Изучить понятие сказки, ее типологию





Скачать 100.25 Kb.
НазваниеИзучить понятие сказки, ее типологию
Дата публикации28.06.2014
Размер100.25 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Литература > Сказка
«ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»: СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ НА ЭКРАНЕ

Выполнил (а): ________

_____________________

Учитель:

Крайнова Наталья Ильгизяровна,

учитель русского языка и литературы

Югорск, 2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Сказка – вид народного творчества ………………………………….4

Глава 2. Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………….10

Введение

Каждый первоклассник, едва научившись читать, берет в руки сборник русских народных сказок, ни один малыш не засыпает без чтения родителями сюжетов о любимых персонажах: «Колобок», «Золушка», «Алиса в стране чудес». Мы с детства рисуем образы сказочных героев, знакомимся с ними по книжным иллюстрациям. На сегодняшний день существует большое количество мультфильмов, берущих в основу сюжеты сказок. Два месяца назад во всех кинотеатрах страны с успехом прошел мультипликационный фильм по мотивам русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк». С художественным текстом я знакома давно, однако, посмотрев экранизацию, увидела ряд особенностей, о которых и хотела бы сообщить в своей работе.

Цель работы: обозначить сходства и различия между текстом русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и ее современной экранизацией.

Для выполнения данной цели необходимым стало решение следующих задач:

- подобрать литературу по теме;

- изучить понятие сказки, ее типологию;

- сравнить сюжет сказки текстового варианта и экранизации;

- составить сравнительно-сопоставительную характеристику книжных и экранных героев сказки;

- сделать выводы.

Глава 1. Сказка – вид народного творчества

Исследованием сказки занимались многие ученые-фольклористы. Сам термин вошел в обиход лишь в XVII в., в более ранний период данный вид народного творчества назывался «быль».

В научной литературе сказка определяется чаще всего как один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Анализ существующих определений показывает, что в них наряду с вымышленными событиями подчеркивается устный характер сказки как художественной литературы.

Существует множество толкований термина «сказка». Так, например, по Ю.М. Соколову, сказка – это устный поэтический рассказ фантастического, авантюрного, новеллистического или бытового характера. Зуева Т.В. понимает под сказкой устный народный рассказ волшебного, авантюрного, приключенческого, социально-бытового содержания, который исполняется с установкой на вымысел (вымысел – это и предмет и идея сказки). Рабочим для нас стало толкование В. Я. Проппа: «Сказка – это прозаический устный рассказ о вымышленных событиях, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики». По мнению исследователя, сказка обладает рядом особенностей:

  1. Присутствуют в текстах сказочные формулы – ритмизованные прозаические фразы:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» - сказочные инициалы, зачины;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - сказочная концовка, финал;

  1. «Общие места» - кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

Клишированное описание портрета - «Баба-Яга, костяная нога»;

Клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

Имея установку на вымысел, сказка художественно убедительна, она правдоподобна в деталях («Я там был, мед-пиво пил, по усам текло – в рот не попало»). Универсальный художественный прием, который используется в сказках – антитеза, она проявляется и в идее – жизнеподобие и фантастика, и в образной системе (деление на положительных и отрицательных героев).

Обрисовка героев происходит через действие, сами персонажи схематичны, а в образах нет эволюции.

Развитие сюжетного действия группируется вокруг главного героя. Сказка однолинейна, сюжет, как правило, последователен и замкнут.

В конце XVIII века Снегирев классифицировал сказки на:

- мифологические;

- богатырские;

- житейские.

По классификации А.Н.Афанасьева сказки делятся на:

- сказки о животных;

- волшебные сказки;

- былинные сказки;

- исторические сказания;

- былички;

- народные анекдоты;

- докучные сказки;

- прибаутки.

В нашей работе мы опирались на классификацию В.Я.Проппа, который выделял:

- сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Колобок», «Курочка и петушок», «Репка»);

- волшебные сказки («Морозко», «Белая уточка», «Марья Моревна»);

- новеллистические (социально-бытовые сказки) («Безграмотная деревня», «Барин и плотник»).

Глава 2. Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма

Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк» относится к волшебной. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь Берендей) и младшее — Иван с братьями. Завязка сказки состоит в том, что главный герой обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета (запреты волка — не брать золотую клетку, не брать золотую узду), нарушения запрета и последующая беда. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой сражается с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. В конце сказки Иван Царевич женится на Елене Прекрасной, а отец наказывает старших братьев.

Существует несколько вариантов сказки:

  1. «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» - сборник А.Н.Афанасьева «Дедушкины прогулки, содержащие в себе 10 русских сказок» (Спб, 1819).

  2. «Иван Царевич и Серый волк» - интерпретация А.К.Толстого (М.: Молодая гвардия, 1968).

Разница между двумя вариантами несущественная: отличается имя царя (у Толстого – Берендей, по сборнику Афанасьева – Выслав Андронович) и судьба старших братьев Ивана рассказывается по-разному (по Толстому – волк растерзал братьев, по сборнику Афанасьева – Выслав посадил царевичей в темницу). В нашей работе мы пользовались вариантом, взятым из книги А.К.Толстого.

Обратимся к сравнению сюжетов книжной и экранизированной версий.

Таблица 1.

Русская народная сказка

Мультипликационный фильм

У царя Берендея было три сына, и младшего из них звали Иваном. Повадился кто-то воровать золотые яблоки в саду царя. И дал он своему сыну Ивану задание изловить вора. Узнал Иван, что это была таинственная Жар-птица невиданной красоты. Захотелось царю Берендею добыть ее, и дал он Ивану задание поймать ее и привезти к царю. И отправился Иван-царевич на поиски таинственной и прекрасной Жар-птицы в другие земли… А в пути ему помогал во всем Серый волк – верный друг и помощник Ивана-царевича. Много трудностей возникло на пути царевича. И что бы он делал без помощи Серого волка?


В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Василиса, царская дочь. И всем была хороша Василиса – и красива, и умна, да только замуж выходить не хотела, думала ещё немного поучиться. И решил тогда царь выдать её за первого встречного, которым оказывается Иван из соседнего царства… Но непросто оказалось стать мужем царской дочки, нужно ещё пройти сказочное испытание. И отправился Иван со своим помощником Серым Волком в путешествие по тридевятому царству. А приказал царь-батюшка пойти Ивану туда «не знаю — куда» и найти «то, не знаю что». Попросил он помощи у кота учёного. Рассказал кот, что есть один колодец, из которого доносятся непонятные звуки, и дал волшебное зеркало, через которое с ним можно связаться.

Здесь и начинаются приключения Ивана и его помощника.


По сюжету народной сказки Иван отправляется по просьбе отца искать жар-птицу, в мультипликационной версии – проходит испытание, чтобы стать мужем царевны. Как мы видим, сюжет современной экранизированной сказки очень переосмыслен режиссером Владимиром Торопчиным, присутствуют намеки на современность, например, шутка про спортивные игры к 14-му (Олимпиада в Сочи 2014 г.), волшебный клубок с надписью «Prology» (известный производитель навигационных систем). В целом, экранизированная версия абсолютно не соответствует сюжету русской народной сказки про Ивана Царевича и Серого волка, присутствуют эпизоды и мотивы из нескольких русских народных сказок. Например, волшебное зеркало – сказка «Спящая красавица», мотив посыла – сказка «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Существенным отличием между анализируемыми версиями являются и персонажи.

Таблица 2.

Русская народная сказка

Экранизированная версия

Главный герой

Иван – младший сын царя Берендея. Отправляется по просьбе отца добыть жар-птицу.


Иван – простой деревенский парень, не является царевичем. Мечтает стать пожарным. Любит присваивать пожарам степень. Из-за своей мечты был выгнан из 3/10 царства в 3/9 царство.

Королевна

Елена Прекрасная – королевна из тридесятого государства, очень красива.


Василиса Премудрая – единственная дочь царя. Очень умна. Окончила Оксфорд и Сорбонну. Хочет выйти замуж по любви. Увлекается романтическими историями.

Царь

Берендей – справедливый царь некоторого царства – некоторого государства. Отец Ивана-царевича. Имеет роскошный сад, в котором росла его любимая яблоня с золотыми яблочками.

Царь – вредный, но безумно любит свою дочь Василису. Имеет секретный ключ. Имени нет. У царя есть секретный ключ, который хотят заполучить враги.


Чудесный помощник

Волк – добрый, но немного хитрый, очень сообразительный, помогает Ивану Царевичу. Съедает в лесу коня Ивана Царевича, после чего, становится его помощником.

Волк – добрый, немного хитрый. Готов помочь в трудную минуту. Верит, что его предки были людьми, но это не так. Находится на службе у царя, где и встречает Ивана.

Второстепенные герои

Братья Ивана – очень злые и расчетливые, убивают младшего царевича, чтобы ради своей выгоды.

Конь с золотой гривой; жар-птица; цари – Афрон, Долмат.


Баба Яга – легко поддаётся лести и ест тех, кто ей не нравится. Мечтает продлить свою молодость.

Змей Горыныч – злой, но Иван учит Змея делать добрые дела.

Кощей – злой герой. Обожает рассказывать истории.

Император – любит принимать парады. Выгнал Ивана из 3/10 царства.

Советник – отрицательный персонаж. Слуга своей тени. Пытался жениться на Василисе.

Тень – самый злой герой в мультфильме. Желал украсть ключ. Хочет, чтобы Василиса стала его женой.

Кот ученый – живёт на дубе. Очень умный. Помогает Ивану, дав ему волшебное зеркало.

Русалка – постоянно соскальзывает.

Вероятно, режиссер добавил дополнительных сказочных героев для занимательности сюжета – ученый кот и русалка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч – традиционные герои русских сказок, но в тексте про Ивана Царевича и Серого волка их нет; тень, император, белка, щенок – это дополнительные герои из различных произведений.

Заключение

Начиная с середины 20 века, сказка окончательно перешла в разряд детских жанров, она знакома по книжным вариантам, часто выступает в литературной обработке. Однако не стоит забывать и том факте, что с появлением телевидения, сказка приобрела «новую» жизнь: все чаще мы встречаем с детства полюбившихся сказочных героев на экранах кинотеатров.

В своей работе мы провели сравнительный анализ текста русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и ее экранизированной версии и пришли к следующим выводам:

  1. Режиссерская интерпретация сюжета существенным образом отличается от исходного варианта народного творчества.

  2. Экранная версия сказки утрачивает дидактическую функцию в качестве основной, уступая место занимательности и юмору.

  3. В мультипликационном варианте сказки явные намеки на современное время, актуальные на сегодняшний день события.

Список литературы

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2001.

  2. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. – Челябинск: Взгляд, 1998.

  3. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – М., 1963.

  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

  5. Русские народные сказки: в 3 т./ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. – М.: Сов. Россия, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,...
Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,...
Изучить понятие сказки, ее типологию icon8 часов
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Изучить понятие сказки, ее типологию iconТема урока: Выделение жанровых особенностей русской народной сказки...
Ль: организовать пространство личностного нравственного ориентирования в процессе планирования действий в соответствии с поставленной...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: изучить теорему об углах с сонаправленными сторонами; ввести понятие угла между прямыми и рассмотреть задачи, в которых используется...
Изучить понятие сказки, ее типологию icon«Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания...
Изучить физические и химические свойства сложных эфиров, изучить понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconУчебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)
Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский
Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки
Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconУрок-сказка "Состав чисел 2-5"
В гости сегодня придут герои одной известной сказки. Из какой сказки вы сейчас угадаете сами. Слушайте внимательно, я сейчас прочитаю...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи: изучить устройство пылесоса, дать понятие о принципах его работы, дать понятие о правилах пользования; развивать техническое...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ дать понятие о кристаллическом...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconЭлектронные библиотеки
Детская иллюстрированная библиотека Повести Галины Демыкиной, сказки Энн Хогарт, Редьярда Киплинга,стихи Эмиля Виктора Рью, Элеоноры...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconУрок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
Цели: повторить понятие площади плоских фигур, ввести понятие объема тела, единиц измерения объемов тел; изучить основные свойства...
Изучить понятие сказки, ее типологию iconТема: Русские народные сказки. Цели
Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности
Изучить понятие сказки, ее типологию iconТемы вашего учебного проекта
Изучить понятие пропорция, её свойства, применение в профессии, материал оформить в виде подборке задач, презентацию материала и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск