Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности.





НазваниеПрограмма по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности.
страница1/5
Дата публикации06.07.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт иностранных языков

Кафедра западноевропейских языков и переводоведения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ


Направление 520500 Лингвистика

Степень (квалификация) Бакалавр лингвистики

Курс 3,4, семестр 5, 6, 7

Форма обучения: очная

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры западноевропейских языков и переводоведения от 31 августа 2011 года, протокол № 1.

Составители:

доцент, к.п.н. кафедры немецкого языка и СТО Бартош Д. К.

____________________
ст. преподаватель Федорова Е.Д.

_____________________
Заведующий кафедрой, проф. д.ф.н. Сулейманова О. А.

_____________________

Часть I.

Программа учебной дисциплины
Пояснительная записка
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности.

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2005 г. № 4) на основе современных научных концепций отечественных и зарубежных ученых в области лингводидактики, методики, психологии, лингвистики, педагогики и направлена на формирование у студентов методической компетенции и профессионального творческого потенциала.

Весь цикл подготовки студентов по предмету «Теория и методика обучения ИЯ» включает в себя курс лекций, семинарские занятия, спецкурсы по выбору и написание курсовых работ.

Основной целью лекционного курса (68 ч) является формирование у студентов прочной теоретической базы знаний, т.е. научно-обоснованного представления о теории и методике обучения ИЯ. Реализация данной цели определяется следующими задачами:

  1. Ознакомление студентов с основами теории и методики обучения ИЯ в контексте основных положений современной концепции иноязычного образования;

  2. Анализ методических концепций в истори­ческом и сопоставительном планах, ознакомление с современными методическими системами обучения ИЯ в отечественной и зарубежной науке и практике;

  3. Ознакомление студентов со спецификой обучения языковым, речевым и социокультурным навыкам и умениям в свете современной интерпретации содержания образования в области ИЯ, а также с существующими формами контроля;

  4. Ознакомление студентов с закономерностями процесса обучения ИЯ в свете современных образовательных концепций, со спецификой урока ИЯ, с требованиями планирования и анализа урока или серии уроков по учебному предмету.

Программа семинарских занятий основывается на тематике лекционного курса и рассчитана на 68 часа аудиторных занятий. Семинары ориентированы как на закрепление теоретических занятий, так и на формирование профессионально-методических навыков и умений. Одной из основных задач семинарских занятий является развитие у студентов умений анализировать существующие методические концепции, ориентироваться в процессах, лежащих в основе функционирования и развития современной системы образования в области ИЯ, что, в конечном счете, помогает им в выборе наиболее эффективных путей в достижении искомых результатов обучения. На семинарских занятиях моделируются типичные ситуации учебного общения, используются видеофрагменты уроков опытных учителей и студентов (практикантов), изучаются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, разрабатываются фрагменты урока с использованием отечественных и зарубежных УМК на разных этапах обучения ИЯ. Ряд семинаров проводится в режиме творческих мастерских, в рамках которых студенты создают компьютерные презентационные материалы в сопровождении соответствующих методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе в школе. Основная цель творческих мастерских – развить у будущих преподавателей самостоятельность и креативность, являющимися важными составляющими профессиональной компетенции учителя ИЯ.

Уровень усвоения теоретических знаний и умений применять их для решения типовых методических задач, моделирующих процесс обучения ИЯ в школе в русле традиционных и современных подходов, проверяется в ходе публичной защиты презентационных материалов, курсовых зачетов и экзаменов.

Особое внимание в ходе обучения уделяется развитию у студентов исследовательских умений и навыков в процессе самостоятельной работы. По окончании лекционного курса студентам предлагается обширный круг тем для разработки в курсовых и дипломных проектах, а также предоставляется возможность реализовать творческий потенциал и проверить сформированные в процессе обучения в университете знания и профессионально-ориентированные умения в ходе педагогической практики в школе.

Таким образом, к концу обучения студенты должны обладать системой знаний основ теории и методики обучения ИЯ, умением решать методические задачи концептуального, технологического и исследовательского характера, а также умением анализа и самоанализа, самооценки и самообразования.

Специальность «Бакалавр лингвистики»


Виды занятий

Всего часов

Семестры







5

6

7

Лекции

68

36

18

14

Практические занятия

50

18

18

14

Вид итогового контроля




зачет

зачет

экзамен


Содержание лекционного курса


Раздел 1. Иностранный язык как предмет обучения. История развития методики обучения ИЯ как науки.
Тема 1. Понятия «образование в области ИЯ» и «обучение ИЯ». Теория и методика обучения ИЯ как научная область.

Предмет и объект исследования современной методической науки, ее место в системе наук, взаимоотношения с базисными и смежными науками. Основные понятия и категории теории и методики обучения ИЯ.

Тема 2. История развития методов обучения ИЯ как основа современных представлений о методике обучения ИЯ.

Понятия «метод обучения ИЯ» и «подход к обучению ИЯ». Основные этапы развития методов обучения ИЯ и подходов к обучения ИЯ. Социально-экономические предпосылки и лингвистические и психологические основы возникновения методов обучения ИЯ.


Тема 3. Переводные методы.

Основные варианты переводных методов. Социально-экономические предпосылки их возникновения. Лингвистические и психологические основы. Цели, содержание, принципы обучения. Методические приемы и учебники.

Тема 4. Прямой и неопрямые методы.

Социально-экономические предпосылки их возникновения. Лингвистические и психологические основы. Основные представители прямого и неопрямых методов. Цели, содержание, принципы обучения. Методические приемы и учебники
Тема 5. Аудиолингвальный и аудиовизиуальный методы.

Социально-экономические предпосылки их возникновения. Лингвистические и психологические основы. Основные представители. Цели, содержание, принципы обучения. Методические приемы, учебники и учебные пособия

Тема 6. Развитие методики обучения ИЯ в России (конец XIX в. - начало XX в.) Возникновение и развитие сознательно-сопоставительного и сознательно-практического методов в России

Периодизация развития отечественной методики обучения ИЯ. Социально-экономические предпосылки и научные основы методики обучения ИЯ на разных ее этапах развития. Социально-экономические предпосылки, лингвистические и психологические основы сознательно-сопоставительного и сознательно-практического методов. Основные представители. Цели, содержание, принципы обучения. Программы по ИЯ. Методические приемы, учебники и учебные пособия.

Тема 7. Коммуникативный и межкультурный подходы в России и за рубежом.

Социально-экономические предпосылки, лингвистические и психологические основы коммуникативных методик. Цели, содержание, принципы обучения. Методические приемы и УМК. Культуроцентрические подходы к обучению ИЯ на современном этапе. Основные представители. Цели, содержание, принципы обучения. Методические приемы и УМК.
Раздел 2. Основные понятия и категории методики обучения ИЯ.

Тема 1. Целеполагание в обучении ИЯ.

Практические, развивающие, воспитательные цели. Конечные и промежуточные цели.

Тема 2. Современные принципы обучения ИЯ.

Дидактические принципы обучения ИЯ. Методические принципы обучения ИЯ.

Тема 3. Содержание обучения ИЯ.

Лингвистический компонент содержания. Понятие межкультурной коммуникации. Психологический компонент содержания. Методологический компонент содержания.

Тема 4. Средства обучения ИЯ.

Классификация средств обучения. Нормативные документы по обучению ИЯ. Современные УМК (зарубежные и отечественные).

Раздел II. Аспекты обучения ИЯ.

Тема 1. Обучение фонетической стороне речи

Формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Типология фонетических упражнений. Контроль фонетических навыков и умений.

Тема 2. Обучение лексической стороне речи

Лексическая единица – форма, значение и употребление. Принципы обучения лексике, приемы семантизации лексики. Понятие лексического минимума. Типология лексических упражнений.

Тема 3. Обучение грамматической стороне речи

Принципы формирования грамматических навыков. Роль грамматики в усвоении иностранного языка. Типология грамматических упражнений. Лексико-грамматические игры.

Раздел III. Обучение видам речевой деятельности

Тема 1. Обучение говорению.

Особенности говорения как вида речевой деятельности. Обучение подготовленным и неподготовленным устным высказываниям. Типология заданий для обучения говорению. Обучение диалогической речи. Ситуативность в контексте обучения диалогической речи. Контроль сформированности умений и навыков диалогической речи. Способы обучения монологической речи. Роль опор в обучении монологической речи. Обучение речевым играм.

Тема 2. Обучение аудированию

Понимание на слух как цель и средство обучения. Типология заданий, развивающих понимание на слух. Предтекстовые и послетекстовые задания. Творческая переработка текста.

Тема 3. Обучение письменной речи

Письмо как цель и средство обучения ИЯ. Формирование графических и орфографических навыков. Стили письменной речи. Виды письменной речи. Типология упражнений. Контроль сформированности навыков письменной речи.

Тема 4. Обучение чтению

Чтение как цель и средство обучения. Чтение вслух и чтение про себя. Виды чтения про себя: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее. Типология упражнений для обучения технике чтения на начальном этапе обучения. Критерии отбора текстов для чтения. Контроль уровня сформированности умений и навыков чтения текстов разных типов.

Раздел IV. Контроль успешности обучения

Тема 1. Итоговый и текущий контроль

Виды итогового и текущего контроля. Составление заданий для итогового и текущего контроля.

Тема 2. Формы контрольных заданий для проверки сформированности речевых умений и языковых навыков

Формы и виды контроля. Методы и способы исправления ошибок.

Тема 3. Тестирование как контроль знаний, навыков и умений.

Составление и проведение тестов и контрольных работ. Стандартизированные и неформальные тесты. Требования к тестам.

Тема 4. Оценка. Критерии оценки.

Функции, критерии и формы оценки.

Раздел V. Урок иностранного языка
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине: Методика преподавания иностранных языков
Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам»
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12)
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12)
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №4 от 01. 12. 11)
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconМотивация изучения иностранных языков
В результате изучения дисциплины обучаемый должен усвоить материал в полном объеме, иметь общее представление о теории обучения иностранным...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconВведение Дисциплина «Теория обучения иностранным языкам» принадлежит...
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс теории и методики обучения иностранным языкам в средней школе является одной из обязательных, профилирующих дисциплин, изучаемых...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconИмидж института монархии великобритании
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconУчебно-методическое пособие по педагогической практике для студентов...
В пособии приводится педагогический дневник для 5 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 10
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 12
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconЛингвистическая ситуация в северной англии (на лексическом материале йоркширского диалекта)
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconОбщее и индивидуально-авторское в научных исторических текстах (на материале английского языка)
Диссертация выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретический курс второго...
Рабочая программа предназначена для факультета иностранных языков, отделения английского языка, где французский язык является второй...
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена для факультета иностранных языков педагогического вуза и представляет собой базовый курс подготовки студентов к педагогической деятельности. iconIi. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
Активные методы обучения – это способы активизации учебно познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск