас давайте поиграем.

Игра «Волшебный квадрат»

Слайд 20

-На экране слова, закрасьте синей ручкой имена сущ. мн.ч.

Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах».

-ножницы, пальто, конь, духи

лагерь, соседи, сугробы, ветер

метель, окна, опилки, молодежь

грибы, ельник, трамвай, деревни

Взаимопроверка, поменяться карточками и проверяющий проверяет по рисунку на экране.

-Сверьте рисунки с рисунком на экране.

Слайд 21

-У кого точно такие же рисунки? Молодцы!

Слайд 22

-Какого рода бывают имена существительные?

-Как определить род существительного?

Игра «Молчанка»

Я покажу картинки, а вы покажите карточки.(ж.р., м.р., с.р.)

Яблоко, платье, тетради, берёзка, кровать, дом, заяц, волк, лошадь, лето, снеговик, дятел, кот, белка, собака, деревня.

-Давайте вспомним, какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму? К третьему?

Дети отвечают.

Слайд 23

-Давайте выполним следующее задание. Буквы перепутались.

Слайд 24

-Напиши правильно слова. Определите склонение имен сущ.

ТОРАВКЬ, СКЕРОЛ, ПТУХЕ, ЯШПЛА, БОКАЧАБ, КАЧИНЙ, ШЬМЫ, МДЬЕМВДЕ, ЯСТРЮЛКА

– Теперь, ребята, послушайте стихотворение. Найдите формы одного и того же слова.

Учитель читает стих:

У норы добычи ждет.
Притаившись, белый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте.
Вспоминает о коте!

Слайд 25

– Формы какого одного и того же слова вы услышали? (Кот)
– Верно.
– Дружок, а ты знаешь падежи? А, ну-ка, расскажи.


– Что такое склонение? (Изменение существительных по падежам)

-Сколько в русском языке падежей?
– А сейчас просклоняйте слово
кот, задавая и записывая вопросы.

Кайсаров Саша у доски работает.

Тажбаеву Юре и Юльф Саше картинки раздать.

И.п. (кто?) кот.
Р.п. (кого?) кота.
Д.п. (кому?) коту.
В.п. (кого?) кота.
Т.п. (кем?) котом.
П.п. (о ком?) о коте.

Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка.

– А сейчас я вам, ребята, предлагаю разложить окончания существительных по падежам.

Работа в группе. Собрать окончания и падежи.

-Назовите безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе, а также вопросы и предлоги.

Слайд 26

Творческая работа. Устная работа.

Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране:

Слайд 27

и костра небольшого сидели у собака охотник

– Составьте предложение.

(Охотник и собака сидели у небольшого костра).

-Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.
– Найдите главные члены в предложениях.
(Охотник и собака сидели).
– Определите синтаксическую роль в предложении.

(Имя существительное может быть в роли подлежащего).
Слайд 28

– Это и есть 3 кит: синтаксический признак.

Учитель открывает 3 кит: на экране и доске.

Отроем учебники и выполним упражнение 266 страница 135.

Спишите предложения. Разберите предложения по членам предложения.

VII. Контроль. Самопроверка знаний

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по разделу имя сущ.

Вам предлагается тест.

Слайд 29

Ф.И. ученика

Имя существительное – это____________________________

-обозначает ____________________________________________

-отвечает на вопросы ___________________________________

-изменяется ____________________________________________

-в предложении бывает_________________________________

Как правильно?

Склонением называется изменение имен существительных:

  1. *По числам *По падежам

В каком падеже существительные всегда с предлогами:

В каком падеже существительное является подлежащим?

К 1 склонению относятся существительные

Ко 2 склонению относятся существительные

К 3 склонению относятся существительные

Выбери сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в числе:

Веселый друзья

Старая крепость

Умная лицо

Шумное море

Высокие липа

Определи падеж слова ёлка

В лесу на поляне растёт ёлка. На ёлке висят шишки. Часто на ёлку забирается белочка. Нередко к ёлке прилетает дятел. Под ёлкой прячется зайчик. Зимой около ёлки много разных

следов.

Определи склонение существительных.

Обед, железо, полотенце, смех, пожар, трусость, варежка, кашель, воз, темнота, валенок, капуста.

Впиши безударные окончания существительных в ед. ч.

ПАДЕЖИ

1

СКЛОНЕНИЕ

2

СКЛОНЕНИЕ

3

СКЛОНЕНИЕ

И. п.










Р. п.










Д. п.










В. п.










Т. п.










П. п.












VIII. Итог урока

Слайд 30

-В море жила маленькая рыбка. Как все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит.

-Где? Зачем? Почему? – спрашивала рыбка. И вот рыбка встретила нас. Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке и попрощаемся с нею.

Слайд 31 Рефлексия

- Итог урока.

Слайд 32

-Что же за «три кита» в русском языке?

Ответы детей.

-Итак, у кого больше всех совят?

Награждение медалью «Самому умному».

Оценки выставить.

IX. Домашнее задание

Упражнение 236 раздать совят с д/з

-И напоследок. Сказало существительное:
- «Я слово удивительное!»

Чем оно удивительно?
-Послушайте, как поэт Шибаев написал об этом
в стихотворении.


Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

А.Шибаев.

Слайд 33

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чаргаринская основная общеобразовательная школа

Открытый урок

Программа: «Школа России».

Предмет: Русский язык.

Класс: 4 класс.

Разработала Русинова Елена Константиновна

учитель начальных классов.

2010 год

Cамоанализ урока

Урок русского языка 4 класса. «Обобщение знаний об имени существительном». Разработка данного урока составлена по программе «Школа России». Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном» Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном. Данный урок проходил с использованием ИКТ, он способствует развитию всех познавательных процессов, позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, идет упор на игровую деятельность, что дает возможность поднять учебную мотивацию. Таким образом, на уроке реализуется полностью содержание программы, курса. На уроке учитывались индивидуальные особенности детей, прослеживался познавательный интерес учащихся, достаточная их активность. Проводилась работа по развитию интереса к предмету с помощью разных видов деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconКонспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, сигнальные...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУчебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс....
Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник «Математика. 1 класс» 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику 1 часть, презентация по теме «Число и цифра 9», дифференцированные...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник Т. Г. Рамзаевой, презентация по теме “Глагол” (Приложение 1), карточки
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУчебник «Русский язык», 2 класс, часть Н. А. Чуракова учебник «Русский язык»
Разработка проекта урока во 2-б классе боу «Тарногская средняя общеобразовательная школа»
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУрок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе...
Дидактический материал: Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник. М.: Академкнига/учебник, 2007, Гольфман Е. Р. Русский язык. Тетрадь...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconРабочая программа Предмет: русский язык
Учебник «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова....
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconРусский язык Речь и речевое общение
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник «Русский язык»; карточки – опоры для слабоуспевающих учащихся; карточки для работы в парах; картинки для словарной...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУчебник для 4 класса нач шк. В 2ч. М.: Дрофа, 2009. Ход урока. Организационная часть
Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУчебного курса «Русский язык» для 7 класса
«Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. (Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconУчебного курса «Русский язык» для 8 класса
«Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. (Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал icon“Clothes”
Оборудование: презентация; раздаточный материал (карточки с ребусом; карточки для игры «Верно или нет»; текст для чтения; кроссворд,...
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть); карточки с китами; презентация; дополнительный материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Москва: Просвещение,2008 г., презентация по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск