Скачать 100.25 Kb.
|
«ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»: СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ НА ЭКРАНЕ Выполнил (а): ________ _____________________ Учитель: Крайнова Наталья Ильгизяровна, учитель русского языка и литературы Югорск, 2013 г. Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Сказка – вид народного творчества ………………………………….4 Глава 2. Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма………………………………….6 Заключение………………………………………………………………………9 Список литературы…………………………………………………………….10 Введение Каждый первоклассник, едва научившись читать, берет в руки сборник русских народных сказок, ни один малыш не засыпает без чтения родителями сюжетов о любимых персонажах: «Колобок», «Золушка», «Алиса в стране чудес». Мы с детства рисуем образы сказочных героев, знакомимся с ними по книжным иллюстрациям. На сегодняшний день существует большое количество мультфильмов, берущих в основу сюжеты сказок. Два месяца назад во всех кинотеатрах страны с успехом прошел мультипликационный фильм по мотивам русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк». С художественным текстом я знакома давно, однако, посмотрев экранизацию, увидела ряд особенностей, о которых и хотела бы сообщить в своей работе. Цель работы: обозначить сходства и различия между текстом русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и ее современной экранизацией. Для выполнения данной цели необходимым стало решение следующих задач: - подобрать литературу по теме; - изучить понятие сказки, ее типологию; - сравнить сюжет сказки текстового варианта и экранизации; - составить сравнительно-сопоставительную характеристику книжных и экранных героев сказки; - сделать выводы. Глава 1. Сказка – вид народного творчества Исследованием сказки занимались многие ученые-фольклористы. Сам термин вошел в обиход лишь в XVII в., в более ранний период данный вид народного творчества назывался «быль». В научной литературе сказка определяется чаще всего как один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Анализ существующих определений показывает, что в них наряду с вымышленными событиями подчеркивается устный характер сказки как художественной литературы. Существует множество толкований термина «сказка». Так, например, по Ю.М. Соколову, сказка – это устный поэтический рассказ фантастического, авантюрного, новеллистического или бытового характера. Зуева Т.В. понимает под сказкой устный народный рассказ волшебного, авантюрного, приключенческого, социально-бытового содержания, который исполняется с установкой на вымысел (вымысел – это и предмет и идея сказки). Рабочим для нас стало толкование В. Я. Проппа: «Сказка – это прозаический устный рассказ о вымышленных событиях, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики». По мнению исследователя, сказка обладает рядом особенностей:
«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» - сказочные инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы; «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - сказочная концовка, финал;
Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: Клишированное описание портрета - «Баба-Яга, костяная нога»; Клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»; Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»; Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец». Имея установку на вымысел, сказка художественно убедительна, она правдоподобна в деталях («Я там был, мед-пиво пил, по усам текло – в рот не попало»). Универсальный художественный прием, который используется в сказках – антитеза, она проявляется и в идее – жизнеподобие и фантастика, и в образной системе (деление на положительных и отрицательных героев). Обрисовка героев происходит через действие, сами персонажи схематичны, а в образах нет эволюции. Развитие сюжетного действия группируется вокруг главного героя. Сказка однолинейна, сюжет, как правило, последователен и замкнут. В конце XVIII века Снегирев классифицировал сказки на: - мифологические; - богатырские; - житейские. По классификации А.Н.Афанасьева сказки делятся на: - сказки о животных; - волшебные сказки; - былинные сказки; - исторические сказания; - былички; - народные анекдоты; - докучные сказки; - прибаутки. В нашей работе мы опирались на классификацию В.Я.Проппа, который выделял: - сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Колобок», «Курочка и петушок», «Репка»); - волшебные сказки («Морозко», «Белая уточка», «Марья Моревна»); - новеллистические (социально-бытовые сказки) («Безграмотная деревня», «Барин и плотник»). Глава 2. Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк» относится к волшебной. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь Берендей) и младшее — Иван с братьями. Завязка сказки состоит в том, что главный герой обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета (запреты волка — не брать золотую клетку, не брать золотую узду), нарушения запрета и последующая беда. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой сражается с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. В конце сказки Иван Царевич женится на Елене Прекрасной, а отец наказывает старших братьев. Существует несколько вариантов сказки:
Разница между двумя вариантами несущественная: отличается имя царя (у Толстого – Берендей, по сборнику Афанасьева – Выслав Андронович) и судьба старших братьев Ивана рассказывается по-разному (по Толстому – волк растерзал братьев, по сборнику Афанасьева – Выслав посадил царевичей в темницу). В нашей работе мы пользовались вариантом, взятым из книги А.К.Толстого. Обратимся к сравнению сюжетов книжной и экранизированной версий. Таблица 1.
По сюжету народной сказки Иван отправляется по просьбе отца искать жар-птицу, в мультипликационной версии – проходит испытание, чтобы стать мужем царевны. Как мы видим, сюжет современной экранизированной сказки очень переосмыслен режиссером Владимиром Торопчиным, присутствуют намеки на современность, например, шутка про спортивные игры к 14-му (Олимпиада в Сочи 2014 г.), волшебный клубок с надписью «Prology» (известный производитель навигационных систем). В целом, экранизированная версия абсолютно не соответствует сюжету русской народной сказки про Ивана Царевича и Серого волка, присутствуют эпизоды и мотивы из нескольких русских народных сказок. Например, волшебное зеркало – сказка «Спящая красавица», мотив посыла – сказка «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Существенным отличием между анализируемыми версиями являются и персонажи. Таблица 2.
Вероятно, режиссер добавил дополнительных сказочных героев для занимательности сюжета – ученый кот и русалка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч – традиционные герои русских сказок, но в тексте про Ивана Царевича и Серого волка их нет; тень, император, белка, щенок – это дополнительные герои из различных произведений. Заключение Начиная с середины 20 века, сказка окончательно перешла в разряд детских жанров, она знакома по книжным вариантам, часто выступает в литературной обработке. Однако не стоит забывать и том факте, что с появлением телевидения, сказка приобрела «новую» жизнь: все чаще мы встречаем с детства полюбившихся сказочных героев на экранах кинотеатров. В своей работе мы провели сравнительный анализ текста русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и ее экранизированной версии и пришли к следующим выводам:
Список литературы
|
Программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,... Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,... | 8 часов Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки | ||
Тема урока: Выделение жанровых особенностей русской народной сказки... Ль: организовать пространство личностного нравственного ориентирования в процессе планирования действий в соответствии с поставленной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: изучить теорему об углах с сонаправленными сторонами; ввести понятие угла между прямыми и рассмотреть задачи, в которых используется... | ||
«Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания... Изучить физические и химические свойства сложных эфиров, изучить понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные... | Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих... | Урок-сказка "Состав чисел 2-5" В гости сегодня придут герои одной известной сказки. Из какой сказки вы сейчас угадаете сами. Слушайте внимательно, я сейчас прочитаю... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: изучить устройство пылесоса, дать понятие о принципах его работы, дать понятие о правилах пользования; развивать техническое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ дать понятие о кристаллическом... | ||
Электронные библиотеки Детская иллюстрированная библиотека Повести Галины Демыкиной, сказки Энн Хогарт, Редьярда Киплинга,стихи Эмиля Виктора Рью, Элеоноры... | Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда Цели: повторить понятие площади плоских фигур, ввести понятие объема тела, единиц измерения объемов тел; изучить основные свойства... | ||
Тема: Русские народные сказки. Цели Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности | Темы вашего учебного проекта Изучить понятие пропорция, её свойства, применение в профессии, материал оформить в виде подборке задач, презентацию материала и... |