Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова





Скачать 484.55 Kb.
НазваниеПротокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова
страница1/2
Дата публикации06.07.2013
Размер484.55 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
  1   2


Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

"Омский колледж торговли, экономики и сервиса"


ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Риторика»

для студентов специальности:

260502 Технология продукции общественного питания

2012

ББК74.268.4

О60

ОДОБРЕНО

Цикловой методической комиссией

социально-гуманитарных дисциплин
Протокол 2

Дата 29.09.2012

Председатель: Грамотеева Н.А.

Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И.В. Секретова. – Омск: БОУ ОО СПО «ОКТЭС», 2012. – 43с.

Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» предназначены для самостоятельного изучения искусства красивой речи студентами специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. Конспекты лекций включают в себя терминологию, содержание изучаемого материала, вопросы и задания для студентов, домашнее задание и перечень самостоятельных работ.


Рецензенты: Метелева В.В., методист БОУ ОО СПО «ОКТЭС».

Алафьева Т.М., методист, преподаватель Омского финансово-эко номического колледжа, филиала АБиК МинФина России.


© БОУ ОО СПО «ОКТЭС», 2012




Содержание


Введение ………………………………………………………………………..

4

Риторика как наука …………………………………………………………….

5

Ораторская речь ………………………………………………………………..

8

Роды и виды ораторской речи …………………………………………………

11

Звучащая речь и ее особенности ………………………………………………

13

Богатство и чистота речи……………………………………………………….

16

Диалог как взаимодействие оратора и слушателей…………………………..

20

Стиль и тип речи. Словесная наглядность……………………………………

22

Структура устного выступления………………………………………………

24

Речевой этикет………………………………………………………………….

26

Речевое поведение ……………………………………………………………..

27

Деловое общение……………………………………………………………….

29

Деловая беседа и деловые переговоры………………………………………..

34

Полемика как вид общения…………………………………………………….

37

Библиографический список……………………………………………………

40


Введение
В любой области профессиональной деятельности, которая предполагает общение с людьми, необходимы знания и навыки красивой речи. Будущие руководители среднего звена – менеджеры, умело используя красноречие, смогут организовать деятельность подчиненного, обсудить проблемы с руководителем, заключить договоры с деловыми партнерами. Умение хорошо говорить на государственном русском языке необходимо всем, поэтому цель работы по опорным конспектам лекций наиболее эффективно организовать учебный процесс по усвоению знаний и формированию навыков ораторского искусства.

Опорные конспекты лекций составлены с учетом потребности рынка в специалистах, владеющих грамотной устной и письменной речью, навыками речевого этикета, умеющими провести беседу при трудоустройстве, совещание, деловой телефонный разговор, организовать продуктивную полемику.

Вопросы и задания учитывают будущую профессиональную деятельность в сфере торговли, а также предпринимательскую деятельность.

Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» составлены в соответствии с рабочей программой, утвержденной заместителем директора по учебной работе БОУ ОО СПО «ОКТЭС». Конспекты включают в себя тринадцать тем, которые можно варьировать в соответствии с количеством часов по учебному и календарно-тематическому плану. Такие темы, как «Речевой этикет» и «Речевое поведение», «Богатство и чистота речи», «Деловое общение» более подробно изучаются на практических занятиях.

Работа с опорными конспектами лекций осуществляется следующим образом: студенты записывают в тетрадь тему и план занятия, выразительно зачитывают вслух содержательную часть, отвечают на вопросы, выполняют задания, зачитывают вслух примеры, конспектируют наиболее значимую часть изучаемого материала, выполняют домашнее задание и задание для самостоятельной работы. Выполнение всех перечисленных этапов работы позволит студентам успешно сдать зачет и, главное, получить навыки ораторского искусства.

Результатом работы с опорными конспектами является следующее:

- имея перед глазами выверенный текст, студенты составляют собственный конспект без грамматических ошибок;

- зачитывая содержание материала, они совершенствуют выразительность, четкость, эмоциональность и другие характеристики речи;

- отвечая на вопросы, студенты проявляют свою эрудицию, развивают речь.

В целом, работа по опорным конспектам лекций организует деятельность студентов и позволяет добиться больших результатов в овладении красноречием.
Тема. Риторика как наука


  1. Риторика как наука. Понятие и виды ораторского искусства.

  2. История риторики.


Государственный образовательный стандарт СПО определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников применительно к дисциплине «Риторика»:

«Специалист обладает культурой мышления, владеет государственным русским языком, грамотно использует профессиональную лексику».


  1. Риторика как наука. Понятие и виды ораторского искусства


Риторика – теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Красноречие – красивая речь.
Оратор - лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;

- лицо, произносящее речь;

- глашатай чего-либо;

- человек, обладающий даром речи.
Виды риторики: 1. Ораторская речь.

2. Диалогическое общение (беседа, спор).

3. Практика делового общения.

4. Риторика письменной речи.



  1. История зарождения и развития риторики


Ораторское искусство зародилось в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но родиной красноречия считается Древняя Греция (5 в. до н.э.).

В Древней Греции появились платные учителя философии и риторики – софисты (греч. – «искусник», «мудрец»). Они обучали красноречию и за плату составляли речи для нужд граждан.

Сократ (469–399 гг. до н.э.) осуждал стремление софистов к успеху, считал недопустимым брать плату.
Платон (427–347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, учитель Аристотеля сформулировал построение речи:

- вступление;

- изложение;

- доказательство;

- правдоподобные выводы. В дополнение: подтверждение, объяснение, косвенная похвала.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) воспитатель А.Македонского, ученик Платона, основал «ликей» - школу, где обучали философии и риторике. Главным в речи считал убедительность и достоверность. Большое внимание уделял стилю речи и таким качествам, как:

- ясность;

- доступность;

- безыскусственность;

- мягкость;

- изящество;

- благородство.
В Древнем Риме (1 в. до н.э.) великий оратор Марк Туллий Цицерон (10–43гг. до н.э.) говорил: «Красноречие рождается из многих знаний и умений, а обязанности оратора включают в себя:

- найти, что сказать;

- найденное расположить по порядку;

- придать ему словесную форму;

- утвердить все это в памяти;

- произнести».
«Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляет длительного удовольствия, пресыщает и раздражает слушателей», – утверждал Цицерон.
Квинтилиан (35–100 гг.) писал, что ораторские правила не должны лишать оратора возможности проявлять самостоятельность.
Вывод: искусство красноречия для греков – в умении убеждать; для римлян – в умении хорошо говорить.
В средние века риторика становится искусством украшения речи. Особое внимание уделялось устной и письменной речи на латинском языке. На национальных языках ораторы начали выступать в Европе в XVI-XIX вв.
Риторика в России.

В к. XVII в. издается «Риторика» митрополита Макария (в основе перевод книги немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона). В ней приведены виды речей: научающая, судебная, рассуждающая, показующая (хвалебная).

В XVII–XVIII вв. печатаются «Риторика» М.Усачева, С.Лихуда, К.Афоноиверского, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского, И.С.Рижского.

В XIX в. выходит в свет «Риторика» А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского.
Вывод: Наше время – время активных, предприимчивых людей, важнейшим средством коммуникации для них служит слово. Человек, обладающий риторическими навыками, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения.
Задание. Прочтите и проанализируйте:

- Горгий, «Похвала Елене»: «Слово есть великий властелин, который совершает чудеса. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить».
Вопросы для закрепления:

  1. Какой режим правления господствовал в Древней Греции? Каким образом это способствовало развитию красноречия?

  2. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство».

  3. Что вы узнали об античной риторике?

  4. Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами делаются»?


Домашнее задание: ознакомиться с литературой по «Риторике» в библиотеке БОУ ОО СПО «ОКТЭС».

Тема. Ораторская речь


  1. Ораторская речь, ее роды и виды.

  2. Академическая, социально-политическая речь.


I. Ораторская речь, ее роды и виды
Представление о родах и видах ораторской речи зародилось еще в Древней Греции.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) выделил:

- совещательные речи (по поводу финансов, войны и мира, охраны страны, законодательства и продовольствия);

- судебные и эпидейктические (торжественные).

В России Ломоносов М.В. (1711–1765 гг.) к указанным трем родам добавлял проповедь, надгробную и академическую речь.

В XIX в. в риторике выделялось до 10 родов красноречия: социально-бытовое, академическое, судебное, военное, духовное (церковно-богословское), дискутивно-полемическое, дипломатическое, парламентское, митинговое, торговое (коммерческое).
2. Академическая, социально-политическая речь.
Виды академической речи:

- вузовская, школьная;

- научный доклад;

- научный обзор;

- научное обозрение;

- научно-популярная лекция.
Признаки академической речи:

- сообщение новых фактов;

- разъяснение уже известных фактов;

- обобщение проведенных исследований;

- результаты поисков, экспериментов;

- новые подходы к анализу известных явлений.
В России академическая речь зародилась в XVIII в.: Е.Дашкова (1743 – 1810гг.) – Президент Российской академии наук – ввела чтение лекций и добилась у Екатерины II (1729 – 1769гг.) разрешения открыть общедоступные курсы на «российском языке».

В XIX веке: «Идеальный профессор 40-х годов» Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855гг.), преподаватель истории средних веков Московского университета говорил: «У меня есть дар слова, потому что у меня есть теплая душа и убеждения».
Задание: прочитайте выразительно воспоминания А.И.Герцена о Т.Н.Грановском.

«Заключение первого курса было для него настоящей овацией, вещью неслыханной в Московском университете. Когда он, оканчивая, глубоко тронутый, благодарил публику, – все вскочило в каком-то опьянении, дамы махали платками, другие бросались к кафедре, жали ему руки, требовали его портрета. Я сам видел молодых людей с раскрасневшимися щеками, кричавших сквозь слезы «браво! браво!». Выйти не было возможности; Грановский, бледный, как полотно, сложа руки, стоял, слегка склоняя голову; ему хотелось еще сказать несколько слов, но он не мог»
Выдающиеся ученые:

  • второй половины XIXXX в.: Иван Михайлович Сеченов, Дмитрий Иванович Менделеев, Илья Ильич Мечников, Петр Францевич Лесгафт, Климент Аркадьевич Тимирязев.




  • XX века: Владимир Иванович Вернадский, Александр Евгеньевич Ферсман, Николай Иванович Вавилов, Лев Данилович Ландау и др. вошли в историю как великолепные ораторы.


2. Социально-политическая речь
До XIX в. в России было не политическое, а военно-патриотическое красноречие: Петр I (1672 – 1725гг.), А.В.Суворов (1729 – 180гг.) были мастерами словесного воздействия на умы защитников Отечества.
При Екатерине II развилось дипломатическое красноречие: Г.А.Потемкин, Н.И.Панин являлись не только дипломатами, но и ораторами.
Политическое красноречие распространилось в XIXв. в среде революционеров. Создатели агитаторских речей:

- М.А.Бакунин (анархист);

- П.А.Кропоткин (народник);

- В.И.Засулич («Освобождение труда»);

- Г.В.Плеханов (социал-демократ).

Парламентское красноречие появилось в России в 1906–1907гг. в связи с открытием I Государственной думы.
Во время Октябрьской революции и гражданской войны (1917 – 1920гг.) были распространены митинговые речи: И.Ф.Арманд, Н.И.Бухарин, А.М.Коллонтай, А.И.Ленин, А.В.Луначарский, Л.Д.Троцкий и другие призывали народ к свержению старого строя и строительству нового общества.
Выводы:

1. Академическая речь способствует просвещению и воспитанию народа.

2. Социально-политическая речь является необходимым инструментом политической жизни и управления обществом.

Вопросы для закрепления:

  1. Как вы думаете, каковы признаки и применение коммерческого красноречия?

  2. Кого из современных политических парламентских деятелей вы назвали бы ораторами?


Домашнее задание:

1. Привести примеры признаков академической речи из лекций по различным учебным дисциплинам.

2. Учить виды академической и социально-политической речи.
Тема. Роды и виды ораторской речи


  1. Церковно-богословская (духовная) речь.

  2. Социально-бытовая речь.

  3. Судебная речь.


1. Церковно-богословская речь (духовная) зародилась с появлением церкви как организации более 2000 лет назад.
Виды: - проповедь;

- официальная речь.

Гомилетика – наука, которая изучает духовное красноречие.

Задание: Прочитайте выразительно отрывок из церковной проповеди. К чему призывает речь священнослужителя?
«Возвысь свой ум и обрати его к началу пути своего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, и дни, и часы, и минуты – какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтоб не рассыпал враг добродетели твои и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий – пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще – клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь, – все прилагаешь к старым грехам новые грехи.

Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это станет не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи…»
2. Социально-бытовая речь
Виды: - юбилейная

- приветственная

- застольная

- надгробная
Задание: прочитайте и сравните юбилейные речи разных эпох.
Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I:

«Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское государство всемилостивейшия Самодержицы, нашея празднуя, Слушателя, подобное видим к Ней и к общему отечеству Божие снисхождение, каковому в Ея рождении и в получении отеческаго достояния чудимся».

«А ты, великая Душа, сияющая в вечности и Героев блистанием помрачающая, красуйся. Дщерь твоя царствует, Внук – наследник, Правнук по желанию нашему родился. Мы Тобою возвышены, укреплены, просвещены, украшены, Ею избавлены, ободрены, защищены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!».

В XIX в. пышность утрачивается. Появляется другой стиль. Приведем в качестве примера фрагмент из речи юриста С.А.Андреевского на юбилее его коллеги В.Д.Спасовича 31 мая 1891г.:

«Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно – только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, – лично для меня: дорогой друг и человек, – все, что хотите, – но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник-юбиляр! Упаси Боже!....»
3. Судебная речь
М.В.Ломоносов говорил в XVIII веке: «Судебное красноречие распространения в России не имеет».

Но такое положение дел изменилось после 1864г.: в судопроизводстве появился институт прокурора (обвинителя), адвоката (защитника) и присяжных заседателей. То есть появилась возможность публичного выступления. До сих пор искусство судебного красноречия изучается по записям выступлений российских адвокатов и прокуроров – ораторов:


В.Д.Спасович

П.А.Александров

А.И.Урусов

К.И.Арсеньев

В.И.Жуковский

П.Я.Пассовер

Ф.Н.Плевако

С.А.Андреевский

К.Ф.Халтулари

А.Ф.Кони








А.Ф.Кони писал: «… со второй половины девятнадцатого века сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника:

- спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, полное отсутствие лицедейства (для обвинителя);

- он не слуга своего клиента и не пособник. Он друг, советник человека, который по его мнению (адвоката):

- не виновен;

- не в том виновен и не так.
Виды: - прокурорская (обвинительная);

- адвокатская (защитительная).
Функции судебной речи:

- выяснить;

- доказать;

- убедить.
Задание: Прочитайте выразительно пример судебной речи.
«Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор по делу, которое по своей трудности, сложности и важности превышает все дела, разбиравшиеся до сих пор в стенах этого суда. Трудности эти состоят, прежде всего, в том, что преступление, о котором идет речь, совершено уже давно, очень давно – 15 лет тому назад. Затем, перед вами, вопреки тому, что бывает в большей части преступлений, не является потерпевшего лица, а между тем его помощь необходима правосудию в деле, в котором существуют расчеты коммерческие, так как оно одно может объяснить их обстоятельно и полно».
Выводы:

- Род и вид речи следует выбирать в зависимости от содержания, цели и условий высказывания.

- Границы между родами красноречия подвижны, в особенности, в академической и социально-политической речи.
Вопросы для закрепления:

1. Перечислите все роды и виды речи.

2. Приходилось ли вам слушать различные роды речи? Каковы их признаки?
Задание для самостоятельной работы: подготовить сообщение о выдающемся ораторе.
Тема. Звучащая речь и ее особенности


  1. Особенности звучащей речи. Звук и его формирование.

  2. Основные качества профессионального речевого голоса и работа над ним.


I. Особенности звучащей речи. Звук и его формирование.
Звук голоса – одна из форм энергии, которая приводит в колебание молекулы воздуха, распространяясь с большой скоростью.
От чего зависит голос?

- от природы;

- от упражнений;

- высота звука взаимно зависит от частоты колебаний;

- сила звука взаимно зависит от амплитуды колебаний и от объема легких.
Язык – самый активный артикулятор.

По речи мы судим: - о характере;

- искренности;

- настроении и т.д.
Задание: прочитайте определения голоса и постарайтесь произнести слово или фразу с перечисленными «оттенками» голоса:

- смелый - нахальный - повелительный

- робкий - лживый - раздражительный

- вялый - взволнованный - тревожный

- безразличный - брюзжащий - смиренный

- болезненный - грубый - легкомысленный

- жизнерадостный - заинтересованный - начальнический и т.д.
Усталость в разговоре часто связана с отсутствием навыков правильного дыхания.
Фонационное дыхание, его характеристики:

1. Активность – энергическая база речи.

2. Организованный вдох, распределение выдоха.

3. Добор дыхания в процессе речи.
Задания:

I. Повторите упражнения для дыхания:

1. Глубокий, энергичный вдох через нос.

2. Равномерный, не ослабленный выдох.

3. Организационный вдох с фокусировкой.
2. Прочитайте выразительно, с незаметным добором воздуха отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»:
Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон.

И смерть, и ад со всех сторон.
3. Основные качества профессионального речевого голоса и работа над ним.

Голосообразование происходит автоматически, регулируется головным мозгом.
Основные качества профессионального речевого голоса:

1. Достаточная сила звука. 4. Тембр голоса.

2. Посыл звука. 5. Полетность звука.

3. Подвижность, гибкость голоса. 6. Выносливость.
Этапы работы над голосом

1. Освобождение фонационных путей.

2. «Поиск» своего природного голоса.
Задание: прочтите отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Реквием» строго, активно, как бы обращаясь к большой группе людей:

Помните!

Через века,

через года, -

Помните!

О тех,

Кто уже не придет

никогда, -

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте

достойны!

Вечно

достойны!


  1. Отработка дикции (четкого и ясного произношения) с помощью артикуляционной гимнастики.


Задание: прочтите вслух:

- ПБ – ПБ (без гласных)

- ППа, ППэ, ППо, ППу, ППы, ППи

- ББа, ББэ, ББо, ББу, ББы, ББи

- С – З, Ш – Ж (без гласных)

- ла – ла – лал (э, у, и, о, ы)

- трр, тррр, тррр…

- дрр, дррр, дррр…

- ПТК, ПКТ, КТП, ТКП, ТПК

- ПТКа (э, у, ы, и, о)?

- ПКТа (э, у, ы, и, о)?
Прочтите, четко выделяя голосом согласные:

- военный, сдвоенный, весенний;

- из здания, отдать, не то, не тот, разделать, еще раз сделать.

4. Работа над интонацией.

5. Темп речи – это скорость произнесения звуков в единицу времени.

6. Правильное использование различных видов паузы: пустой, хезитации (обдумывания), психологической, интонационно-логической, интонационно-синтаксической, ситуативной, физиологической.
Вывод: для успешного публичного выступления оратору необходимо работать над формированием профессионального речевого голоса.
Вопросы для закрепления:

  1. Какие поговорки о языке вам известны?

  2. Почему оратор должен работать над голосом?

  3. Каковы основные этапы работы над голосом?


Домашнее задание: повторить упражнения для формирования профессионального речевого голоса.
Тема. Богатство и чистота речи


  1. Речевая культура русского языка.

  2. Разновидности устной речи. Нормы литературного языка.


Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им
Гегель
Наша сила – в силе мысли,

в силе правды, в силе слова
А.И.Герцен
Нравственность человека видна

в его отношении к слову
Л.Н.Толстой
Пусть будет нашей высшей целью одно:

говорить, как чувствуем, и жить, как говорим
Сенека
Люди, с которыми мы вступаем

во взаимно приятное общение,

и есть то, что я называю Родиной
И.Гете
1. Речевая культура русского языка

Культура речи – совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателей в соответствии с поставленной задачей и конкретной обстановкой:

- богатство (разнообразие) речи;

- чистота;

- выразительность;

- ясность и понятность;

- точность и правильность.
Речевая культура – показатель профессиональной пригодности для дипломатов, педагогов, ведущих радио и телевидения, журналистов, участников деловых переговоров, юристов и т.д.
Признаки богатства речи:
1. Богатство словаря. Известные писатели имели в своем лексиконе:

- А.С.Пушкин – 21000 слов.

- Н.В.Гоголь – около 20000 слов.

- С.А.Есенин – более 18000 слов.

Словарь современного культурного человека составляет по данным ученых от 7000 – 9000 слов до 11000 – 13000 слов.

2. Смысловая насыщенность (многозначность, слова-синонимы)

3. Слова, обладающие экспрессией (передающие чувства, отношение говорящего к произносимому: положительные или отрицательные)

4. Эмоциональная окраска слов с помощью суффиксов

Задание: Измените с помощью суффиксов слово «отец» («папа»), вызывает ли новые чувства каждое новое словообразование? Сравните ваше эмоциональное состояние в связи с изменением слов.

5. Образная фразеология (пословицы и поговорки)

Задание: Объясните смысл фраз:

- Почет и труд рядом живут;

- Говорить, не думая, что стрелять, не целясь;

- Смело иди в бой: Родина за тобой.

6. Гибкость и выразительность грамматического строя

Например: прочитать – прочитывать, слушать – слышать.

7. Наличие слов, не всегда переводимых на иностранный язык

Например: местоимение «Вы».
Богатство речи нарушается:

  1. Словами – «сорняками»;

  2. Неуместным употреблением сленга;

  3. Словами-спутниками («резкая критика», «горячая поддержка»)

  4. Речевыми штампами и канцеляризмами. Например, «Поставить во главу угла», «Идя навстречу знаменательному юбилею» и т.д. В поэзии рифма «розы – морозы», «счастье – ненастье».

  5. Заменой простых, понятных слов усложненными. Например: «Пастух – управляющий поголовьем», «Зам.батюшки по строительству».

Вывод: в основе речевой культуры – богатый литературный русский язык.


  1. Разновидности устной речи. Нормы литературного языка

Разновидности устной речи

- разговорная (непринужденная, неофициальная, неподготовленная);

- кодифицированная (официальная).

Особенности норм литературного языка:

- относительная устойчивость;

- распространенность;

- общеупотребимость;

- общеобязательность.

Нормы литературного русского языка:

1. Грамматические – правила использования различных частей речи и речевых конструкций.
Задание: Определите род существительных: кофе, бандероль, шампунь, тюль.

- Составьте словосочетания с предлогами «из-за» и «благодаря» (угроза терроризма, меры правоохранительных органов).

- Произнесите числительные:

  • нет 285 файлов;

  • не менее 47 торговых точек;

  • распорядиться 1500 рублями;

  • депутат встретился с 2475 представителями коммерческих фирм.


2. Лексические – правила применения слов. Например, использование слов: «колледж» (Великобритания, США), коллеж (Франция, Бельгия, Швейцария).

Виды лексики:

  1. Неограниченная (общеупотребимые, понятные для всех).

  2. Ограниченная (слова, употребляемые в определенной сфере).


Основные группы ограниченной лексики:

1). Профессионализмы – слова, употребляемые представителями определенной профессии.

2). Диалекты – слова, ограниченные территорией, местностью.

3). Жаргонизмы – ответвления общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп. Обычно вызваны стремлением сохранить «тайну» или противопоставить себя обществу.


  1. Нормы ударения и произношения.


Акцентология – наука, которая изучает нормы ударения.

Ударение в русском языке – разноместное, виды:

- неподвижное (берегу, бережет, берегут);

- подвижное (прав, правы, права).
Задание: Произнесите и запомните примеры норм ударения в профессиональной лексике.
1. Крас
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconНациональный проект – производство гениев
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconУрок в 8 классе по теме «Квадратные уравнения»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconАвторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconАнтичная эпоха дала миру великих ораторов
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconРекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconМатериалы для подготовки к егэ (часть «В», задание «В» 8)
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconРабочая программа элективного курса «Культура русской речи»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconВопросы к зачету по дисциплине «Ораторское искусство» для студентов заочного отделения
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconИ. Б. Серебряная грамматические оценки в русской критической литературе 1-й половины Х i Х века
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconТрадиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconОб истоках понятия информации и науки информатики Дополнительные...
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconСправка о результатах проведения Предметной Недели истории и географии...
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconМетодические рекомендации разработаны для студентов специальности...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 260502. 51 Технология продукции...
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент» раскрывают...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 260502. 51 Технология продукции...
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconМетодические указания и контрольные задания для студентов 5 курса...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. / И. В. Секретова iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск