Скачать 153.38 Kb.
|
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови і літератури в 2013 – 2014 навчальному році Главная цель изучения русского языка в общеобразовательных учебных заведениях – обеспечить основы знаний о языке, достаточно высокий уровень общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности, межкультурного взаимопонимания. Эта цель реализуется через ведущий методологический принцип – коммуникативность обучения. Изучение русского языка и литературы в 5 классе будет осуществляться по таким учебным программам:
При изучении русского языка за счет вариативной составляющей типовых учебных планов необходимо пользоваться учебной программой факультативного курса под. ред. Крюченковой Е.Ю., учебной программой курса по выбору Т.Я. Фроловой (см. на сайте Министерства). Обратим особое внимание на учебники и учебные пособия для 5-го класса, рекомендованные МОН:
Порядок изучения русского языка в 6–9 классах в этом учебном году остается таким же, как и в предыдущие годы: по двум вариантам типовых учебных планов, утвержденных приказом МОН Украины от 23.02.2004 №132, с изменениями, внесенными приказом МОН Украины от 05.02.2009 №66. В первом случае предусмотрено изучение русского языка как предмета в инвариантной составляющей с 1 по 11 класс (по 2 часа в неделю); во втором – за счет вариативной составляющей, начиная с 1-го или 5-го класса. В последнем случае формы изучения русского языка (он может изучаться как предмет, курс по выбору, факультатив) и количество часов на его изучение определяет администрация общеобразовательного учебного учреждения, которая формирует вариативную составляющую учебного плана, учитывая при этом пожелания учащихся и их родителей. В случае, когда русский язык изучается за счет вариативной части как предмет, необходимо пользоваться учебными программами под ред. Баландиной Н.Ф. или Гудзик И.Ф., Корсакова В.А., скорректировав их содержание с соответствующим количеством часов, определенным в рабочих учебных планах общеобразовательного учебного заведения. Скорректированная программа должна быть согласована на заседании методического объединения общеобразовательного учебного учреждения и утверждена директором учебного заведения. В случае выбора русского языка вместо другого иностранного в общеобразовательных учебных учреждений с обучением на языках национальных меньшинств могут быть использованы указанные выше учебные программы. Изучение русского языка за счет вариативной части будет осуществляться по таким программам:
Новый Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования (образовательная отрасль «Языки и литературы») рассматривает язык как продукт культуры, ее важную составляющую (аксиологический компонент школьного курса русского языка). Аксиологический подход выражается в необходимости максимально учитывать особенности языковой личности. Только в школе ученик получает информацию на литературном языке. Таким образом, можно говорить о правильном формировании языковой личности (В.Я. Звиняцковский), о ее связи с родной культурой применительно к школьному обучению. Процесс усвоения языка строится на уровнях: вербально-семантическом (слова, семантические и грамматические структуры и модели), мотивационно-прагматическом (коммуникативные потребности), тезаурусном (отражение картины мира, системы духовных ценностей, национально-культурных традиций). Поскольку языковая личность воплощает связь языка и индивидуального сознания человека, вклад родного языка, каковым является русский язык для достаточно большого количества учащихся школ Украины, в целом успешность обучения во многом обусловлена уровнем развития коммуникативно-языковых способностей ученика. В школах с русским языком обучения предмет «Русский язык» – это дисциплина метапредметного уровня, которая способствует результативности учебного процесса, опирающегося на специально организованную когнитивно-коммуникативную деятельность (С.И. Львова). Одним из важнейших дидактических понятий метапредметного уровня является лингвистическое мышление, включающее необходимый запас лингвистических знаний; умения осуществлять операции как общемыслительные, так и собственно лингвистические; определенный уровень понимания и осознания системы языка, заинтересованное отношение к изучению языка. В разнообразной учебной деятельности по всем школьным дисциплинам ученик обогащает свой коммуникативный опыт. Языковой компонент в школьной образовательной системе выполняет функции надпредметного характера, реализуя:
Нацеленность обучения на метапредметные результаты является важнейшим условием формирования функциональной грамотности (способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно функционировать в ней). Основные индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, – это учебные действия:
Основной целью литературного образования в школе является не столько всестороннее развитие личности, сколько воспитание ее нравственных качеств. Предмет «Литература» обладает большими возможностями для воспитания духовно-нравственной личности, ибо восприятие литературного произведения каждым учащимся само по себе – личностный процесс. При этом очень важно, чтобы произведение было прочитано, осмыслено и пережито, а не подменять этот процесс готовыми интерпретациями учителей или авторов учебника. Деятельностный подход чрезвычайно важен в литературном образовании. Любая деятельность учащихся во время уроков и на внеклассных занятиях эффективна только при условии эмоционального восприятия художественного текста. Изучение художественного произведения как уникального культурного артефакта осуществляется в нескольких ракурсах:
Остановимся на наиболее актуальных вопросах обучения русскому языку и литературе, заслуживающих обсуждения на заседании методических объединений учителей-словесников. Внедрение образовательной отрасли «Языки и литературы» нового Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования Наиболее важными проблемами считаем:
Необходимо, чтобы учителя (особенно те, кто работает в 5кл. в 2013– 2014 уч.г.) изучили требования нового Государственного стандарта, соответствующие публикации в методических журналах. Целесообразно провести и обсудить уроки русского языка и литературы в 5 кл., проанализировать состояние проверки тетрадей, оценивания контрольных работ в соответствии с новыми критериями учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе, а также итоги апробации и общественно-педагогического обсуждения новых учебников. Проектные методики в системе личностно ориентированных методов школьного филологического образования Обратим внимание на эффективность данной учебной технологии, ее специфику, позволяющую включать учащихся в информационный поиск (работа с разнообразными источниками информации), исследовательскую деятельность (полезна углубленная работа исследовательских групп, выполняющих различные задания: «биографы» и «журналисты», «лингвисты» и «литературоведы», «культурологи» и «детективы», «картографы» и «оформители» и т.п.), продуктивную коммуникацию. Происходит вхождение школьников в богатейший мир культуры человечества (поэтому особенно перспективна интегративная тематика проектов), развиваются личностные и социально значимые качества учащихся. Формой предъявления выполненного задания (своеобразной «отчетности») могут быть не только ставшие уже традиционными презентации, но и создание соответствующих web-сайтов, подготовка публикаций, разработка и оформление буклетов, сборников творческих ученических работ (словесных, иллюстраций), словарей, комментариев к художественным текстам, газет, сценариев, кино-, видео-, диа-, слайд-фильмов и мн. др. Современный урок литературы Классические типы уроков литературы реализуют цели обучения, связанного прежде всего с овладением знаниями, умениями и навыками:
Нетрадиционные уроки литературы:
Анализ и интерпретация художественного произведения Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, отражающих предметную специфику, которая проявляется в процессе литературного образования: читательская, интерпретационная, творческая, речевая, исследовательская, поисковая, презентативная, проектная, аналитическая, интегративная, иллюстративная и др. виды деятельности. Остановимся подробнее на интерпретационной деятельности. По мнению известного российского методиста С.А. Леонова, «это деятельность, направленная на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, заложенных в нем вечных философских и нравственных ценностей, его значения в сегодняшнюю эпоху». В школьной практике интерпретационная деятельность сочетается с формированием умений анализировать произведение. Анализ не следует заменять интерпретацией, потому что вместо обогащения представлений о глубинном смысле произведения, полноценно раскрываемом в наше время, появляется версия поверхностного, малокультурного читателя, ушедшего от авторских воззрений и исторического контекста. При подготовке к уроку учитель выбирает необходимое, обоснованное толкование художественного текста:
При этом имеет смысл использовать формы дискуссий, театральных гостиных, мини-спектаклей, заседаний клуба критиков, рисования декораций и под. Напомним о некоторых датах литературного календаря:
Тематические уроки русского языка предполагают в данном случае использование информации о литераторе, тексты его произведений и работу с ними: разные виды анализа, тексты как дидактический материал для различных видов диктантов, переводы и т.п. (см. примеры таких форм: Филенко О.Н. Стихотворения Марины Цветаевой на уроках русского языка. 8 класс //Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2012. – №№5-6. – С. 58-105; Пахнова Т.М. «Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта…» (Упражнения на материале текстов Н.А. Заболоцкого и о Заболоцком ) // РЯШ. – 2013. - №4. – С.26-31; Соколова Г.П. На урок – с М.В. Ломоносовым, или «Дневные размышления о «насадителе российского слова» // РЯШ. – 2011. – №8. –С.7-12; №9.– С.6-9; №10.– С.7-10; №11.– С. 10-14; Соколова Г.П. На урок – с Л.Н. Толстым (Несколько «Заметок» о мастерстве писателя) // РЯШ.– 2011. – №4.– С.8-13; №5.– С.12-18; №6.– С.13-18; №7.– С.8-14. |
Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури | Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури | ||
Рекомендації щодо побудови, впровадження та удосконалення системи управління охороною праці Ці Рекомендації поширюються на всі підприємства, установи, організації (далі – організація) на яких використовується наймана праця,... | Методичні рекомендації до підготовки рефератів з правових дисциплін... Методичні рекомендації до підготовки рефератів з правових дисциплін для студентів денної форми навчання Укладач Кубах А.І., Харків:... | ||
Методичні рекомендації І контрольні завдання до проведення практичних... Методичні рекомендації контрольні завдання до проведення практичних занять з дисципліни «Економічна інформатика» для студентів 1... | Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р Рекомендації (рекомендації підготовлені експертами Валентиною Меленевською та Сергієм Буровим) | ||
Інструктивно-методичні матеріали щодо контролю та оцінювання навчальних... Міністерства освіти І науки від 21. 08. 2013 №1222 «Про затвердження орієнтовних вимог оцінювання навчальних досягнень учнів із базових... | Годовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная... Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая... | ||
Анализ работы колледжа за 2013 2014 учебный год Педагогический коллектив в течение 2013-2014 учебного года работал над проблемами | Шутова Зинаида Николаевна 2013-2014 учебный год Стаж работы -31 лет Общее количество учащихся: по природоведению в 2013 – 2014 учебном году – 10, по географии – 59 | ||
План работы маоу «Гимназия №8» на 2013-2014 учебный год Самообследование деятельности педагогического коллектива в связи с аккредитацией гимназии в 2013-2014 учебном году | План работы мбоу нош №52 р п. Ильиногорск володарского муниципального... О награждении педагогических работников государственными и отраслевыми наградами в 2013-2014 учебном году | ||
Анализ методической работы образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год Методическая работа школы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение задач, которые были поставлены по итогам 2012-2013... | План график по созданию условий для достижения целей и задач на 2013-2014... Публичный доклад директора школы. Перспективные направления деятельности школы на 2013-2014 учебный год. Анализ гиа -2013 | ||
Отчет маоу «мсош №16» за 2014 год «творческий учитель Структура школьного учебного плана соответствует приоритетным направлениям развития образования на 2013-2014 и 2014-2015 учебных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование работы мкоу дод ддт в 2013-2014 уч г осуществляется в рамках задач Проекта развития «Дома детского творчества» на 2013... |