V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь»





Скачать 142.38 Kb.
НазваниеV городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь»
Дата публикации05.07.2013
Размер142.38 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ


V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Возрастная категория: «Юный исследователь»

Секция: иностранные языки

Название работы:

«Роль анализа невербальных элементов общения (на примере рассказов Д.Г.Лоуренса)»

Автор работы:

Осьмакова Анастасия Петровна

г.о. Тольятти, МОУ лицей №37, 6Б класс

Соавтор:

Родин Максим Владимирович

г.о. Тольятти, МОУ лицей №37, 6В класс

Научный руководитель:

Куколева Светлана Николаевна,

Учитель английского языка, МОУ лицей №37

Тольятти 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Определение рассказа и классификация невербального поведения героев художественного текста …………………………………………………….............................................5

    1. Особенности рассказа…………….……………………....……………………………......................5

    2. Краткая классификация невербальных элементов общения……………….………....6

Глава 2. Анализ невербальных элементов общения в рассказе……....……………………..7

2.1. Невербальные элементы, сопутствующие речи….…………………...…………………………..7

2.2. Невербальные элементы: жесты мимика…………………….………………………...…………….9

Заключение……………………………………………………………………………..…………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………………...…………………...13

Приложение I…..……………..……………………………..…………………………………………………………...15

Введение

В настоящее время возрос интерес к невербальным средствам общения из-за бурного развития речевой коммуникации (общения). Невербальная коммуникация подвергается все более тщательному изучению. Кроме того, активно исследуется собственно невербальная коммуникация, в частности, выразительные возможности жестов [Ю.В. Корнеева, 2000].

Важная роль в исследовании невербальных средств коммуникации принадлежит работам Г.Е. Крейдлина [Крейдлин, 1994, 1999, 2000]. В центре работ данного учёного находится человек и особенности его невербального поведения в процессе общения. Нас заинтересовала основная идея данного учёного - соотношение невербального поведения с естественной его прямой речью.

Итак, языковое выражение невербальных элементов общения не находит должного освещения в литературе. Настоящая работа посвящена попытке доказать важность словесного описания поведения героев в художественном тексте, которое сопровождает его прямую речь.

Объектом нашего исследования является художественный текст - рассказы.

Предмет исследования – языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

Цель исследования – 1) выявить роль описания невербальных элементов в раскрытии внутреннего мира персонажа художественного текста; 2) какой лексикой с точки зрения экспрессивности пользуется автор для описания поведения героев в диалогической речи.

Материалом для исследовательской работы послужили рассказы Д.Г. Лоуренса The Princess And Other Stories”.

Настоящая работа посвящена попытке исследования вопроса о роли словесного описания поведения героев в художественном тексте, которое сопровождает его прямую речь.

Объектом нашего исследования является художественный текст - рассказы.

Предмет исследования – языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Анализ научной литературы по существующей проблеме.

  2. Определение стиля и места рассказа в литературе.

  3. Классифицирование невербальных средств общения.

  4. Описание вербального выражения невербальных элементов общения на основе материала данной работы.

5. Выявление соответствующих выводов о роли вербального выражения невербальных элементов общения в передаче замысла автора.

В ходе выполнения поставленных задач мы используем следующие методы исследования:

  1. Анализ литературы по теме исследования.

  2. Анализ языковых средств в художественном тексте с точки зрения экспрессивности.

Материалом для исследовательской работы послужили рассказы Д.Г. Лоуренса The Princess And Other Stories”.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы на уроках углубленного изучения русского языка в разделе стилистики, для более глубокого анализа текста, а также на уроках углубленного изучения английского языка.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Определение рассказа и классификация невербального поведения героев художественного текста

    1. Особенности рассказа

В рамках настоящей работы мы рассматриваем рассказ как предмет художественного стиля.

Необходимо дать определение рассказа, чтобы очертить его место в литературе, и определить к какому стилю относится рассказ. Ниже приводим два определения. Итак, в МЭС Брокгауза и Ефрона рассказ определяется как род эпоса, близкий к повести, отличающийся небольшим размером и несложностью содержания [Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 2001].

