Скачать 44.24 Kb.
|
Развитие критического мышления учащихся через уроки чтения. Урок по литературному чтению в 4 классе. « Дедал и Икар. Что такое миф – вымысел или реальность?» УМК «Гармония», учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасова,4 класс Е.Ю.Летун, учитель начальных классов, школа №3, г. Окуловка Цели: учить детей глубокому анализу содержания мифов, развивать навык чтения, умения работать с текстом, внимание, речь, критическое мышление; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе. Оборудование: учебник «Литературное чтение», карточки для работы в группах, индивидуальные карточки «Что такое мифы?». I.Организационный момент. II.Актуализация знаний учащихся. -Ребята, мы заканчиваем чтение раздела «Золотая колесница. Мифы Древней Греции». Я предлагаю вспомнить все, что мы с вами узнали о мифах, потому что в конце нашего урока мы попробуем ответить на вопрос, который записан на доске: «Что такое миф?» -Кто создавал мифы, которые мы читаем? ( Древние греки.) -Что древние греки пытались отразить в мифах? ( Представления об окружающем мире, вопросы о законах, управляющих миром и жизнью людей.) -Кто правит миром, согласно верованиям древних греков? ( Миром правят боги.) -Назовите известных нам богов. (Зевс-повелитель неба. Геба-жена Зевса. Афродита- богиня любви и красоты. Аполлон-бог Солнца и света. Афина-богиня мудрости. Гипнос-бог сна. Аид-бог подземного царства. Посейдон-бог моря. Гефест-бог огня и кузнечного дела.) -Чему служили мифы? Зачем их писали? ( Способ передачи информации от поколения к поколению, из уст в уста.) -Можно ли сказать, что мифы - это устное народное творчество? ( Да.) -Дома вы прочитали последний миф из данного раздела «Дедал и Икар». Скажите, какой эпизод в мифе произвел на вас самое большое впечатление? (Ребята отвечают по желанию.) -Что вы можете сказать о Дедале? ( Ответы уч-ся.) - Я хочу немного добавить к вашим высказываниям. «Дедал» - означает «искусный». В греческой мифологии - Дедал- замечательный изобретатель, архитектор и скульптор, получивший свое мастерство от богини Афины. III.Анализ содержания произведения. - Поработаем в группах. Каждая группа получает таблицу с вопросами. Попробуйте ответить на предложенные вопросы, руководствуясь тем, что в ответах вам необходимо отразить главную мысль мифа «Дедал и Икар».
От каждой группы выступает один человек. Выслушиваются все версии ребят. После коллективного обсуждения класс приходит к единому мнению. IV. Выборочное чтение по вопросам учителя. - Где жил Дедал? - Что он высекал из мрамора? -Чему он научил людей? -Кто помогал Дедалу? - Что с ним случилось? -Что пришлось делать Дедалу? -Куда он добрался? - Что выстроил мастер для критского царя? - Был ли Дедал свободным на острове? - О чем он стал мечтать? - Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту? - Для кого он делал крылья? - Как Дедал учил сына? - Когда они улетели с острова? - Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели? - В какое время суток герои оказались над морем? - Нравился ли Икару полет? - Что случилось с юношей? - Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба летящего сына? - Как поступил Дедал? - Можете ли вы ответить на вопросы: « Была ли смерть Икара напрасной, бесполезной? Почему вы так думаете?» - Какие мечты древних греков подтверждает этот миф? (Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху). V. «Перекрестная дискуссия». - На доске записано высказывание, с которым я предлагаю вам поработать в группах. «Миф – это реальные события, произошедшие в далеком прошлом». - Каждая группа получает для работы карточку с таблицей:
Каждая группа высказывает и защищает свою версию. В процессе коллективного обсуждения всех мнений учащихся приходим к общему выводу. VI.Обобщение изученного материала по данной теме. - Ребята, скажите, пожалуйста, какой эпизод мифа показался вам самым печальным? (Падение Икара в море). - Почему? - Знаете, море, в которое упал Икар, в память о нем до сих пор греки называют Икарийским (часть Эгейского моря). - Думаю, что после чтения произведений из этого раздела, у вас создалось представление о мифах. Что же такое, по вашему мнению, миф? -Перед вами лежат карточки. Я прошу вас ознакомиться с их содержанием. « Что такое мифы?» «Мифы – создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность. Мифы – это повествования, не основанные на реальных фактах. Обычно герои мифа- существа сверхъестественные. Мифы – это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Мифы – это предания, в которых отразились представления наших предков об окружающем мире». -Как вы думаете, какое из этих высказываний верное? (Ответы ребят). - Я очень рада, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Открою вам небольшой секрет: все эти высказывания о мифах я нашла в разных источниках и каждое из них по-своему верно. - Можете ли вы ответить: что объединяет сказки, былины, легенды, мифы? ( Это жанры устного народного творчества. Их герои – люди, животные, боги и т.д.) VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов. 1 вариант. -Подумайте, если бы из мифа «Дедал и Икар» исчез эпизод гибели Икара, как могло закончиться произведение? 2 вариант. - Составьте «синквейн». VIII. Впечатления после урока. Прием «смайлики». |
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Беседа на тему: «красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет) План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
Методическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие... «Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы» | Урок литературного чтения «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому... | ||
Тема: Эстетика одежды План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Природа и человек в лирике Есенина План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
«Эстетика и дизайн ресторанного сервиса» II семестр План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Методический бюллетень технология развития критического мышления Технология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гвардейского района. Тема семинара «Развитие критического мышления на уроках в начальных классах». Одиннадцать педагогов начальной... | Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... | ||
Тема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже» План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
Урок чтения в 1 классе Цель: познакомить с новым произведением, учить работать с текстом, применяя технологию критического мышления, развивать мыслительные... | Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
«Словосочетание» Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического... |