ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОЕКТ примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Москва 2012 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (ударные инструменты)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных инструментах, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. 2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)»:
Таблица 1
Срок обучения
| 8 лет
| 9 лет
| 5 лет
| 6 лет
| Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
| 1316
| 1530,5
| 924
| 1138,5
| Количество
часов на аудиторные занятия
| 559
| 641,5
| 363
| 445,5
| Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
| 757
| 889
| 561
| 693
|
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (Ударные инструменты)»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на ударных инструментах произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на ударных инструментах;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на ударных инструментах, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (ударные инструменты)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Таблица 2
| Распределение по годам обучения
| Класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| Общее количество
часов на аудиторные занятия
| 559
| 82,5
| 641,5
| Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| 4
| Общее количество
часов на самостоятельные занятия по годам
| 64
| 66
| 66
| 99
| 99
| 99
| 132
| 132
| 132
| Общее количество
часов на самостоятельные занятия
| 757
| 132
| 889
| Максимальное количество часов занятий в неделю
| 4
| 4
| 4
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| 6,5
| Общее максимальное количество часов по годам
| 128
| 132
| 132
| 165
| 165
| 165
| 214,5
| 214,5
| 214,5
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения
| 1316
| 214,5
| 1530,5
|
Срок обучения – 5 (6) лет
Таблица 3
| Распределение по годам обучения
| Класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| Общее количество
часов на аудиторные занятия
| 363
| 82,5
| 445,5
| Количество часов на самостоятельные занятия в неделю
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| 4
| Общее количество
часов на самостоятельные занятия
| 561
| 132
| 693
| Максимальное количество часов на занятия в неделю
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| 6,5
| Общее максимальное количество часов по годам
| 165
| 165
| 165
| 214,5
| 214,5
| 214,5
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения
| 924
| 214,5
| 1138,5
|
Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступления;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Годовые требования по классам
|