В «Большой советской энциклопедии» рассказу даётся такое толкование: «малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение» [Большая советская энциклопедия].

Делаем вывод, что рассказ – это жанр художественного прозаического произведения (текст), а значит принадлежит художественному стилю.

Через художественные тексты автор воздействует на читателя, это воздействие эмоциональное (мы сопереживаем героям, испытываем к ним симпатию или отвращение, ярость, верим им или, наоборот, не доверяем и т.д.), у нас, читателей, складывается о каждом герое свое мнение, отношение к нему. В рамках данной работы нам стало интересно, как автор добивается логичного завершенного характера, как он раскрывает своих героев. При анализе героев художественного произведения, на уроках литературы и английского языка нас просят дать характеристику каждому из героев, и в ходе исследования мы заметили, что наши одноклассники дают характеристику героям по их внешним описаниям, описаниям одежды, описаниям жилья, по поступкам и содержанию речи. Однако, мы считаем, что, упуская описание невербального поведения героев, которое сопровождает его прямую речь, невозможно более детально и глубоко рассмотреть героя.. Делаем предположение - кроме прочих общеизвестных приемов автор художественного текста мастерски использует описание поведения героев в диалоге, чтобы донести и сформировать собственную нравственную позицию, выстроить эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя, а это и есть важнейшая функция художественного стиля. Задорнова в своем труде говорит, что исследования показали, что текст должен рассматриваться на всех уровнях языка, но сам текст должен быть выполнен в едином стиле, иначе, нарушается целостность картины [Задорнова, 1984; Назарова, 1994].

Таким образом, в анализе текста рассказа следует учитывать его стилевые предназначения. То есть, мы в практической части попытаемся доказать, чтобы добиться эмоционального и эстетического воздействия, чтобы глубже раскрыть персонажей художественного текста, автор мастерски использует описание невербального поведения героев, когда они ведут диалог.

    1. Краткая классификация невербальных элементов общения

В данном параграфе главы мы очертим классификацию, по которой проводилось исследование невербального поведения. Г.Е. Крейдлин описывает колоссальную классификацию такого поведения, но она сложна для понимания и осознания на уровне шестого класса среднего образовательного учреждения, поэтому для доступности и понимания мы путем упрощения выделили лишь на наш взгляд наиболее понятные и основные уровни классификации:

  1. Голос

  2. Жесты

  3. Мимика

Голосовая игра, падение и повышение тона, изменение силы и тембра голоса постоянно сопровождают речь.

В устной коммуникации жесты, в отличие от слов, воспринимаются в основном глазами. Жесты в целом часто подчеркивают или усиливают речь. [Крейдлин, 2000: 48].

Особое место уделяется мимике лица. Лицо и многие связанные с ним мимические жесты, такие как поднимать брови, надуть губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, поцелуй, движение мышц глаз и некоторые другие соотносятся с конкретными эмоциями, Лицо – это место выражения чувств, внутреннего состояния человека и отношения друг к другу, то есть одно из главных назначений лица – выражение эмоций.

Таким образом, невербальные элементы общения – голос, жесты и мимика – важнейшие компоненты человеческой речи и служат для передачи эмоций и экспрессивности (выразительности) говорящего, а также для раскрытия его характера.

Глава 2. Анализ невербальных элементов общения в художественном тексте

2.1. Невербальные элементы, сопутствующие речи: голос

Практическая глава данного исследования будет посвящена анализу языкового выражения невербальных элементов художественного текста на материале рассказов Д. Г. Лоуренса The Princess And Other Stories”. Приступая к анализу произведений известного классика английской литературы, необходимо очертить круг вопросов, которые выделяли творчество Д. Г. Лоуренса. Творческие поиски писателя были направлены на раскрытие свойств человеческой натуры. Как правило, герои Д.Г. Лоуренса находятся в конфликте между своей натурой и реальным миром. В рассказе “The wilful woman” – это молодая женщина, спешащая на встречу с мужем, в рассказе “The princess” – оторванная от реальности девушка Долли, живущая в мире иллюзий. Героев обоих рассказов объединяет внутреннее состояние душевной неустроенности и невербальные элементы, приводимые Д.Г.Лоуренсом в тексте рассказов, максимально точно служат реализации идейного замысла автора.

Глава исследования состоит из двух параграфов, первый посвящен анализу речевых невербальных элементов (голос), второй – исследованию невербальных элементов жестов и мимике.

В своем исходном, первом, значении слово голос – это «звуки, возникшие в результате колебания связок и выходящие из ротовой полости человека или животного», но голос также и «орган производства таких звуков и способность человека или животного извлекать такие звуки» [Даль; Толковый словарь, 2000].

По звучанию голоса мы можем описать состояние человека. Описание голоса напрямую нередко используется Д.Г.Лоуренсом. Например,

1.Ah,so my little princess has come at last!-he said in his throaty, singing celtic voice.[Lawrence,2002:27] В данном примере описывается голос отца девочки из рассказа ”The princess”.Описательные эпитеты “throaty”, ”singing’ представляют обладателя голоса как мужественного, радующегося появлению дочери отца.

2. Do you want to go away from me?-asked his strange voice. [Lawrence,2002:62] Употребление эпитета “strange” в описании голоса Ромеро, позволяет читателю насторожиться и предположить, что может последовать непредсказуемая реакция героя, когда он получит ответ на свой вопрос. Автор как бы намекает на то, что ответ на данный вопрос чрезвычайно волнует героя и его действия непредсказуемы.

3. Shall I ever be able to go so far? - asked the Princess faintly. [Lawrence,2002:61] Голос героини звучит неуверенно, почти на грани сомнения, что позволяет предположить о неуверенном, почти отчаявшемся состоянии Долли.

4. Romero, she said strangely, it is so cold! [Lawrence,2002:61] Описание “странной” манеры звучит как призыв к действию. Лоуренс раскрывает состояние отчаянья Долли, ее призыв к участию Ромеро в разрешении ситуации.

5. I want to get away from here!, she said decisively.[Lawrence,2002:63] Принцесса настаивает в своем желании покинуть хижину, что указывает на нарастание конфликта.

6. Looks like it, - said the first young man cooly. [Lawrence,2002:71] Холодность в голосе молодого человека позволяет предположить о его безразличии и отсутствии участия в происходящем.

7. Come with me to the top of the red hill! - he said to his wife quietly. [Lawrence,2002:77]. Спокойный голос содержит нотки мольбы.

8. But she held it close and her voice went hard. – No, I can’t , she said. [Lawrence,2002:77] Тяжелый голос указывает на негативное настроение.

9. But I love you and I really want you so much- like that here and now. I’ll never ask you anything again, -he said quickly, passionately, as he turned to her. [Lawrence,2002:77] В данном примере подчеркивается взволнованность героя, беглый, быстрый темп, подчеркивает нетерпение и желание моментного разрешения ситуации, что раскрывает напряженное внутреннее состояние героя.

10. Are there no bigger animals in these mountains? - she asked dissatisfied [Lawrence,2002:42]. Состояние раздраженности Долли.

Итак, рассмотрение примеров вербального выражения невербальных элементов, используемых в тексте рассказов Д.Г.Лоуренса, позволяет сделать вывод, что голос играют очень важную роль в построении отношений между героями, их психического состояния.

2.2. Невербальные элементы: жесты, мимика

В современном русском языке само слово жест по себе означает «демонстративное выразительное движение человеческого тела или некоторого органа, сигнализирующее о чем-то».

В данном исследовании мы рассмотрели классификацию невербального поведения в двух направлениях:

1. Жесты. 2. Мимика.

Каждая из подгрупп нашла свое проявление в выше упомянутых произведениях писателя.

1. Жесты.

1.Can I go over there?- She asked, turning eyes to him and meeting the spark in his eyes. [Lawrence,2002:43] Движение глаз героини подчеркивают душевную напряженность.

2. He shook his head slowly.- I’ve got to up on Sunday with a pack horse and blankets. [Lawrence,2002:44] Медлительность движений Ромеро показывает его неуверенность.

3. And at last he stood up straight and shook his head slowly. – Not very bad! Nothing broken! [Lawrence,2002:44] Жест выражает внутреннее напряженное состояние, опасение за свое здоровье.

4. No!, - Miss Cummins rose with energy. [Lawrence,2002:48] Эмоционально окрашенное слово energy указывает на напряженное состояние.

5. If you want it!, - he said and he raised his shoulders slowly. [Lawrence,2002:49] Невербальный элемент передает неуверенность героя и его сомнения касательно последующих действий.

6. With a jerky, despairing movement, she sat up in the bunk, tossing back her hair, she felt concerned,- Give it me here,- she said! [Lawrence,2002:60] невербальный элемент и подчеркивает отчаянье Долли.

7. Come into a sun,- he repeated, taking her gently by the arm. [Lawrence,2002:63] Жест выражает привязанность и нежность Ромеро к Долли.

2. Мимика.

1. That ridge where there are no trees, only rocks, - his black eyes were focused on the distance. [Lawrence,2002:42] Мимика глаз героя говорит о его задумчивом состоянии в выжидании момента, его заинтересованность в происходящем.

2. And immediately his face became somber again, responsible. –Well,- he said with a touch of mockery at her. [Lawrence,2002:42] Невербальный элемент подчеркивает симпатию героя.

3. That ridge where there are no trees, only rocks? – his face impassive, but as if in pain. [Lawrence,2002:43] Невербальный элемент подчеркивает внутренние переживания героя, его неустойчивое психологическое состояние.

4. His face was heavy with responsibility. Yes, -he said. [Lawrence,2002:43] Невербальный элемент подчеркивает внутренние переживания героя, его неустойчивое психологическое состояние.

5. No, I don’t!- said Romero with impressionless face. [Lawrence,2002: 52] Равнодушие лица героя подчеркивает внутреннюю напряженность.

6. He looked round at her slowly, his face greyish and heavy. [Lawrence,2002: 64] Невербальный элемент подчеркивает внутренние переживания героя, его неустойчивое психологическое состояние.

7. But again he seemed not to able to swallow, he looked up at her. [Lawrence,2002: 64] Невербальный элемент подчеркивает внутренние переживания героя, его неустойчивое психологическое состояние.

8. A blank sort of wonder spread over his face at these words, followed immediately by a black look of anger, and a stony, sinister despair. [Lawrence,2002: 64] Мимика лица героя выражает недовольство, злость героя, состояние внутреннего отчаянья.

9. The smile came suddenly on his face, indulgent. [Lawrence,2002: 47] Невербальный элемент транслирует внутреннее психологическое состояние зависимости от ситуации, его расположение и симпатию к Долли.

10. Yes. Been out five days, - the young Indian gave a little meaningless laugh. [Lawrence,2002: 48] Невербальный элемент намекает на хитрость индийца, его лукавость.

Таким образом, исследование вербального (словесного) выражения невербальных элементов художественного текста на материале рассказов Д. Г. Лоуренса The Princess And Other Storiesпоказало, автор очень умело пользуется эмоционально-окрашенной лексикой для описания поведения героев, и с лингвистической точки зрения данная проблема актуальна. Поведение людей в момент их общения является важным фактором при воплощении и передаче идейно-художественного замысла текста.

Из данного исследования видно, что Лоуренс, как писатель-психолог, затрагивает мотивы внутренней напряженности во взаимоотношениях героев. Этот замысел автора воплощается во многом благодаря описанию невербального поведения героев, а не только описанием внешности, одежды, места жительства и т.д.

Заключение

1. В данной исследовательской работе была рассмотрена одна из возможностей анализа художественного текста (рассказа) на уровне его языкового выражения невербальных элементов общения. Главной целью работы явилось выявление роли таких элементов в передаче внутреннего мира персонажа.

2. В теоретической части работы мы описали элементы невербального общения. В ходе анализа исследуемых единиц мы выяснили, что они обладают экспрессивностью, эмоциональностью и служат для глубокой передачи эмоций героев.

3. В практической части работы проводилось исследование невербальных элементов, используемых Д.Г.Лоуренсом в рассказах The Princess And Other Stories”. Был дан анализ двадцати семи примерам речевых невербальных элементов. Цель исследования по выявлению роли вербального выражения невербальных элементов в передаче идейно-эстетического содержания художественного текста достигнута.

4. Перспективы анализ вербального выражения невербальных элементов в текстах на всех уровнях языка и в текстах других литературных стилей, чтобы выявить их роль в передаче художественного замысла автора.

Список литературы

1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.

3. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского Университета. – Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - №1. – С. 55-67.

4. Берковский Н. Я., О "Повестях Белкина", в Кн.: Статьи о литературе, М. - Л., 1962. – 234 с.

5. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста: Учеб. пособие для ин-тов иностр. яз. и филол. фак. университетов. – М.: Высш. шк., 1984. – 152 с.

6. Корнеева Ю.В. Выразительные возможности жестов // Сб. научн. тр. участников международной конференции «Искусство речи» (Москва, 18-20 января, 2000). – Воронеж – Москва, 2000. – С. 61-63.

7. Г. Е. Крейдлин. Голос, голосовые признаки и оценка речи // Логический анализ языка. Язык речевых действий (под ред. Н. Д. Арутюновой). М.: "Наука", 1994, 141– 153.

8. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. М., 2000. – 400 с.

9. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика в её соотношении с вербальной: Автореф. дисс. … докт. филол. наук. - М., 2000. – 68 с.

10. Назарова Т.Б. Филология и семиотика. Современный английский язык: Монография. – М.: Высш.шк., 1994. – 184с.

11. Нагибин Ю. Размышление о рассказе, М., 1964. – 123 с.

Речевая коммуникация в современном обществе / под общей редакцией проф. Л.В. Минаевой, М., 2002. – 319 с.

12. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка: Учебное пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1994. – 240 с.

Энциклопедии

13. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.: www.encl.yandex.ru/yandsearch?enc_abc, 2001.

14. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: www.encl.yandex.ru/yandsearch?enc_abc, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

КРАТКАЯ СХЕМА ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  1. Лингвистика


1. Определение понятия рассказа, его принадлежность к художественному стилю (как следствие цель – эмоционально-эстетическое воздействие)

  1. Описание невербального поведения героя – как средство передачи и раскрытия внутреннего мира персонажа

  2. Анализ использованной лексики с точки зрения экспрессивности.

II. Психология

1. Классификация невербального поведения, сопутствующего прямой речи героев

а) голос

б) жесты

в) мимика

  1. Суть исследования

  1. Попытка соотнести п.I с п.II

  2. Проследить, какой лексикой с точки зрения экспрессивности пользуется автор для раскрытия внутренних эмоций персонажей.

  3. Проследить служит ли описание невербального поведения героев на раскрытие их внутреннего мира.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Культура речи один из важнейших показателей уровня культуры человека
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconНаучно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» «Утро вечера мудренее?»
Источник: Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — Спб.: Речь, 2006. 371с
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconШпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая...
Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной)
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconПоложение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconШкольная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку» с. Благодатное 27. 02. 13г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconЗаявка на участие в муниципальном этапе краевого форума «Молодежь...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» icon8 февраля 2013 года в День Российской науки в нашей школе прошла...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconФевраль – месяц гражданско-патриотического воспитания
Научно- практическая конференция «Юный исследователь» (1-4 классы) (Сбродова И. А.)
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconДепартамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая...
Нейронные сети. Их применение, роль и значимость в современной и будущей экономике
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconО проведении XI районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
В целях выявления и поддержки одаренных школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, создания пространства для их содержательного...
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconГородская научно-практическая конференция «Старт в науку»
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconРайонная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы
Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь»
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconО V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников...
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconПоложение о I х городской научно-практической конференции школьников
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconО XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции...
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юный исследователь» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее» городская научно-практическая...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск