1.
| Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
|
2.
| Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров.
|
3-4.
| "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника.
|
5.
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению на темы: "Образ русской земли в "Слове о полку Игореве", "Жемчужина славянской народной поэзии" и др.
|
6.
| Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.
|
7.
| М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния", "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
|
8.
| Г.Р. Державин. "Властителям и судиям". Обличение несправедливости. «Памятник». Мысль о бессмертии творчества.
|
9.
| А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
|
10-11.
| Н.М Карамзин. "Бедная Лиза". Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза".
|
12.
| Русская литература первой половины 19 века (обзор). Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода.
|
13.
| Романтизм как литературное направление. Западноевропейский и русский романтизм (обзор).
|
14-15.
| В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое», «Светлана». Своеобразие художественного мира писателя.
|
16-20.
| А.С. Грибоедов. Слово о писателе. Комедия "Горе от ума" — картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческий смысл комедии. Мастерство Грибоедова-драматурга. И.А. Гончаров "Мильон терзаний".
|
21-22.
| Р.р. Сочинение на темы "Два взгляда на мир в комедии "Горе от ума", "Чацкий и Софья. История взаимоотношений", "Чацкий: победитель или побежденный".
|
23-25.
| “… Таков Поэт …” Жизнь поэта. Основные вехи творчества А.С. Пушкина.
|
26-28.
| Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «Пущину», « 19 октября»,) и др. Любовная лирика поэта. «Я помню чудное мгновенье..», « На холмах Грузии», « Я вас любил,….»
|
29-30.
| Эволюция темы свободы в лирике поэта.. («Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» и др.).
|
31-33.
| “Глаголом жги сердца людей”. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. (“Памятник”, “Певец”, “Муза”, “К Батюшкову”, “Пророк”, “Эхо”, “Орион”, “Поэт и толпа”, “Поэту”.
|
34.
| Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя.
|
35.
| «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.
|
36.
| “Евгений Онегин”. История создания, сюжет и композиция.
|
| ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”
1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ
|
37-38.
| Онегин в начале и в конце романа. Отношение А.С. Пушкина к герою.
|
39.
| Почему Ленского мог “обыкновенный ждать удел”?
|
40-41.
| “Плоды сердечной полноты”. Образ Татьяны в начале и в конце романа.
|
42.
| Лирические отступления в романе. Образ автора.
|
| 2. АНАЛИЗ ВСЛЕД ЗА АВТОРОМ
|
37.
| “И завтра то же, что вчера”. (День Онегина).
|
38.
| “ Лед и пламя не столь различны меж собой”. (Онегин и Ленский).
|
39.
| “Души невинной излиянье”. Письмо Татьяны - исповедь Онегину.
|
40.
| Сон и именины Татьяны. Дуэль.
|
42.
| “Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана”. Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча.
|
42.
| “Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”. Автор и герой в романе.
|
| 3. ПООБРАЗНЫЙ АНАЛИЗ
|
37.
| Онегин и общество. (“Для всех он кажется чужим”).
|
38.
| Онегин и Ленский. (“ Лед и пламя не столь различны меж собой”.)
|
39.
| Ольга и Татьяна. (“Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт”.)
|
40.
| Татьяна и Онегин. (“Судьба моя уж решена”.)
|
41-42.
| Образ автора в романе. Лирические отступления.
|
43-44.
| Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина: “Лелеющая душу гуманность” поэзии А.С. Пушкина”, “Вечные вопросы в творчестве А.С. Пушкина”, “И жить торопится и чувствовать спешит…” (образ Онегина в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”), “Татьяны, милый идеал” (образ Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, “Автор и герой” (по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”), “Два характера в произведении А.С. Пушкина (опыт сопоставления)”, “Мой Пушкин” и др.
|
45.
| “Жизнь моя - я сам”. Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.
|
46-47.
| “Из пламя и света рожденное слово”. Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. (“Пророк”, “Поэт”, “Кинжал” и др.)
|
48-49.
| Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён» и др.
|
50.
| Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».
|
51.
| “Герой нашего времени”. Замысел и композиция романа.
|
52-53.
| “Странный человек”. (Повести “Бела” и “Максим Максимыч”). Кто Печорин - виновник или жертва трагедии?
|
54.
| “И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?” (“Тамань”).
|
55-56.
| “Неужели зло так привлекательно?” Печорин и “водяное общество”. Печорин в отношениях с Верой, Вернером, Грушницким и Мери.
|
57.
| “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” (“Фаталист”)
|
58.
| Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины.
|
59-60.
| Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
“Нравственные проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова”, “Смысл названия романа”, “Мой Лермонтов”, “Трагедия Печорина, ее сущность и причины”, “Евгений Онегин и Печорин (опыт сопоставления). «Любимые страницы лирики Лермонтова», «Моё любимое стихотворение Лермонтова» и др.
|
61-62.
| “Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы”. Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.
|
63.
| “Мертвые души”. Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава)
|
64-66.
| Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки.
|
67-68.
| Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи.
|
69-70.
| Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Образ автора.
|
71-72.
| Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. “Почему Чичиков главный герой поэмы?”, “Хозяйственный Собакевич- тоже мертвая душа?”, “О чем скорбит и о чем мечтает автор “Мертвых душ”?”, “Живые и мертвые души в поэме Н.В. Гоголя” и т.д.
|
73-75.
| Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и др. Эмоциональное богатство русской поэзии. (Обзор с включением ряда произведений).
|
76-78.
| А.Н. Островский "Бедность не порок". Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада, Победа любви и красоты. Своеобразие языка комедии. (Возможно альтернативное изучение повести Ф.М. Достоевского. "Белые ночи". Образ Настеньки и его роль. Содержание и смысл "сентиментальности" в понимании Достоевского. Тип петербургского мечтателя.
|
79-81.
| Л.Н. Толстой. "Юность". Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Особенность поэтики Л.Н. Толстого.
|
82.
| А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека.
|
83.
| Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений.
|
84.
| И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви. Лиризм повествования.
|
85.
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. Анализ 1-3 глав (Шарик и его неожиданный покровитель).
|
86.
| Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Особенности характера героя.
|
87.
| Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Открытый финал повести. Смысл названия. (Возможно проведение творческой работы — ответ на проблемный вопрос)
|
88.
| Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести.
|
89-90.
| М.А. Шолохов. "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколова. Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении.
|
91-92.
| А.И. Солженицын. «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.
|
93.
| Р.р. Сочинение на тему «Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
|
94.
| Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии.
|
95-97.
| Изучение одной или двух монографических тем, посвященных творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.А. Заболоцкого, А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского (по выбору учителя и учащихся).
|
98.
| Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.
|
99-101.
| В. Шекспир «Гамлет» или И.В. Гете «Фауст» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
|
102.
| Итоговое занятие.
|