Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология»





Скачать 187.73 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология»
Дата публикации22.07.2014
Размер187.73 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Русский язык как иностранный

(практический курс)

Направление подготовки

032100 – «Филология»

Профиль подготовки

Отечественная филология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная


Саратов

2010

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины «Русский язык как иностранный (практический курс)»:

освоение методов и приёмов преподавания РКИ;

усвоение специфики видов речевой деятельности;
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3. Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть. Курсы по выбору студента» по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология».

Практический курс РКИ тесно связан с теоретическим курсом, а также со всеми дисциплинами общепрофессионального и профессионального цикла дисциплин профилизации «Отечественная филология». Преподавателю РКИ необходимы не только знания по современному русскому языку, но и знания по истории русского языка, сведения по общему языкознанию, общекультурная подготовка, знание русской и зарубежной литературы. Особое значение имеют также модули «Иностранные языки» и «Отечественная и мировая история», а также такие дисциплины, как методика преподавания иностранных языков, дидактика, педагогика, психология, межкультурная коммуникация.

Компетенции, необходимые для освоения данной дисциплины формируются при освоении профессионального цикла дисциплин «Современный русский язык» (теоретический курс)», «Русский язык как иностранный (теоретический курс)».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русский язык как иностранный» (практический курс):

В результате освоения дисциплины формируются основные составляющие коммуникативной (языковая, речевая, риторическая, этическая, логическая) компетентности.

В результате освоения дисциплины формируются:

общекультурные компетенции:

  • владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

профессиональные компетенции:

общепрофессиональные:

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

в прикладной деятельности:

  • представление о социальной стратификации и стилистических ресурсах русского / родного языка;

  • знание родственных связей русского / родного языка и его типологических соотношений с другими языками, его истории, современного состояния и тенденций развития;

  • умение анализировать русский / родной язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо-, этно- и социолингвистики; ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

        • Знать:

коммуникативные потребности студентов, обучающихся русскому языку в тех или иных условиях;

учебные программы и учебники, соответствующих государственным образовательным стандартам по русскому языку как иностранному;

основы лингвострановедения и лингвокультурологии;

виды речевой деятельности;

методику обучения говорению, аудированию, чтению, письму;

знать суть основных методов и приёмов методики РКИ.

  • Уметь:

выбирать эффективные методы и приёмы преподавания РКИ;

правильно организовать и провести занятие;

использовать разнообразные приёмы индивидуализации обучения;

определять уровни владения языком;

применять современные технические средства обучения;

координировать обучение разным видам речевой деятельности;

методически организовывать работу по видам речевой деятельности;

подбирать упражнения по развитию навыков речевой деятельности;

уметь применить полученные знания на практике.


  • Владеть

лингвистическими, социо- и психолингвистическими, а также психолого-педагогическими основами обучения русскому языку как иностранному;

методикой обучения иностранцев речевой деятельности на русском языке.
4. Структура и содержание дисциплины

«Русский язык как иностранный» (практический курс)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

семинар

лекции–беседа

практикум

самостоятельная

консультация

1


Методы обучения РКИ

6

1







2










Обучение фонетике РКИ

2-3







4










Методика преподавания лексики в курсе РКИ

4-5







4










Методика преподавания грамматики РКИ

6-10







10










Основы лингвострановедения

11







2













Инновационные технологии в методике обучения РКИ




12







2













Современные технические средства обучения РКИ




13







2













Методика тестирования




14-16







4

2










Виды речевой деятельности в курсе РКИ




1







2













Устные виды речевой деятельности. Говорение.




2







2













Монологическая и диалогическая речь.




3-4







4













Разговорная речь в курсе РКИ




5-6







4













Аудирование




7-8







4













Письмо




9-10







4













Жанры письменной речи




11-12







4













Чтение




13-14







4













Текст в курсе РКИ. Виды, типы, жанры.




15-16







4










3




8

















































экзамен


5. Образовательные технологии

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при реализации различных видов учебной работы используются активные формы проведения занятий и интерактивные формы проведения занятий: разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Примерные практические задания:
типология методов обучения РКИ;

принципы обучения русскому языку в рамках сознательно-практического метода;

учебники и учебные комплексы РКИ;

типовая структура урока РКИ; принципы типологизации уроков. режиссура урока; специфика урока интенсивного курса;

задание и упражнение как структурная единица организации языкового материала; типология заданий и упражнений, подсистема и система упражнений;

принципы отбора лексического материала;

лексический минимум;

приёмы учебной семантизации лексики;

грамматические трудности в курсе РКИ;

активная и пассивная грамматики;

единицы отбора грамматического материала;

вводный и сопроводительный фонетические курсы;

«звуки-помощники»;

ощутимые моменты артикуляции; благоприятные позиции произношения;

виды диалогов по содержанию (обмен информацией, планирование совместных действий, обмен впечатлениями, спор, унисон и т.д.) и по учебной нагрузке и технике применения (демонстрационный, разговорного облегчения и т.д.);

монолог (фрагментарное высказывание, монологическое единство, моноречь);

коммуникативная учебно-речевая ситуация, типы коммуникативных упражнений (респонсивные, композиционные, дескриптивные);

система упражнений по аудированию (предречевые, речевые);

техника чтения, дотекстовые, притектовые, послетекстовые упражнения; вопросы к тексту (предварительные, самопоставновка), моделирование текста;

отбор текстов, анализ художественного текста на занятиях РКИ;

техника письма; виды диктантов; изложение, сжатое изложение, сочинение;

частное бытовое письмо; резюме, конспект, аннотация, реферат;

государственные образовательные стандарты: анализ, практика тестирования;
Примерные виды самостоятельной работы:
разработка и анализ урока по выбранной теме курса РКИ;

разработка сценария занятия, сочетающего разные виды речевой деятельности.

Контрольные вопросы и

задания для проведения текущего контроля
1. Предмет методики преподавания русского языка как иностранного. История методики РКИ, современное состояние, роль в развитии отечественной лингвистики.

2. Методы обучения РКИ. Понятие метода обучения. Методы общедидактические, и частно-методические. Подходы к обучению. Классификация методов обучения.

3. Прямые методы обучения: натуральный, прямой, аудиовизуальный, аудиолингвальный.

4. Сознательные методы обучения: переводно-грамматический, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, метод чтения.

5. Комбинированные методы обучения. Коммуникативный метод.

6. Интенсивные методы обучения – суггестопедический, эмоционально-смысловой, метод активизации, эмоционально-смысловой, ритмопедия, гипнопедия, релаксопедия.

7. Особенности начального этапа обучения. Общая характеристика, методика работы.

8. Обучение произношению. Особенности русской фонетической системы. Постановка гласных и согласных звуков. Типичные отклонения в иностранном произношении.

9. Обучение лексике. Этапы отработки вновь вводимой лексики. Презентация новой лексики. Понятие лексического минимума.

10. Понятие «семантизации». Основные приёмы «семантизации». Организация усвоения новой лексики.

11. Обучение грамматике. Основные подходы к обучению грамматике.Виды грамматических упражнений. Подготовительные и речевые упражнения.

12. Виды речевой деятельности. Продуктивная и рецептивная речевая деятельность. Значение и место отдельных видов речевой деятельности в обучении иностранному языку.

13. Аудирование как вид речевой деятельности. Механизмы аудирования. Трудности аудирования. Упражнения для обучения аудированию.

14. Обучение чтению. Психологические особенности чтения.

15. Виды учебного чтения: чтение вслух, беспереводное и переводное, подготовленное и неподготовленное, классное и домашнее. Реальный пассивный и потенциальный словари. Упражнения по обучению чтению.

16. Виды реального чтения: просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Отбор текстов для чтения. Формулировка заданий к чтению текстов.

17. Обучение говорению. Говорение как вид речевой деятельности.

18. Понятие коммуникативной ситуации. Компоненты коммуникативной ситуации. Виды общения.

19. Обучение монологу. Специфические особенности монологической речи.

20. Обучение диалогической речи. Виды диалогов. Пути обучения диалогической речи.

21. Обучение письменной речи.

22. Организация процесса обучения иностранных учащихся русскому языку. Урок как основной компонент учебного процесса. Специфика структуры урока РКИ.
Темы рефератов для государственного экзамена по РКИ

1. Национально-культурная семантика русского слова, топонимики и ономастики.

2. Национально-культурная семантика русской фразеологии и языковых афоризмов.

3. Особенности русской языковой картины мира.

4. Специфика русского речевого поведения.

5. Текст в обучении русскому языку как иностранному.

6. Особенности звукового строя русского языка. Специфика русских гласных. Отличительные черты русского консонантизма.

7. Русская ритмика и интонация. Ритмическая структура русского слова. Основные типы интонационных конструкций в русском языке.

8. Особенности выражения предмета в русской морфологии. Основные морфологические категории имени. Универсальное и специфическое в русской морфологии. Одушевлённость - неодушевлённость, определённость - неопределённость в русском языке.

9. Особенности изучения категории рода имён существительных в курсе РКИ.

10. Категория числа имён существительных в описательной грамматике и в курсе РКИ.

11. Морфологическая категория падежа в курсе РКИ.

12. Глагол в русском языке. Основные морфологические категории глагола, их история и современное состояние.

13. Морфологическая категория вида русского глагола как самая специфическая в русской языковой системе. Основные значения глагольных видов.

14. Глаголы движения в русском языке.

15. Специфические особенности русского синтаксиса. Выражение неактивности носителя признака. Выражения бытия, наличия чего-либо. Выражение качественной характеристики. Выражение отрицания в русском языке.

16. Межкультурная коммуникация в преподавании РКИ.

17. Этноязыковая картина мира по данным русского языка и его истории.

18. Русский речевой этикет и его особенности.

19. Методы обучения РКИ. Классификация методов обучения.

20. Значение и место отдельных видов речевой деятельности в обучении иностранному языку. Говорение как вид речевой деятельности. Обучение говорению. Обучение диалогу и монологу.

21. Аудирование и письмо в курсе РКИ.

22. Чтение в преподавании РКИ.

23. Система тестирования в курсе РКИ. Типовые тесты по РКИ. Элементарный, базовый и сертификационный уровни. Методика проведения тестирования.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить – М., 1997;

2. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим – М., 1995;

3. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам – М., 1988;

4.Методика / под ред. А.А. Леонтьева – М., 1988;

5. Методика преподавания русского языка как иностранного / Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. и др. – М., 1990;

6. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. – под ред. И.П. Лысаковой – М., 2004;
б) дополнительная литература:

1. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев – М., 1998;

2. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны – М., 1986;

5. Василенко Е.Н., Добровольская В.В. Сборник методических задач по русскому языку – М., 1990;

3. Вишнякова Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам – М., 1982;

4. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного – М., 1984;

5. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства – М., 1979;

6. Грамматика в практическом курсе русского языка как иностранного – Л., 1991;

7. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку – М., 1989;

8. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи – М., 1986;

9. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному – М., 1970;

10. Лингвистические и лингводидактические основы обучения русскому языку как иностранному – М., 1997;

11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению – М., 1991;

12. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе / Власова и др. – М., 1990;

13. Рожкова Г.И. к лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам – М., 1983;

14. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики – М., 1990.
учебники и учебные пособия:
1. Миллер Л.В., Политова Л.В. «Жили-были…» 12 уроков русского языка. Базовый уровень. – СПб, 2003;

2. Капитонова Т.И. и др. «Живём и учимся в России». – СПб., 2003;

3. Родимкина А.М., Райли З., Ландсман Н. «Россия сегодня». Тексты и упражнения. – СПб., 2002;

4. Родимкина А.М., Ландсман Н. «Россия 2000». Тексты и упражнения. – СПб, 2003;

5. Сборник упражнений по грамматике русского языка Выпуск 1. – СПб., 2003;

6.Глазунова О.И. «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях» - СПб., 2003;

7.Типовой тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. – СПб., 2004;

8. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение.- СПб., 2004;

9. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение. – СПб., 1999;

10. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Филология. – СПб., 2001;

11. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П. «Программа по русскому языку для иностранных граждан». Первый уровень. Общее владение. – СПб., 2002;

12. Корчагина Е.Л. «Требования по русскому языку как иностранному». Пороговый уровень. – СПб., 2003;

13. Корчагина Е.Л. «Типовые тесты по русскому языку как иностранному». Пороговый уровень».- СПб., 2003.

14. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. «Жили-были…» 28 уроков русского языка для начинающих. – СПб, 2005;

15. Скороходов Л., Хорохордина О. «Окно в Россию». 1-я часть. - СПб, 2003; 2-я часть – СПб., 2005;

16. Максимова А. Л. «Корректировочный курс русской грамматики» - СПб., 2005;

17. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. – СПБ., 2005;

18. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. – СПб., 2005;

19. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый уровень. Общее владение. – СПб., 2005.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

__________________________________________________________________
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные пособия по курсу дисциплины, обучающие компьютерные программы по РКИ, учебные фильмы, аудио и видеокассеты с записями уроков по РКИ.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Отечественная филология».

Автор (ы) Милёхина Т.А.

Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и речевой коммуникации

от ___________года, протокол № _________________.

Подписи:

Зав. кафедрой Кормилицына М.А.
Директор Института Борисова Л.С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки:...
Дисциплина «Практикумы» является базовой частью блока 1 ооп впо по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 01 «Филология», профилю...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык Направление...
Направление подготовки 032100. 62 «Физическая культура» Квалификация подготовки – бакалавр Форма подготовки – очная
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогические основы преподавания русского языка как иностранного направление подготовки 032700. 68 «Филология» Программа...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление 032700. 68 – «Филология» Программа «русский язык как иностранный» Форма подготовки очная
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconРабочая учебная программа дисциплины в. Дв 1 Язык культуры Направления...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлениям подготовки 52. 03. 16 – «иностранный язык», 03. 10. 00 –...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование»
Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Иностранный язык...
Профиль подготовки Преподавание филологических дисциплин (английский язык и русский язык как иностранный)
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconРабочая программа практический курс письменного перевода (первый иностранный язык)
Практический курс письменного перевода первого иностранного языка: рабочая программа / авт сост. Л. Б. Борисанова. – Спб.: Ивэсэп,...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русский язык как иностранный»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и, изучающих дисциплину «Русский язык...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык...
Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический курс) Направление подготовки 032100 «Филология» iconПояснительная записка Цели и задачи. Основной целью дисциплины «Иностранный язык (Английский)»
Иностранный язык (Английский язык). Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 «Филология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск