Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка





Скачать 91.38 Kb.
НазваниеКрасный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка
Дата публикации24.07.2014
Размер91.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
«Организация и работа школьного музея, как культурного центра школы».

Школа № 1122 г. Москвы находится в районе «Лианозово», где почти в каждой школе района есть свой музей. Так как в школе накоплен богатый опыт преподавания предметов области «искусство», то направленность нашего музея определили художники школы.

«Школьный музей народного творчества» ГБОУ СОШ № 1122 развивается на основе активного участия в его жизни учеников, родителей и учителей. Музей создан инициативной группой педагогов изобразительного искусства.

В музее существуют и развиваются следующие разделы: Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка.

Уникальность его в том, что все экспонаты музея подлинные. Предметы утвари привезены из разных уголков нашей России и наглядно демонстрируют мастерство русских умельцев, знакомят с древними обрядами и бытом русского народа.c:\users\user\documents\музей гбоу 1122\dsc_0081.jpg

Экскурсия начинается всегда с раздела «Красный угол», т. к. именно там находится русская икона (подлинник), рассказывается о предметах мебели и быта, находящихся в этом разделе.c:\users\user\documents\музей гбоу 1122\p3210556.jpg

Затем переходим в «Бабий кут» - хозяйственную часть русской избы, где рассказывается о старинных русских хозяйственных инструментах, утвари.

Русская печь – кульминационная часть экскурсии. Печь создана в натуральную величину по описаниям и чертежам архитектора Ермаковой И. А. – учителя изо нашей школы. Созданием её занимался учитель технологии – Кузькин С. И. Она сделана капитально и дети могут забраться на неё по специальной лесенке.

Затем рассказывается об эволюции утюга. В собрании музея есть разные утюги – паровой, нагреваемый на газовой горелке, разогреваемый углями и др.e:\лепка в до\img_1366.jpg

Далее мы переходим к рассказу о русских народных игрушках – деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных и др. Здесь дети могут поиграть, как в старину.c:\users\user\documents\деревянные игрушки\p9010392.jpg

Игрушки на современном этапе существуют в русских народных промыслах - Гжель, матрешки из разных сел России, Богородская игрушка и др. Эти экспонаты находятся в витринах.

Заканчивается экскурсия рассказом о русском костюме – Северных и Южных губерний. С чего начинается изготовление костюма – сеем лен, треплем, прядем нить, ткем полотно, шьем и вышиваем. Посетители знакомятся с долгим процессом создания одежды, инструментами русских мастериц.c:\users\user\documents\музей гбоу 1122\dsc_0639.jpg

Для самостоятельного рассмотрения предлагается выставка детского творчества – студий бисероплетения, росписи, фитодизайна, ткачества и др.

Актив музея занимается поисковой, проектной и экскурсионной деятельностью. Ежегодно составляется график экскурсий, согласно потребностям нашего музея, выбору тем для проектно-исследовательской работы. Актив музея участвует в конкурсной деятельности, научно-практических конференциях.

На базе школьного музея регулярно проводятся выставки детского творчества: бумажной пластики, фитодизайна, бисероплетения, керамики.

При музее действуют следующие объединения: 1. фольклорный ансамбль; 2. Студия «Бисероплетения» 3. «Народный театр» 4. Студия «Художественное ткачество». Эти студии посещает около более 70 человек.c:\users\user\desktop\готовые статьи\музей в открытом пространстве\масленица -12 в гбоу 1122.jpg

Все это помогает создать систему занятий для изучения русских национальных традиций, проводить ежегодно праздники «Масленица», «Осенины», «Рождество и Святки». Некоторые праздники стали районными. Например «Масленица» - настоящий праздник двора, в котором принимают участие и жители окрестных домов. Музей школы предоставляет свои экспонаты для проведения этих праздников, актив музея проводит игры с жителями и их детьми. Школьный двор в праздничный день превращается в настоящую арену для действия – украшено крыльцо, деревья, детей катают на лошадях. Ежегодно проводится конкурс «Русские блины».e:\блины\dsc07535.jpg

В праздничные дни Рождества в музее показывают спектакли для детей и взрослых, можно окунуться в атмосферу настоящего праздника лет сто-двести назад. В нашем школьном музее проходят съемки детских любительских фильмов и спектаклей, фотосъемки. Этот вид работы привлекает молодежь новым видом деятельности – режиссерским, сценарным и операторским. Мы взрослеем вместе с музеем и учимся мастерству. Музей помогает нам познакомиться со многими профессиями.c:\users\user\desktop\готовые статьи\музей в открытом пространстве\рождественская выставка в музее 1122.jpg

Ежегодно школьный музей принимает у себя около тысячи посетителей: детские сады, ветеранов, будущих первоклассников и их родителей, учителей, методистов, зарубежных гостей, гостей столицы и др. Готовятся творческие презентации для Дней культурного наследия, Дня Музеев, Дня Знаний, Дня Города.e:\для сайта\новая папка\dsc_0420.jpg

Система воспитания, которая создана, благодаря музею народного творчества оправдала себя во много раз и доказала необходимость проводимой работы с подрастающим поколением.

Сейчас музей – настоящий культурный центр школы, превратившийся из преимущественно просветительского центра - в образовательный.

Ежегодно учащиеся и педагоги выезжают в различные города России, привозя с собой из поездки разнообразный этнографический, краеведческий материал, предметы, имеющие художественную ценность, фотографии, зарисовки и др. Это дает новые возможности для составления творческих отчетов и презентаций.

Музей ГБОУ СОШ № 1122 имеет устойчивые культурные связи с советом Ветеранов района Лианозово, муниципалитетом «Лианозово», Центрами творчества, Музеем ЦНХО Б. М. Неменского, ОУМЦ СВАО и др.

Управление музеем – коллективное, на основе согласованных мнений и предложений учителей, которые заслушиваются на художественном совете школы, в состав которого входят: педагоги-художники, учителя гуманитарного цикла, педагоги дополнительного образования, администрация школы. Все возникающие вопросы решаются коллегиально.

Сейчас в музее 765 единиц хранения в основном и 25 единиц во вспомогательном фонде. Из-за отсутствия подсобного помещения вспомогательный фонд находится в помещении самого музея на антресоли, представляя дополнительную экспозицию. Здесь находятся предметы, дублирующие основные, находящиеся в более плачевном (не рабочем) состоянии, предметы – аналоги, макеты, стилизованные под русские народные, вообще менее ценные, чем, те которые находятся в основном фонде.

«Второе рождение музея»

В 2010 году состоялось второе рождение музея «Русского народного творчества» в связи с переездом в другое помещение. Новый интерьер музея разрабатывали и выполняли многие сотрудники школы: учителя изобразительного искусства: Ермакова Ирина Анатольевна, Селиванова Александра Валерьевна, Антипова Светлана Игоревна, учитель технологии Кузькин Станислав Иванович, при поддержке администрации: методиста школы Голицыной Веры Борисовны и директора школы Щербак Елены Ивановны.

Для первых гостей, на «Дне открытых дверей», провела экскурсию Ермакова Ирина Анатольевна. Никто не остался равнодушным к её увлекательному рассказу о быте и искусстве нашего народа, ни взрослые, ни дети.

В целом наш школьный музей посетили в этот день около 200 человек. Первый урок изобразительного искусства, на территории музея, прошёл успешно. Вместе с учителем Селивановой Александрой Валерьевной дети изучили уникальный народный промысел «Гжель», познакомились с историей его возникновения и развития, получили возможность не только близко рассмотреть разнообразные формы и росписи предметов, созданных талантливыми мастерами, но и зарисовать их.

Сценарий. Обряды и обычаи древних славян.

1-й: Святые вечера, Святки… Так обычно называются у славян дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова.c:\users\user\documents\нам 25\dsc_0277.jpg

2-й: Если мы начали со святок, то только потому, что ни один из праздников на Руси не сопровождался таким количеством обрядов, обычаев, примет, гаданий и прочего.

1-й: На Святках мы видим странную смесь обычаев из язычества и Христианства. К языческим обрядам принадлежат гадание, ворожба, общение с духами, наряды, игры. Христианству принадлежит Славление – так называемое хождение со звездой, вертепом или другими предметами.

2-й: Накануне Рождества в огонь кладут одно из толстых поленьев, которое должно гореть всю ночь.

1-й: 24 декабря русские язычники славили Коляду. Коляда был богом мира и пиршеств. Колядовать – значит ходить по домам с разными песнями и плясками.

2-й: У чехов, болгар и сербов Коляда – святочная песня, ходить по коледу, значит поздравлять с Новым годом, получать подарки, кто что может дать.

1-й: У словаков коляда – благословление домов. А в Малороссии коледование – хождение с вертепом и звездою и пение, известное, как виноградье. После каждого куплета коледовщики благодарят и поздравляют хозяина. Хозяева давали славильщикам угощенье.

2-й: Есть предположение, что обряд пришел из Древнего Новгорода… Ведь в песне так и поется «Шла Коляда из Новегорода». При обходах домов исполнялись также религиозные песнопения.

1-й: По части веселья со святками соперничала Масленица! Но она знаменита совсем другими развлечениями. К ним относятся в первую очередь катание на лошадях. К передку санок прикреплялись красные флаги, дуги украшали бумажными цветами и цветными лоскутками.

2-й: Все вереницы разъезжались по селу с песнями и шумом. Одной из любимейших забав было катание с ледяных гор, прыжки через костер, взятие снежного городка. Перед закатом солнца множества народа сходилось смотреть кто и как будет ломать город.

1-й: Масленица это хождение в гости, угощение блинами, круглыми как само Солнце, игрища, забавы.

2-й: Молодежь в последний день Масленицы делала большое чучело из соломы, вывозила её за околицу и там сжигала. При этом прыгали через костер.

1-й: По церковному обычаю Масленица предшествовала Великому посту. Масленица с её изобильными угощеньями перед постом, всегда обещала при этом вернуться на следующий год.

