Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ»





Скачать 44.72 Kb.
НазваниеУрок в 4 классе «Композитор имя ему народ»
Дата публикации08.07.2014
Размер44.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ «Смазневская средняя общеобразовательная школа»

Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ».

Цель: продолжить знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен.

Задачи:

- Познакомить учащихся с содержанием и выразительными особенностями народных песен ;

- Закрепить представление о тесной связи музыки и жизни;

- Эмоционально передавать характер песен через собственное представление;

- Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, русские народные инструменты (деревянные ложки, бубны, румба, трещетка, свистульки ), стаканы с водой, пустые стаканы, листья с деревьев нарисованные или осенние, платочки по количеству девочек в классе, баян, опорные схемы, карточки, тексты песен.

( Под запись ансамбля «Узорье», песня «Как под наши ворота » дети заходят в класс.)

Учитель: « Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, я вас очень рада видеть, проходите да присаживайтесь «поудобнее». Я думаю, что это настроение останется у нас с вами до конца урока, а чтобы это проверить у вас на столах лежат баранки и сушки, если вам урок понравиться то вы в конце урока поднимете баранку, а если нет то сушку.

( показывает слайды, звучит русская народная инструментальная музыка «Пастуший наигрыш», на этом фоне он читает стихотворение)

На завалинках, в светлицах

Иль на «бревнышках», каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли седели

Иль под светлый небосвод

Говорили – песни пели

Иль водили хоровод

А играли как в горелки

Ах, горелки хороши

В общем, эти посиделки

Были признаком души

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по « сусеком»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок

Да чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Учитель: Ребята я приглашаю вас на посиделки, а чем же люди занимались на посиделках?

Дети: Разговаривали, пели, танцевали, играли, работали.

Учитель: А речь на наших посиделках пойдет о русских народных песнях. Тема нашего урока: «Композитор – имя ему народ. О чем сегодня мы будем беседу вести?

Дети: может ли народ быть композитором, какие особенности народных песен.

Учитель: « Так откуда, ж русская зародилась музыка?

Дети: из звуков природы

Учитель: А можем ли мы эту музыку услышать сейчас?

Дети: да.

Учитель: Вы ребята хотите попробовать озвучить музыку природы?»

(вызываю желающих изобразить музыку природы, используя стаканы с водой, осенние листья)

Учитель: «Что получалось из этих звуков?

Дети: песни Учитель: « Как вы думаете, зачем человеку нужна песня? Что он мог в ней передать? О чем он мог в ней рассказывать?»

Дети: свои мысли, чувства, рассказывал о своей жизни.

Учитель: « Перед вами лежат тексты песен, которыми вы будите пользоваться во время урока, найдите песню, которая сейчас прозвучит?

Дети: «Во поле береза стояла»

Учитель: « Ребята, какие чувства передает народ к березе? Какая стоит береза?»

Дети: любовь, кудрявая береза.

Учитель: «Ребята что особенного можно увидеть в тексте этой песни, обратите внимания на слова?»

Дети: «есть повторяющиеся слов»

Учитель: «Давайте, исполним песню вместе и проверим, сохраняется ли эта особенность в мелодии?»

Дети: да

Учитель: «Ребята перед вами карточка , давайте ее заполним. Какие особенности русской песни вы записали?»

Дети: повторы.

Учитель: Что можно еще делать под эту песню

Дети: водить хоровод

(девочки водят хоровод, мальчики имитируют игру на инструментах)

Учитель: «Иногда в своих песнях люди открывали свои самые сокровенные мысли. Слушание песни «Ты река ль, моя реченька».

( ребята делятся на две группы: одна пишет слова, с какой интонацией исполняется эта песня , другая передает движения мелодии через рисунок, используя нотный текст., ребята демонстрируют свои работа, поясняя их.)

Дети: движение нарисованной мелодии похоже на движение волн реки.

Учитель: « Пользуясь опорной схемой, заполните карту»

Дети: повторы, ласковые слова, широкое дыхание, ласковые слова, (все поясняя примерами)

Учитель: «Ребята, что еще необычного есть в этой песни, посмотрите, сколько ноток приходиться на одну букву?»

Дети: иногда нот больше

Учитель: «Когда одна буква тянется, несколько нот - это называется распевом. Давайте найдем все распевы в нотном тексте», заполнимте карточку до конца.

Учитель: «Что- то навели на меня грусть тоску, а ведь на посиделках очень часто играли, преображаясь в разных животных, вот и я предлагаю поиграть вами в «Медведя».

( игра проводиться на мелодию песни «На горе то калина»)

Учитель: «Ребята у этой замечательной мелодии есть и другие слова, которые сочинил народ (слушание песни «На горе то калина»)

Учитель: «Какое настроение несет песня?»

Дети: веселое, радостное…

Учитель: «Какие особенности в этой песни можно назвать? Заполните карточку самостоятельно»

Учитель: «Можно ли ребята , по- другому, исполнить эту песню?»

Дети: всем вмести, с солистом…

Учитель: «В русских народных песнях, есть запев и припев. Запевает один (солист) и потом подхватывают все поющие. Давайте определим, где мы будем петь все вместе?»

Дети: определяют

Учитель: «Что описывается в песни?»

Дети: труд людей

Учитель: «Давайте попробуем при исполнении песни изобразить, что делали девушки , когда исполняли эту песню?»

(исполнение песни с «запевалой» с движениями.)

Учитель: «Устраивайтесь по удобнее, да послушайте мою загадку . Скажите, какая песня сейчас прозвучит?»

Дети: «На горе то калина»

Учитель: « А что в ней изменилось?»

Дети: песню исполняет русский народный оркестр.

Учитель: «А вы хотели бы побывать в роли оркестрантов. Тогда выбирайте инструменты и исполняем» (можно выбрать дирижера)

Учитель: «Спасибо вам ребята. Давайте вернемся, к нашей карточки, которую мы заполняли весь урок все ли мы колонки заполнили?»

Дети: осталась колонка с жанрами русских народных песен

Учитель: « Я предлагаю вам их заполнить, самостоятельно используя предложенные мной варианты жанров песен ».

(ребята заполняют, и проверяют конечный вариант, по следующему слайду)

Учитель: «Ребята, как называются все песни, которые мы слушали на уроке?»

Дети: русские народные

Учитель: «Какие особенности песен мы можем назвать?»

Дети: распевы ……

Учитель: «Можно ли народ назвать композитором?»

Дети: да.

Учитель: «Ребята давайте оценим себя».

Дети: высказываются.

Учитель: «Самое время нам с вами на наших посиделках и чай пить, давайте возьмем кому понравился урок, баранку , а кому нет сушку»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок музыки в 4 классе (II четверть) на тему: "Не ручей море имя ему"
Цели урока: дать представление о содержательных особенностях композиторского творчества И. С. Баха; развивать эстетический вкус,...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУчебник А. А. Плешаков Школа России Тема: «Как путешествует письмо»
Сегодня, он тоже пришел к нам на урок, но он очень расстроен. Оказывается в далекой, далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconЯвно вызывающее название книги, конечно, может задеть вас. Но нового...
Но в чем именно эта избранность? Кто избрал народ Израиля? Если народ выбран Творцом, то в чем виноват народ? Почему Творец избрал...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок в 5 классе М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» icon«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад
Поэтому меня заинтересовало: кто и как создал эти произведения, что хотел донести до нас композитор, и как ему удалось сочинить такую...
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconЛитература XIX века «Мильон терзаний»
«Народ освобожден, но счастлив ли народ» (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное»
Из опыта работы учительницы начальных классов сош №2 г. Неи Храмцовой Натальи Борисовны
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУрок письма в 11 классе «Пусть всегда и у всех будет мама!»
«Мать это имя Бога на устах и в серд­цах маленьких детей» (У. Теккерей); (слайд 2)
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (урок №57)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск