Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи»





Скачать 95.67 Kb.
НазваниеУрока : «Богатырская тема в музыке и живописи»
Дата публикации31.07.2014
Размер95.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».

Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: « Богатырская тема в музыке и живописи».

Цель урока: показать как разные виды искусства – музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.

Задачи урока:

Воспитательные.

  1. Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям исторического прошлого, освоение и усвоение этих ценностей, формирование уважения к русской культуре, традициям.

  2. Воспитание интереса к музыке.

Образовательные.

  1. Раскрыть особенности отражения «богатырской» темы в художественном и музыкальном произведениях.

  2. Познакомить с тремя единствами нравственных качеств, которые должны быть заложены в каждом человеке, через музыку, живопись и философию.

  3. Учить определять интонации в музыке, картине и переинтонировать « богатырскую» тему через душу ребенка.

Развивающие.

  1. Развивать умение «слушать» и «видеть» «текст» музыкального произведения и картины, заложенный автором.

  2. Развивать мыслительную деятельность.

  3. Формировать вокально-хоровые навыки (выразительное пение в соответствии с содержанием песни, работа над дикцией).

Методы и приемы:

  1. словесный (беседа, рассказ, объяснение);

  2. иллюстративный (слушание, показ наглядностей);

  3. метод анализа прослушанного произведения и увиденной картины;

  4. практический.

Музыкальный материал:

  1. Экспозиция первой части Второй симфонии («Богатырской») А. П. Бородина.

  2. « Песня о маленьком трубаче» муз. С. Никитина, сл. С. Крылова.

  3. « День добрый» - приветствие. Т. Боровик.


Наглядности:

  1. Картина В. М. Васнецова «Богатыри».

  2. Картина А. Рублева « Троица».

  3. Иллюстрация «Свеча – купол – шлем».

  4. Портрет А. П. Бородина.

Оборудование:

  1. Аудиомагнитофон.

  2. Аудиозаписи.

  3. Наглядные пособия.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Персональный компьютер.

Литература:

  1. Программа по музыке для общеобразовательных школ. 4 – 7 классы.

  2. Хрестоматия 4 класс.

  3. Л. П. Маслова « Педагогика искусства» (теория и практика).


Ход урока.

Приветствие « День добрый».

День добрый, день добрый!

Слова эти вам повторю.

День добрый, день добрый!

Всем друзьям говорю.

- Начнем наш урок. В этом полугодии мы говорим о том, как музыка связана с изобразительным искусством.

Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

У каждого человека есть внутренний слух (способность «внутри себя», «мысленно» услышать то, что на самом деле не звучит) и внутреннее зрение (способность увидеть «мысленно», «внутри себя» то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами). И мы должны развивать в себе умение слушать и видеть. Развивать свое творческое воображение.

Любая картина или музыкальное произведение – это текст, направленный в мир, диалог автора с миром через пространство и время. Творцы что-то хотели нам рассказать. И это что-то мы и должны услышать или увидеть, мы должны уметь прочитать текст, заложенный автором. И сегодня на уроке мы с вами будем этому учиться.

Попробуйте увидеть образ, который я вам сейчас покажу в музыке.

Звучит главная тема из I части « Симфонии №2» А П.Бородина.

- Что увидели? Какой образ?

( Устойчивый, сильный, мощный, мужественный, стойкий).

-Какого бы героя вы нарисовали?

Подвести ребят к образу богатырей.

- Тема нашего урока «Богатырская тема в музыке и живописи». Открыли, пожалуйста, тетради, записали число и тему урока.

Ребята работают в тетрадях.

- Мы часто встречаемся с темой богатырей в народном творчестве, литературе, музыке, живописи, кино.

-Как называются литературные произведения о богатырях?

( Былины).

-Кого из богатырей знаете. Назовите их имена.

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, Михайло Казаринов).

-Что делала богатыри на Руси? В чем их предназначение?

( Ответы детей).

С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Именно в былинах нашли художественное воплощение события, связанные с борьбой русского народа за свободу и независимость. Герои былин – легендарные богатыри, совершающие необычайные подвиги. Они, защищая народ, одерживали победу над страшными сказочными чудовищами, в образе которых олицетворяется враждебная народу сила.

Рассмотрим слово «богатырь». Какие слова можно образовать их этого слова?

(Богатый; богач; Бог, а ты?)

На экране появляются перечисленные ребятами слова.

-Какой человек является богатым, на ваш взгляд?

(Высказывания ребят).

Мы с вами обратимся к этой теме, какой человек на самом деле является богатым человеком, чуть позже.

Писатель воссоздал образ богатыря в былинах с помощью слова. Художник тоже может изобразить те или иные события, но с помощью чего? (красок).

- Ответьте на вопрос: подходит ли эта картина к музыке, которую вы слушали?

Показ картины В. М. Васнецова « Богатыри».

- Кто знает, как называется эта картина?

-Кто из изображенных героев самый сильный? (Илья Муромец).

- Илья Муромец – это сила. Что вы о нем знаете?

( До 33 лет не ходил, когда встал, испил студеной воды – напитка силы земли Руси-матушки).

-Кого победил? (Соловья-разбойника).

- Что он делает? ( Смотрит вдаль).

-Каково выражение его лица? Чтобы это понять, попробуйте изобразить его позу в своих движениях, выражение его лица на своем лице. Поделитесь впечатлениями.

-А это кто? (Учитель показывает на Добрыню Никитича).

( Ответы детей).

-Почему его зовут Добрыня? Что заложено в этом слове? В самом имени - доброта. Добрыня – старинное русское имя. Обратите внимание на его глаза. Какие они?

( Ответы детей).

- Всмотритесь в выражение лица этого героя. Что можно сказать про этого человека? (Высказывания ребят).

- Вы часто употребили слово – добрый, что показывает как имя – Добрыня - подходит человеку его носящему. Какого цвета конь у Добрыни? Почему, как вы думаете, художник выбрал именно такой цвет? (Ответы детей).

Подвести детей к понятию, что белый цвет – символ свободы, чистоты помыслов.

-Остался еще один герой. Кто это, как вы считаете? ( Алеша Попович).

-Этот богатырь прославился силой? (Нет)

Он еще молодой, но уже богатырь. Что скрыто в его выражении лица? Попробуйте отобразить его на своем лице.

(Высказывание детей).

- Мечтательность на первый взгляд, но обратите внимание на то, как он держит лук. ( Версии ребят).

-Лук натянут. Что это значит? ( Высказывания ребят).

-Значит, что он в любой момент готов встать на защиту своей земли, нанести ответный удар любому, кто осмелится напасть на землю русскую.

-Силой он одолевал врага? А чем?

(Ловкостью, хитростью).

-Что изображено на заднем плане картины? ( Широкие просторы земли русской).

-Почему художник изображает поля, леса за спинами богатырей? (Ответы детей).

-За их плечами – бескрайняя Русь, богатыри – ее защитники.

- Как стоят богатыри на земле русской? (стойко, твердо, уверенно).

-Какое небо? (пасмурное).

-Что это означает? (Не все еще спокойно на Руси, можно ожидать нападение с любой стороны, и надо быть готовым к этому).

-Так художник Васнецов изобразил богатырей, передавая их стойкость богатырскую с помощью красок. Запишите, пожалуйста, в тетради название картины и ее автора.

Показ слайда: В. М. Васнецов « Богатыри».

- Мы выяснили, что Илья Муромец олицетворяет для нас что? (силу).

- Добрыня Никитич? (доброту).

- Алеша Попович? (ловкость, ум).

Показ слайда: Сила – доброта – ум.

-А теперь вспомним наши рассуждения о том, какой человек является богатым, а, следовательно, богатырем.

-Если ты сильный, а не умный, ты богатый?

-Если ты добрый, а не умный, ты богатый?

-Если ты умный, а не добрый, ты богатый?

-У человека должна быть совокупность всех перечисленных качеств.

-Помните, мы нашли спрятанный в слове «богатырь» вопрос: бог, а ты? Богатырь ли ты?

- А у вас есть сильные дети? А ты защищаешь девочек? Если ты сильный, то ты должен защищать слабого.

-А умные? Ты помогаешь ученику, который не справляется с учебным материалом? Если ты умный, то обязательно должен помочь своему однокласснику разобраться с трудным для него материалом.

Вот оно триединство (показать на три слова в показанном слайде), которое должно быть в человеке. Три качества, делающие человека по-настоящему богатым. В нашей русской культуре совокупность трех единств можно увидеть с древних времен. К примеру, картина А. Рублева « Троица».

Показ картины « Троица».

На этом полотне изображены: Отец Божий, Сын Божий и Святой Дух. Отец – олицетворение ума, сын – тела, Святой Дух – души. Вспомните, как крестятся православные люди: как делали это наши предки и как сейчас делают это наши современники. Опять же триединство – три перста, три пальца – символ троицы.

« Во имя Отца» (показать на лоб – это ум) - здесь мы просим: «Дай нам, Бог, Ума».

«И сына» (показ на живот, соотнести с пищей, с телом) - Просьба: « Дай нам ,Бог, пищу, силы физические».

« И святого Духа» (рука к сердцу) – Просим: « Дай, нам, Бог, силы душевные».

« Аминь». (Поклон). Этим мы благодарим Господа за помощь.

Очень важно соединение силы физической и духовной. О духовности нужно заботиться каждому человеку.

- посмотрите, мы говорили о триединстве, вот еще один пример.

Показ слайда: « Сила – доброта – ум».

« Тело- душа – дух».

Назовите жизненные примеры триединства.

Следующий слайд: « Вера – надежда – любовь»

«Рождение – жизнь – смерть».

Богатырей на Руси почитали и уважали, считали святыми. Сейчас докажу почему. Обращали ли вы внимание, на что похожи православные храмы? Почему у них купола золотые?

(Они похожи на свечу).

-Свеча кому? (Богу).

-А что надето на головы богатырей? (шлем).

- С чем можно сравнить шлем? ( С куполом).

-Церковь – святое место для русских людей, богатырь – тоже почитаем на Руси. Мы опять вернулись к теме богатырей, а вместе с ними и к той музыке, которую прослушали в начале урока. Прослушивая более полную версию этого произведения, вы должны определить:

Показ слайда: 1.Характер.

2.Исполнитель.

  1. Количество частей.(смены настроений).

- Когда услышите смену частей, поднимите руку.

Слушание Экспозиции первой части Второй симфонии («Богатырской» А. П. Бородина.

Ответы по вопросам на доске.

Характер: мужественный, сильный, твердый, мощный, устойчивый, решительный. Сила, устойчивость, могущество – такое ощущение создает эта музыка. Она стоит также как и богатыри на картине Васнецова, постоянно возвращаясь к тонике (самому устойчивому звуку), она как бы припадает к родной земле.

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Части: 3 части.

-Главная мелодия кому на ваш взгляд принадлежит, каким героям? (богатырям). Да, это

« Богатырская» мелодия.

- 2 тема более певуча, лирична. Что может изобразить такая мелодия? ( Любовь к России, родным просторам).

3 часть – возвращение к « богатырской мелодии». Почему композитор заканчивает произведение главной темой – темой богатырей? ( Не все спокойно, богатыри должны стоять на страже).

- Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает идею богатырей?

(Тембр, темп, динамика, регистр).

-Произведение, которое мы сегодня с вами прослушали, написал А. П. Бородин. Это

«Симфония № 2»(«Богатырская»).

Показ слайда: А. П. Бородин «Симфония №2» («Богатырская»).

- Что такое симфония? (Симфония - крупное музыкальное произведение, состоящее из 4 частей и исполняемое симфоническим оркестром).

-Итак, мы увидели « Богатырскую» тему не только в живописи, но и услышали ее в музыке. Услышали, как звуками изображает богатырей композитор. Теперь, глядя на картину Васнецова« Богатыри», внутри нас зазвучит какое произведение? И наоборот, услышав мелодию из « Симфонии №2», какая картина возникнет в нашем воображении?

Переходим к следующему этапу урока.

Сейчас я исполню вам «Песню о маленьком трубаче». Вы, прослушав ее внимательно, ответьте на вопрос: « Можно ли героя этой песни назвать богатырем?»

Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина учителем.

-Трубач – это богатырь? Аргументируйте свою точку зрения. Какой он богатырь - большой или маленький? (ответы детей).

- Он богатырь телом или духом? Почему? ( Добрый, умный, сильный духом).

-Подняв дух бойцам, мальчик стал героем, израненный полк поднялся, пошел на врага и победил!!! Но…только мальчишка остался навсегда в нескошенной траве…Богатырь?

Маленький богатырь времен ВОВ.

-Разучиваем 1 куплет.

Слайд :

Муз С Никитина Сл. С. Крылова « Песня о маленьком трубаче».

Слова 1 и 2 куплет.

Напомнить ребятам о певческой посадке. Разучивание слов 1 куплета. Работа над дикцией и выразительностью. Итоговое исполнение обязательно провести стоя.

Если ребята знают всю песню, то провести работу над интонацией:

1 куплет – тихо, негромко;

2 куплет – мужественно;

3 куплет – сдержанно, потом воинственно;

4 куплет – отважно, взволнованно;

5 куплет задумчиво, взволнованно.

Вывод:

-Какую тему мы проследили сегодня в разных видах искусства? Что это за виды искусства?

-Живопись и музыка отражают разные эпохи, разных людей, но пронизаны одной темой- темой богатырей: маленьких и больших.

- Назовите главное назначение богатырей на Руси.

-Какие три качества делают человека богатым человеком, настоящим богатырем.

Показ слайда:

Домашнее задание: (на выбор)

  1. Краткая биография А. П. Бородина.

  2. Привести примеры триединства в жизни.

  3. Творческая работа: написать мини-сочинение рассуждение « Богатырь ли я?».

Выставление оценок за работу на уроке. Комментирование выставляемых оценок. Работа с дневниками.

Показ слайда: « Спасибо за урок!».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconТема урока: Импрессионизм в музыке и живописи
Цель урока: знакомство с музыкальными стилями кон. XIX нач. XX вв., одним из основных направлений в музыке и живописи, а аткже художниками...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconКонспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart...
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconКонспект открытого урока в 4 классе на тему: «Богатырская тема в русской и советской музыке»
...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconКонспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре. Тема...
Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconТема урока Тип урока
...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconТема урока Цели и задачи урока
...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconУрок музыки по теме "Импрессионизм"
Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconЧувства человека в произведениях живописи
Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconТема: «Богатырская тема» в искусстве
Целеполагание : дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью,литературой, театральным искусством на примере...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconУрока: Героические образы в музыке и живописи
Цель: Пронаблюдать, как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают героические...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconКонспект открытого урока по музыке, проводимого в 8 «А» классе Тема...
Цель урока: расширить представления учащихся об эстрадной музыке на примере таких жанров, как рок-н-ролл, танго, диско через использование...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconУрок чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Тип урока
Развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку...
Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цели и задачи изучения темы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск