Конспект урока
по русскому языку
в 1 классе
Тема: «Русский алфавит»
Авторы-составители (учителя начальных классов МО Абинский район): МБОУ СОШ №17 ст. Холмская:
Шрамко М.П., Прядко В.А., Маметова Е.А., Туценко Н.С.
МБОУ ООШ №21 х. Первомайский:
Боровик А.С.
МБОУ ООШ №23 х. Краснооктябрьский:
Ватащенко Т.Ю.
2013 год
Общие сведения:
Класс: 1.
Программа «Школа России».
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Тема урока: «Русский алфавит» (Первый урок из двух отведенных по этой теме)
Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- усвоение последовательности букв алфавита, правильного их названия;
- пользоваться алфавитом.
Дети научатся:
Правильно называть буквы в алфавитном порядке;
Узнают историю названия алфавита и азбуки;
Пользоваться алфавитом.
Метапредметные:
Личностные:
- проявлять творческое отношения к процессу обучения;
- проявлять эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате,
учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Регулятивные:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись Учащиеся;
- оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
Материал к уроку: учебник «Русский язык», под редакцией В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, тексты для самостоятельной работы, бумажные вопросительные знаки, тестовые задания для рефлексии, разные виды словарей, таблички с фамилиями ребят класса, алфавит на карточках, электронное приложение к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, компьютер с проектором.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. – Отгадайте загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.) - Кто может сформулировать тему урока?
Учитель. Сформулируем цель урока. (Ответы детей).
- Какие вопросы по теме урока поставим перед собой?
(По мере поступления вопросов учитель обозначает каждый вопрос бумажным вопросом на доске)
? – что такое алфавит?
? – что такое буква? Из каких букв состоит алфавит?
? – для чего нужен алфавит?
? – история слов «Алфавит» и «Азбука».
- Как будем отвечать на вопросы? ( Будем искать информацию в учебнике, словаре и других источниках.)
II. Самостоятельный поиск информации на вопросы. (Работа в парах.) (Каждая пара получает свой вопрос, поиск ответов на который и является основной деятельностью учеников.)
Первая пара - что такое алфавит?
Вторая пара - что такое буква? Из каких букв состоит алфавит?
Третья пара - для чего нужен алфавит?
Четвертая и пятая пара - история слов «Алфавит» и «Азбука». III. Обмен информацией. Учитель. А сейчас каждая пара выступит с ответом на свой вопрос, слушаем и оцениваем устно.
( После выступления каждой пары, прослушивается ответ по электронному учебнику.)
IV. Проблемная ситуация. (Работа в группе.) Учитель. Ребята, расположите в алфавитном порядке фамилии членов вашей группы. (Каждый ученик получает табличку со своей фамилией.) Проблема в том, что некоторые фамилии начинаются с одной и той же буквы.
- Как быть, если фамилии начинаются с одной и той же буквы? (Дети предлагают свои ответы.)
V. Первичное закрепление. Учитель. 1. Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь. Вы помните песенку про кузнечика?
В траве сидел кузнечик (два раза),
Совсем как огуречик
Зелёненький он был
- Вот на этот мотив мы будем петь названия букв. (Перед каждым учащимся алфавит.) (На доске – проекция «Алфавит») - Песенку нужно петь по строчкам. В конце каждой строчки делайте паузу. Слово знак произносить не нужно. Дома продолжите работать с алфавитом, постарайтесь его запомнить. Физминутка. ( Исполняя песенку про кузнечика, выполняют движения). 2. - Помоги Кваку перебраться на другой берег. Для этого расположите слова в алфавитном порядке. (Задание по электронному приложению.) VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель. Проверим себя, для этого выполним упражнение в учебнике. (В тексте пропущены слова. Вставить слова в алфавитном порядке, восстановив предложения). Сравнение по эталону (на доске – проекция восстановленного текста) После проверки сами себя оцените и укажите, над чем еще нужно поработать. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель. Урок подходит к концу. Какую цель мы ставили? (Узнать, что такое алфавит.)
- Достигли цели? Докажите.
- Оцените свою деятельность на уроке. (Оценивают себя при помощи смайликов).
Спасибо за урок!
Приложение к уроку
1. Информация по первому вопросу:
Что такое алфавит?
Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.
Информация по второму вопросу:
Структура алфавита (буквы)
1. Сколько букв в русском алфавите?
2. Для чего нужны буквы?
3. Сколько гласных букв?
4. Сколько согласных букв?
5. Какие две буквы не обозначают звуков?
Информация по четвёртому вопросу:
История создания алфавита. ( Продолжение на странице учебника 53.)
Первоучители словенские - это Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку. Конечно, написание букв очень изменилось, некоторые буквы совсем исчезли, но основа осталась.
День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
Информация по третьему вопросу. (Словари на столе, картинки библиотеки и больницы.)
Для чего нужно знать алфавит?
1. Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
2. Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке.
3. Списки учащихся в журнале составлены в алфавитном порядке.
4. В больнице карточки пациентов расположены в алфавитном порядке.
2. Бланк для ответов самостоятельной работы с проверкой по эталону
1). 1
2
3
| 2). 1
2
3
| 3). 1
2
3
4
| 4).
| 5). 1
2
| 6). 1
2
|
3. Список фамилий учащихся для проблемной ситуации
Килина
| Горбунов
| Морозова
| Мерзляков
| Колегов
| Красноперов
| Прохорова
| Зворыгин
| Суханов
| Павлов
| 4. Алфавит для заучивания
Аа
а
| Бб
бэ
| Вв
вэ
| Гг
гэ
| Дд
дэ
| Ее
е
| Ёё
ё
| Жж
жэ
| Зз
зэ
| Ии
и
| Йй
и краткое
| Кк
ка
| Лл
эль
| Мм
эм
| Нн
эн
| Оо
о
| Пп
пэ
| Рр
эр
| Сс
эс
| Тт
тэ
| Уу
у
| Фф
эф
| Хх
ха
| Цц
цэ
| Чч
че
| Шш
ша
| Щщ
ща
|
| Ъ
твёрдый
| Ы
ы
| Ь
мягкий
|
| Ээ
э
| Юю
ю
| Яя
я
|
| |