2-й: Хороводные развлечения наиболее полно разворачивались на Троицу. В Троицу, как известно, завивают венки, а через неделю развивают.

1-й: Непременным обычаем были хороводы под открытым небом – в рощах, лугах, на холмах. Здесь же угощались пирогами и блюдами из яиц. Когда венки развивали, их бросали в воду и по ним гадали.

2-й: Бытовал среди девушек обряд кумления. Этот обряд проводили девочки 12 лет. Так их посвящали в девушек. Они водили хороводы, украшали березки лентами и венками.

1-й: После этого они становились подружками на год, обменивались куклами, подарками, бусами, лентами, платками.

2-й: Через неделю на тех же полянах молодежь собиралась и продолжала гулянье. Подружки возвращали друг другу куклы и кресты, раскумлялись. Венки с берез срывались и бросались в реку.

1-й: Неделя после Троицы называлась русальною. Двое наряжались русалками и с разных концов села пугали людей, бегали и бросались… Во главе с русалками все отправлялись к реке, где продолжались песни и пляски.

2-й: 24 июня – Рождество Иоанна Предтечи. Этот христианский праздник совпадает с языческим праздником Иваной Купалой.

1-й: Из явлений природы, столь важных и ощутимых для человека, как повороты солнца, разделяющие год на равные части, были сильным поводом к тому, чтобы учредить Коляду и Купалу как праздники. Эти праздники бытовали у всех славян.

2-й: В ночь на Ивана Купалу, по народному поверью цветет папоротник. В лесу искали этот цветок все влюбленные, скакали через огонь.

1-й: Сербы говорят, что Иван-день столь велик праздник, что солнце трижды останавливается на небе. Купальные огни представляют собой великолепное и торжественное зрелище. В честь Ивана Купала девушки и юноши сплетают себе венки и украшаются ими.

2-й: Огонь и вода – стихии начала мира, потому они и почитались, от этого верования и получили свое начало купальские огни и омовения.

1-й: Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор мужчины по всему свету рыскают в поисках ребра, и только нашедший становится «совершенным», что подразумевает счастье в браке.

2-й: Распространенной и древнейшей формой женитьбы можно считать «покупку невесты». Это был символический акт. Многочисленные обряды и ухаживания красивы и романтичны. Многие из них восходят к глубокой древности, но все это преследовало одну цель – брак должен быть прочным и счастливым.

1-й: Если зимнее время выбор невест, то осень – это свадьбы. Что же такое свадьба? Свадьба – это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и интимность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев.

2-й: Невест выбирали себе на игрищах, крестных ходах. Невесту одевали богато и выводили на смотрины. Где и когда её покажут, только знали родственники. Она выходила в сопровождении старших женщин, надежных родственниц и подруг.

1-й: После смотрин проходил сговор. Он носил еще название рукобитье или помолвка. Помолвка обычно сопровождалась праздником. Жених невесте в этот день дарил кольцо с камнем.

2-й: Венчание у древних славян в дохристианский период обычно проводилось весной или осенью на лоне природы. Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста. И сейчас в свадебном обряде принято обсыпать зерном жениха и невесту, сажать их на меха. Венчание всегда происходит в церкви. В церкви брачующихся водят вокруг аналоя.

1-й: Пока шло венчание. Свадебный поезд украшали лентами, цветами и колокольчиками. Затем весь поезд двигался в дом, где праздновали свадьбу. Где бы это ни происходило, отец всегда держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодых благословляли и невеста всегда угощала всякого подходящего к ней вином, брагой и медом.

2-й: Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Застолье начинал всегда самый почетный гость – свадебный генерал. Заканчивался ужин всегда подачей свадебного пирога. Тогда в землю жених втыкал кол – свадьба окончена…

1-й: Не правда ли, что свадьба напоминает спектакль. От того как она сыграна, зависит счастье будущей семьи.

Методист ГБОУ СОШ № 1122: Голицына В. Б.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconА. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова
В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconРусский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник...
Тема урока: Русский народный костюм – хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconРусская народная культура
Славянские народы традиционно подразделяются на три группы: западные (поляки, чехи, словаки, лужичане последние проживают на территории...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconУрок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,...
«Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя»
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconНародный костюм (костюм казака и казачки)
Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconКраткое содержание проекта
Данный проект должен помочь учащимся познакомиться с понятием этнокультура, узнать о русских народных промыслах. Результатом работы...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: «Русская речь» 6 класс, авт. Никитина, умк «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь», авт. В. В. Бабайцева,...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка icon1 четверть
Дополнительное чтение: 1малые формы фольклора, русская народная сказка "Марья Моревна"
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconПочему люди поют?
Для проектно-исследовательской работы мы выбрали тему: «Русская народная песня»
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconКалендарно-тематическое планирование Русский язык Русский язык. Практика....
Русский язык. Практика. 8 класс/под. Ред. Ю. С. Пичугова Русская речь. 8 кл. Никитина Е. И
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...
Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы, русская прялка, русский народный костюм, народная игрушка iconУроков по следующим предметам и темам
Русская народная сказка «Сивка-бурка» (авт. Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение, 3 класс)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск