Скачать 95.67 Kb.
|
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство». Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку». Тема урока: « Богатырская тема в музыке и живописи». Цель урока: показать как разные виды искусства – музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание. Задачи урока: Воспитательные.
Образовательные.
Развивающие.
Методы и приемы:
Музыкальный материал:
Наглядности:
Оборудование:
Литература:
Ход урока. Приветствие « День добрый». День добрый, день добрый! Слова эти вам повторю. День добрый, день добрый! Всем друзьям говорю. - Начнем наш урок. В этом полугодии мы говорим о том, как музыка связана с изобразительным искусством. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку. У каждого человека есть внутренний слух (способность «внутри себя», «мысленно» услышать то, что на самом деле не звучит) и внутреннее зрение (способность увидеть «мысленно», «внутри себя» то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами). И мы должны развивать в себе умение слушать и видеть. Развивать свое творческое воображение. Любая картина или музыкальное произведение – это текст, направленный в мир, диалог автора с миром через пространство и время. Творцы что-то хотели нам рассказать. И это что-то мы и должны услышать или увидеть, мы должны уметь прочитать текст, заложенный автором. И сегодня на уроке мы с вами будем этому учиться. Попробуйте увидеть образ, который я вам сейчас покажу в музыке. Звучит главная тема из I части « Симфонии №2» А П.Бородина. - Что увидели? Какой образ? ( Устойчивый, сильный, мощный, мужественный, стойкий). -Какого бы героя вы нарисовали? Подвести ребят к образу богатырей. - Тема нашего урока «Богатырская тема в музыке и живописи». Открыли, пожалуйста, тетради, записали число и тему урока. Ребята работают в тетрадях. - Мы часто встречаемся с темой богатырей в народном творчестве, литературе, музыке, живописи, кино. -Как называются литературные произведения о богатырях? ( Былины). -Кого из богатырей знаете. Назовите их имена. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, Михайло Казаринов). -Что делала богатыри на Руси? В чем их предназначение? ( Ответы детей). С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Именно в былинах нашли художественное воплощение события, связанные с борьбой русского народа за свободу и независимость. Герои былин – легендарные богатыри, совершающие необычайные подвиги. Они, защищая народ, одерживали победу над страшными сказочными чудовищами, в образе которых олицетворяется враждебная народу сила. Рассмотрим слово «богатырь». Какие слова можно образовать их этого слова? (Богатый; богач; Бог, а ты?) На экране появляются перечисленные ребятами слова. -Какой человек является богатым, на ваш взгляд? (Высказывания ребят). Мы с вами обратимся к этой теме, какой человек на самом деле является богатым человеком, чуть позже. Писатель воссоздал образ богатыря в былинах с помощью слова. Художник тоже может изобразить те или иные события, но с помощью чего? (красок). - Ответьте на вопрос: подходит ли эта картина к музыке, которую вы слушали? Показ картины В. М. Васнецова « Богатыри». - Кто знает, как называется эта картина? -Кто из изображенных героев самый сильный? (Илья Муромец). - Илья Муромец – это сила. Что вы о нем знаете? ( До 33 лет не ходил, когда встал, испил студеной воды – напитка силы земли Руси-матушки). -Кого победил? (Соловья-разбойника). - Что он делает? ( Смотрит вдаль). -Каково выражение его лица? Чтобы это понять, попробуйте изобразить его позу в своих движениях, выражение его лица на своем лице. Поделитесь впечатлениями. -А это кто? (Учитель показывает на Добрыню Никитича). ( Ответы детей). -Почему его зовут Добрыня? Что заложено в этом слове? В самом имени - доброта. Добрыня – старинное русское имя. Обратите внимание на его глаза. Какие они? ( Ответы детей). - Всмотритесь в выражение лица этого героя. Что можно сказать про этого человека? (Высказывания ребят). - Вы часто употребили слово – добрый, что показывает как имя – Добрыня - подходит человеку его носящему. Какого цвета конь у Добрыни? Почему, как вы думаете, художник выбрал именно такой цвет? (Ответы детей). Подвести детей к понятию, что белый цвет – символ свободы, чистоты помыслов. -Остался еще один герой. Кто это, как вы считаете? ( Алеша Попович). -Этот богатырь прославился силой? (Нет) Он еще молодой, но уже богатырь. Что скрыто в его выражении лица? Попробуйте отобразить его на своем лице. (Высказывание детей). - Мечтательность на первый взгляд, но обратите внимание на то, как он держит лук. ( Версии ребят). -Лук натянут. Что это значит? ( Высказывания ребят). -Значит, что он в любой момент готов встать на защиту своей земли, нанести ответный удар любому, кто осмелится напасть на землю русскую. -Силой он одолевал врага? А чем? (Ловкостью, хитростью). -Что изображено на заднем плане картины? ( Широкие просторы земли русской). -Почему художник изображает поля, леса за спинами богатырей? (Ответы детей). -За их плечами – бескрайняя Русь, богатыри – ее защитники. - Как стоят богатыри на земле русской? (стойко, твердо, уверенно). -Какое небо? (пасмурное). -Что это означает? (Не все еще спокойно на Руси, можно ожидать нападение с любой стороны, и надо быть готовым к этому). -Так художник Васнецов изобразил богатырей, передавая их стойкость богатырскую с помощью красок. Запишите, пожалуйста, в тетради название картины и ее автора. Показ слайда: В. М. Васнецов « Богатыри». - Мы выяснили, что Илья Муромец олицетворяет для нас что? (силу). - Добрыня Никитич? (доброту). - Алеша Попович? (ловкость, ум). Показ слайда: Сила – доброта – ум. -А теперь вспомним наши рассуждения о том, какой человек является богатым, а, следовательно, богатырем. -Если ты сильный, а не умный, ты богатый? -Если ты добрый, а не умный, ты богатый? -Если ты умный, а не добрый, ты богатый? -У человека должна быть совокупность всех перечисленных качеств. -Помните, мы нашли спрятанный в слове «богатырь» вопрос: бог, а ты? Богатырь ли ты? - А у вас есть сильные дети? А ты защищаешь девочек? Если ты сильный, то ты должен защищать слабого. -А умные? Ты помогаешь ученику, который не справляется с учебным материалом? Если ты умный, то обязательно должен помочь своему однокласснику разобраться с трудным для него материалом. Вот оно триединство (показать на три слова в показанном слайде), которое должно быть в человеке. Три качества, делающие человека по-настоящему богатым. В нашей русской культуре совокупность трех единств можно увидеть с древних времен. К примеру, картина А. Рублева « Троица». Показ картины « Троица». На этом полотне изображены: Отец Божий, Сын Божий и Святой Дух. Отец – олицетворение ума, сын – тела, Святой Дух – души. Вспомните, как крестятся православные люди: как делали это наши предки и как сейчас делают это наши современники. Опять же триединство – три перста, три пальца – символ троицы. « Во имя Отца» (показать на лоб – это ум) - здесь мы просим: «Дай нам, Бог, Ума». «И сына» (показ на живот, соотнести с пищей, с телом) - Просьба: « Дай нам ,Бог, пищу, силы физические». « И святого Духа» (рука к сердцу) – Просим: « Дай, нам, Бог, силы душевные». « Аминь». (Поклон). Этим мы благодарим Господа за помощь. Очень важно соединение силы физической и духовной. О духовности нужно заботиться каждому человеку. - посмотрите, мы говорили о триединстве, вот еще один пример. Показ слайда: « Сила – доброта – ум». « Тело- душа – дух». Назовите жизненные примеры триединства. Следующий слайд: « Вера – надежда – любовь» «Рождение – жизнь – смерть». Богатырей на Руси почитали и уважали, считали святыми. Сейчас докажу почему. Обращали ли вы внимание, на что похожи православные храмы? Почему у них купола золотые? (Они похожи на свечу). -Свеча кому? (Богу). -А что надето на головы богатырей? (шлем). - С чем можно сравнить шлем? ( С куполом). -Церковь – святое место для русских людей, богатырь – тоже почитаем на Руси. Мы опять вернулись к теме богатырей, а вместе с ними и к той музыке, которую прослушали в начале урока. Прослушивая более полную версию этого произведения, вы должны определить: Показ слайда: 1.Характер. 2.Исполнитель.
- Когда услышите смену частей, поднимите руку. Слушание Экспозиции первой части Второй симфонии («Богатырской» А. П. Бородина. Ответы по вопросам на доске. Характер: мужественный, сильный, твердый, мощный, устойчивый, решительный. Сила, устойчивость, могущество – такое ощущение создает эта музыка. Она стоит также как и богатыри на картине Васнецова, постоянно возвращаясь к тонике (самому устойчивому звуку), она как бы припадает к родной земле. Исполнитель: Симфонический оркестр. Части: 3 части. -Главная мелодия кому на ваш взгляд принадлежит, каким героям? (богатырям). Да, это « Богатырская» мелодия. - 2 тема более певуча, лирична. Что может изобразить такая мелодия? ( Любовь к России, родным просторам). 3 часть – возвращение к « богатырской мелодии». Почему композитор заканчивает произведение главной темой – темой богатырей? ( Не все спокойно, богатыри должны стоять на страже). - Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает идею богатырей? (Тембр, темп, динамика, регистр). -Произведение, которое мы сегодня с вами прослушали, написал А. П. Бородин. Это «Симфония № 2»(«Богатырская»). Показ слайда: А. П. Бородин «Симфония №2» («Богатырская»). - Что такое симфония? (Симфония - крупное музыкальное произведение, состоящее из 4 частей и исполняемое симфоническим оркестром). -Итак, мы увидели « Богатырскую» тему не только в живописи, но и услышали ее в музыке. Услышали, как звуками изображает богатырей композитор. Теперь, глядя на картину Васнецова« Богатыри», внутри нас зазвучит какое произведение? И наоборот, услышав мелодию из « Симфонии №2», какая картина возникнет в нашем воображении? Переходим к следующему этапу урока. Сейчас я исполню вам «Песню о маленьком трубаче». Вы, прослушав ее внимательно, ответьте на вопрос: « Можно ли героя этой песни назвать богатырем?» Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина учителем. -Трубач – это богатырь? Аргументируйте свою точку зрения. Какой он богатырь - большой или маленький? (ответы детей). - Он богатырь телом или духом? Почему? ( Добрый, умный, сильный духом). -Подняв дух бойцам, мальчик стал героем, израненный полк поднялся, пошел на врага и победил!!! Но…только мальчишка остался навсегда в нескошенной траве…Богатырь? Маленький богатырь времен ВОВ. -Разучиваем 1 куплет. Слайд : Муз С Никитина Сл. С. Крылова « Песня о маленьком трубаче». Слова 1 и 2 куплет. Напомнить ребятам о певческой посадке. Разучивание слов 1 куплета. Работа над дикцией и выразительностью. Итоговое исполнение обязательно провести стоя. Если ребята знают всю песню, то провести работу над интонацией: 1 куплет – тихо, негромко; 2 куплет – мужественно; 3 куплет – сдержанно, потом воинственно; 4 куплет – отважно, взволнованно; 5 куплет задумчиво, взволнованно. Вывод: -Какую тему мы проследили сегодня в разных видах искусства? Что это за виды искусства? -Живопись и музыка отражают разные эпохи, разных людей, но пронизаны одной темой- темой богатырей: маленьких и больших. - Назовите главное назначение богатырей на Руси. -Какие три качества делают человека богатым человеком, настоящим богатырем. Показ слайда: Домашнее задание: (на выбор)
Выставление оценок за работу на уроке. Комментирование выставляемых оценок. Работа с дневниками. Показ слайда: « Спасибо за урок!». |
Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи Цель урока: знакомство с музыкальными стилями кон. XIX нач. XX вв., одним из основных направлений в музыке и живописи, а аткже художниками... | Конспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart... Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... | ||
Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Богатырская тема в русской и советской музыке» ... | Конспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре. Тема... Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве... | ||
Тема урока Тип урока ... | Тема урока Цели и задачи урока ... | ||
Урок музыки по теме "Импрессионизм" Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма... | Чувства человека в произведениях живописи Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут... | ||
«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»... Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки | Тема: «Богатырская тема» в искусстве Целеполагание : дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью,литературой, театральным искусством на примере... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | Урока: Героические образы в музыке и живописи Цель: Пронаблюдать, как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают героические... | ||
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 8 «А» классе Тема... Цель урока: расширить представления учащихся об эстрадной музыке на примере таких жанров, как рок-н-ролл, танго, диско через использование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных... | ||
Урок чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Тип урока Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку... | Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» Цели и задачи изучения темы |