Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році





Скачать 153.38 Kb.
НазваниеМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році
Дата публикации10.07.2014
Размер153.38 Kb.
ТипМетодичні рекомендації
100-bal.ru > Литература > Методичні рекомендації
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови і літератури в 2013 – 2014 навчальному році
Главная цель изучения русского языка в общеобразовательных учебных заведениях – обеспечить основы знаний о языке, достаточно высокий уровень общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности, межкультурного взаимопонимания. Эта цель реализуется через ведущий методологический принцип – коммуникативность обучения.

Изучение русского языка и литературы в 5 классе будет осуществляться по таким учебным программам:

  • Русский язык: для 5–9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения / сост.: Голобородько Е.П., Озерова Н.Г., Михайловская Г.А., Стативка В.И., Давидюк Л.В., Быкова Е.И., Яновская Л.Г., Кошкина Ж.А.;

  • Русский язык: для 5–9 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения / сост.: Баландина Н.Ф., Синица И.А., Фролова Т.Я., Бойченко Л.А.;

  • Русский язык: для 5–9 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (начало изучения с 5-го класса) /сост.: Курач Л.И., Корсаков В.А., Фидкевич Е.Л.,

    Гудзик И.Ф.

  • Литература (русская и мировая) для 5–9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (сост.: Исаева Е.А., Клименко Ж.В., Корниенко О.А., Мельник А.О., Храброва В.Е., Мухин В.А., Данилова И.Н.).

При изучении русского языка за счет вариативной составляющей типовых учебных планов необходимо пользоваться учебной программой факультативного курса под. ред. Крюченковой Е.Ю., учебной программой курса по выбору Т.Я. Фроловой (см. на сайте Министерства).

Обратим особое внимание на учебники и учебные пособия для 5-го класса, рекомендованные МОН:

  • Корсаков В.А. Русский язык (1-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения;

  • Полякова Т.М., Самонова Е.И. Русский язык (1-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения;

  • Рудяков А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г. Русский язык (5-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения;

  • Давидюк Л.В. Русский язык (5-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения;

  • Рудяков А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г. Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Снитко Е.С., Рачко О.Ф. Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г., Бурдина А.С. Русский язык. Книга для учителя для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Кошкина Ж.А. Тетрадь для контрольных работ по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И., Кошкина Ж.А. Русская речь. Тетрадь по развитию связной речи для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Кошкина Ж.А., Снитко Е.С. Готовимся к урокам русского языка в 5-м классе. Методическое пособие по русскому языку для учителя общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Давидюк Л.В., Фидкевич Е.Л. Тетрадь для контрольных работ по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения;

  • Бондарева Е.Е., Ильинская Н.И., Мацапура В.И., Биткивская Г.В. Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)»;

  • Исаева Е.Е., Клименко Ж.В. Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)»;

  • Бондарева Е.Е., Евтушенко С.А., Сипко Л.М. Интегрированный курс «Литература» (русская и мировая). Рабочая тетрадь;

  • Биткивская Г.В., Евтушенко С.А. Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)». Тетрадь для контрольного оценивания знаний;

  • Евтушенко С.А., Корвель Т.И., Оникиенко А.С., Покатова Н.Н., Сипко Л.М. Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)». Пособие для учителя.

  • Биткивская Г.В., Сипко Л.М. Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)». Хрестоматия;

  • Исаева Е.Е., Клименко Ж.В. Тетрадь читателя по литературе;

  • Исаева Е.Е., Клименко Ж.В. Тетрадь для контрольных работ по литературе;

  • Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5-го класса для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (5-й год обучения);

  • Рудяков А.Н., Гоняк О.В. Тетрадь для контрольного оценивания знаний по русскому языку для учащихся 5-го класса для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (5-й год обучения);

  • Самонова Е.И. Русский язык. Тетрадь для контрольных работ по русскому языку;

  • Полякова Т.М., Самонова Е.И., Павленко Л.Н., Шатковская Ж.Ф. Русский язык. Книга для учителя.

Порядок изучения русского языка в 6–9 классах в этом учебном году остается таким же, как и в предыдущие годы: по двум вариантам типовых учебных планов, утвержденных приказом МОН Украины от 23.02.2004 №132, с изменениями, внесенными приказом МОН Украины от 05.02.2009 №66.

В первом случае предусмотрено изучение русского языка как предмета в инвариантной составляющей с 1 по 11 класс (по 2 часа в неделю); во втором – за счет вариативной составляющей, начиная с 1-го или 5-го класса. В последнем случае формы изучения русского языка (он может изучаться как предмет, курс по выбору, факультатив) и количество часов на его изучение определяет администрация общеобразовательного учебного учреждения, которая формирует вариативную составляющую учебного плана, учитывая при этом пожелания учащихся и их родителей. В случае, когда русский язык изучается за счет вариативной части как предмет, необходимо пользоваться учебными программами под ред. Баландиной Н.Ф. или Гудзик И.Ф., Корсакова В.А., скорректировав их содержание с соответствующим количеством часов, определенным в рабочих учебных планах общеобразовательного учебного заведения. Скорректированная программа должна быть согласована на заседании методического объединения общеобразовательного учебного учреждения и утверждена директором учебного заведения.

В случае выбора русского языка вместо другого иностранного в общеобразовательных учебных учреждений с обучением на языках национальных меньшинств могут быть использованы указанные выше учебные программы.

Изучение русского языка за счет вариативной части будет осуществляться по таким программам:

  • Русский язык (курс по выбору). Программа для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения /Т.Я. Фролова, 2010;

  • Программы для средних общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. Русский язык. Факультативный курс. 5-11 классы //Л.В. Давидюк, 2010.


Новый Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования (образовательная отрасль «Языки и литературы») рассматривает язык как продукт культуры, ее важную составляющую (аксиологический компонент школьного курса русского языка). Аксиологический подход выражается в необходимости максимально учитывать особенности языковой личности. Только в школе ученик получает информацию на литературном языке. Таким образом, можно говорить о правильном формировании языковой личности (В.Я. Звиняцковский), о ее связи с родной культурой применительно к школьному обучению.

Процесс усвоения языка строится на уровнях: вербально-семантическом (слова, семантические и грамматические структуры и модели), мотивационно-прагматическом (коммуникативные потребности), тезаурусном (отражение картины мира, системы духовных ценностей, национально-культурных традиций).

Поскольку языковая личность воплощает связь языка и индивидуального сознания человека, вклад родного языка, каковым является русский язык для достаточно большого количества учащихся школ Украины, в целом успешность обучения во многом обусловлена уровнем развития коммуникативно-языковых способностей ученика. В школах с русским языком обучения предмет «Русский язык» – это дисциплина метапредметного уровня, которая способствует результативности учебного процесса, опирающегося на специально организованную когнитивно-коммуникативную деятельность (С.И. Львова). Одним из важнейших дидактических понятий метапредметного уровня является лингвистическое мышление, включающее необходимый запас лингвистических знаний; умения осуществлять операции как общемыслительные, так и собственно лингвистические; определенный уровень понимания и осознания системы языка, заинтересованное отношение к изучению языка.

В разнообразной учебной деятельности по всем школьным дисциплинам ученик обогащает свой коммуникативный опыт. Языковой компонент в школьной образовательной системе выполняет функции надпредметного характера, реализуя:

  • аксиологический аспект обучения (понимание учащимися языка как средства общения, познания (в том числе получения знаний по всем школьным предметам), освоение морально-этических норм, профессиональных компетенций);

  • знаниевый (в курс русского языка вводятся сведения: язык и общество, язык как развивающееся явление; история письменности; место русского языка среди других языков мира и др.);

  • деятельностный (курс русского языка обеспечивает общеучебные универсальные действия (опознавание, анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление, классификация и др.), которые формируются и совершенствуются в процессе изучения всех школьных предметов, становления способности пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, применять получаемые знания, умения и навыки на межпредметном уровне.

Нацеленность обучения на метапредметные результаты является важнейшим условием формирования функциональной грамотности (способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно функционировать в ней). Основные индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, – это учебные действия:

  • универсальные коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности);

  • познавательные универсальные (формулировка проблемы, выдвижение аргументации, построение рассуждений, поиск и извлечение необходимой информации, ее анализ, переработка, предъявление и т.п.);

  • регулятивные (адекватная формулировка цели деятельности, планирование последовательности действий, самоконтроль, коррекция и т.п.).


Основной целью литературного образования в школе является не столько всестороннее развитие личности, сколько воспитание ее нравственных качеств. Предмет «Литература» обладает большими возможностями для воспитания духовно-нравственной личности, ибо восприятие литературного произведения каждым учащимся само по себе – личностный процесс. При этом очень важно, чтобы произведение было прочитано, осмыслено и пережито, а не подменять этот процесс готовыми интерпретациями учителей или авторов учебника.

Деятельностный подход чрезвычайно важен в литературном образовании. Любая деятельность учащихся во время уроков и на внеклассных занятиях эффективна только при условии эмоционального восприятия художественного текста.

Изучение художественного произведения как уникального культурного артефакта осуществляется в нескольких ракурсах:

  • научном (текст – объект научного исследования – изучается на основе литературоведения такими методами, как анализ, синтез, исследование, сопоставление, обобщение и т д.);

  • эстетическом (художественный текст воплощает искусство слова. Для эстетического восприятия литературы необходимо эмоционально-рефлексивное изучение);

  • бытийном (в его основе смысловое постижение содержания художественных произведений, отражающего представление автора о мироздании и человеке), воздействующего на чувства и сознание читателя;

  • коммуникативном (текст рассматривается в аспекте его диалогической природы: во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных времен и народов; в сопоставлении с вариантами воплощения в других видах искусства, в литературе разных эпох и культур и т.п.).


Остановимся на наиболее актуальных вопросах обучения русскому языку и литературе, заслуживающих обсуждения на заседании методических объединений учителей-словесников.
Внедрение образовательной отрасли «Языки и литературы» нового Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования

Наиболее важными проблемами считаем:

  • Реализация содержательных линий Государственного стандарта в практике обучения русскому языку и литературе (5–6 кл.)

  • Обеспечение качества обучения русскому языку и литературе по новым программам и учебникам (5–6кл.). Информационное пространство современных учебников

  • Содержание и формы культурологической составляющей литературного образования в средних классах.

Необходимо, чтобы учителя (особенно те, кто работает в 5кл. в 2013– 2014 уч.г.) изучили требования нового Государственного стандарта, соответствующие публикации в методических журналах. Целесообразно провести и обсудить уроки русского языка и литературы в 5 кл., проанализировать состояние проверки тетрадей, оценивания контрольных работ в соответствии с новыми критериями учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе, а также итоги апробации и общественно-педагогического обсуждения новых учебников.

Проектные методики в системе личностно ориентированных методов школьного филологического образования

Обратим внимание на эффективность данной учебной технологии, ее специфику, позволяющую включать учащихся в информационный поиск (работа с разнообразными источниками информации), исследовательскую деятельность (полезна углубленная работа исследовательских групп, выполняющих различные задания: «биографы» и «журналисты», «лингвисты» и «литературоведы», «культурологи» и «детективы», «картографы» и «оформители» и т.п.), продуктивную коммуникацию. Происходит вхождение школьников в богатейший мир культуры человечества (поэтому особенно перспективна интегративная тематика проектов), развиваются личностные и социально значимые качества учащихся.

Формой предъявления выполненного задания (своеобразной «отчетности») могут быть не только ставшие уже традиционными презентации, но и создание соответствующих web-сайтов, подготовка публикаций, разработка и оформление буклетов, сборников творческих ученических работ (словесных, иллюстраций), словарей, комментариев к художественным текстам, газет, сценариев, кино-, видео-, диа-, слайд-фильмов и мн. др.
Современный урок литературы

Классические типы уроков литературы реализуют цели обучения, связанного прежде всего с овладением знаниями, умениями и навыками:

  • урок формирования знаний, умений и навыков;

  • урок закрепления знаний, умений и навыков;

  • урок повторения и обобщения изученного материала;

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • урок самостоятельной работы;

  • урок контроля;

  • комбинированный урок (сочетает элементы нескольких типов уроков).

Нетрадиционные уроки литературы:

  • урок-путешествие (виртуальная экскурсия по страницам жизни и творчества писателя, по страницам эпохи, в контексте которой создано художественное произведение или яркое изображение которой содержится в произведении; путешествие в творческую лабораторию писателя;

  • урок-соревнование: турнир, конкурс, викторина, КВН и др.;

  • интерактивный урок – в создании этого урока выявляются междисциплинарные связи, а также связи литературы с разными видами искусства;

  • урок-исследование предполагает развитие исследовательских умений и навыков учащихся посредством различных видов сопоставлений: произведений русской и зарубежной литературы, художественных произведений и их интерпретации в других видах искусства; черновиков и окончательного текста художественного произведения; переводов художественного произведения и его источников;

  • урок-интерпретация: урок-театр, урок-выставка (представление живописных и графических работ учащихся по мотивам художественного произведения), урок-конференция (учащиеся представляют результаты исследовательской деятельности и самостоятельного чтения).


Анализ и интерпретация художественного произведения

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, отражающих предметную специфику, которая проявляется в процессе литературного образования: читательская, интерпретационная, творческая, речевая, исследовательская, поисковая, презентативная, проектная, аналитическая, интегративная, иллюстративная и др. виды деятельности.

Остановимся подробнее на интерпретационной деятельности. По мнению известного российского методиста С.А. Леонова, «это деятельность, направленная на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, заложенных в нем вечных философских и нравственных ценностей, его значения в сегодняшнюю эпоху».

В школьной практике интерпретационная деятельность сочетается с формированием умений анализировать произведение.

Анализ не следует заменять интерпретацией, потому что вместо обогащения представлений о глубинном смысле произведения, полноценно раскрываемом в наше время, появляется версия поверхностного, малокультурного читателя, ушедшего от авторских воззрений и исторического контекста.

При подготовке к уроку учитель выбирает необходимое, обоснованное толкование художественного текста:

  • интерпретация, направленная на углубленное понимание и раскрытие авторской позиции;

  • историко-функциональная, раскрывающая философско-нравственное богатство, связывающая время создания произведения и его прочтения;

  • направленная на углубленное восприятие духовно-эстетического мира автора и его личностного отношения к героям произведения с учетом фактов биографии писателя.

При этом имеет смысл использовать формы дискуссий, театральных гостиных, мини-спектаклей, заседаний клуба критиков, рисования декораций и под.

Напомним о некоторых датах литературного календаря:



Дата

Событие

Возможные формы работы



70 лет книге «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери

Тематический урок русского языка, спектакль, конкурс рисунков, устный журнал




90 лет книге «Алые паруса» русского писателя – романтика А.С. Грина

Литературный вечер, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей, поставленных по произведениям писателя


9.09.2013

185 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого

Спектакль, литературный вечер, викторина, тематический урок русского языка, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей, поставленных по произведениям писателя


26.09.2013

Европейский день языков

Литературно-музыкальная композиция, конкурс чтецов, концерт

9.11.2013

195 лет со дня рождения великого русского писателя И.С. Тургенева

Литературно-музыкальная композиция, викторина, литературный вечер, тематический урок русского языка, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей, поставленных по произведениям писателя

5.12.2013

210 лет со дня рождения русского поэта Ф.И. Тютчева

Поэтическая гостиная, конкурс чтецов, тематический урок русского языка

11.12.2013

95 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына

Научные чтения, посвященные памяти литератора; подготовка презентации

13.02.2014

245 лет со дня рождения русского баснописца И.А. Крылова

Спектакль, конкурсы чтецов, иллюстраторов, викторина, тематический урок русского языка

21.02.2014

День родного языка

Литературно-музыкальная композиция, конкурс чтецов, концерт

1.04.2014

205 лет со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя

Литературный вечер, спектакль, конкурсы иллюстраторов, знатоков творчества писателя, тематический урок русского языка, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей, поставленных по произведениям писателя

9.05.2014

90 лет со дня рождения Булата Окуджавы, поэта, прозаика, драматурга

Литературно-музыкальная композиция, поэтическая гостиная, конкурс исполнителей песен, тематический урок русского языка

10.05.2014

90 лет со дня рождения поэтессы Юлии Друниной

Поэтический вечер, литературная гостиная, тематический урок русского языка

20.05.2014

215 лет со дня рождения французского писателя Оноре де Бальзака

Литературно-музыкальная композиция

24.05.2014

День славянской письменности и культуры

Литературно-музыкальная композиция, конкурс чтецов, концерт

6.06.2014

215 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина

Спектакль, литературный вечер, тематический урок русского языка, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей, поставленных по произведениям писателя, викторина, выпуск литературной газеты, конкурсы чтецов и иллюстраторов


Тематические уроки русского языка предполагают в данном случае использование информации о литераторе, тексты его произведений и работу с ними: разные виды анализа, тексты как дидактический материал для различных видов диктантов, переводы и т.п. (см. примеры таких форм: Филенко О.Н. Стихотворения Марины Цветаевой на уроках русского языка. 8 класс //Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2012. – №№5-6. – С. 58-105;

Пахнова Т.М. «Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта…» (Упражнения на материале текстов Н.А. Заболоцкого и о Заболоцком ) // РЯШ.2013. - №4. – С.26-31; Соколова Г.П. На урок – с М.В. Ломоносовым, или «Дневные размышления о «насадителе российского слова» // РЯШ. – 2011. – №8. –С.7-12; №9.– С.6-9; №10.– С.7-10; №11.– С. 10-14; Соколова Г.П. На урок – с Л.Н. Толстым (Несколько «Заметок» о мастерстве писателя) // РЯШ.– 2011. – №4.– С.8-13; №5.– С.12-18; №6.– С.13-18; №7.– С.8-14.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconВиступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconВиступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconРекомендації щодо побудови, впровадження та удосконалення системи управління охороною праці
Ці Рекомендації поширюються на всі підприємства, установи, організації (далі – організація) на яких використовується наймана праця,...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconМетодичні рекомендації до підготовки рефератів з правових дисциплін...
Методичні рекомендації до підготовки рефератів з правових дисциплін для студентів денної форми навчання Укладач Кубах А.І., Харків:...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconМетодичні рекомендації І контрольні завдання до проведення практичних...
Методичні рекомендації контрольні завдання до проведення практичних занять з дисципліни «Економічна інформатика» для студентів 1...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconРекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р
Рекомендації (рекомендації підготовлені експертами Валентиною Меленевською та Сергієм Буровим)
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconІнструктивно-методичні матеріали щодо контролю та оцінювання навчальних...
Міністерства освіти І науки від 21. 08. 2013 №1222 «Про затвердження орієнтовних вимог оцінювання навчальних досягнень учнів із базових...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconАнализ работы колледжа за 2013 2014 учебный год
Педагогический коллектив в течение 2013-2014 учебного года работал над проблемами
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconШутова Зинаида Николаевна 2013-2014 учебный год Стаж работы -31 лет
Общее количество учащихся: по природоведению в 2013 – 2014 учебном году – 10, по географии – 59
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconПлан работы маоу «Гимназия №8» на 2013-2014 учебный год
Самообследование деятельности педагогического коллектива в связи с аккредитацией гимназии в 2013-2014 учебном году
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconПлан работы мбоу нош №52 р п. Ильиногорск володарского муниципального...
О награждении педагогических работников государственными и отраслевыми наградами в 2013-2014 учебном году
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconАнализ методической работы образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год
Методическая работа школы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение задач, которые были поставлены по итогам 2012-2013...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconПлан график по созданию условий для достижения целей и задач на 2013-2014...
Публичный доклад директора школы. Перспективные направления деятельности школы на 2013-2014 учебный год. Анализ гиа -2013
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconОтчет маоу «мсош №16» за 2014 год «творческий учитель
Структура школьного учебного плана соответствует приоритетным направлениям развития образования на 2013-2014 и 2014-2015 учебных...
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование работы мкоу дод ддт в 2013-2014 уч г осуществляется в рамках задач Проекта развития «Дома детского творчества» на 2013...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск