№ урока
| Тема
| Кол-во часов
| Характеристика программного содержания
| Универсальные учебные действия
| Дата план
| Дата факт
|
|
|
| 1 четверть – 27 часов
|
|
|
|
| Малые формы фольклора:
загадки, пословицы,
поговорки, скороговорки,
дразнилки.
| 1 час
| Закрепить понятия, особенности каждого жанра. Применять пословицы в устной речи.
| Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения.
| 4.09
|
|
| «Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка
| 1 час
| Повторить: Сказки бытовые, волшебные о животных. Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации.
| Развитие восприятия художественного слова и особенностей авторского текста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного или прочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от его прямого значения
| 5
|
|
| Дополнительное чтение.
«Марья Моревна». Русская народная сказка в пересказе А.Н.Афанасьева
| 1 час
| Работать с текстом сказки. Особенности волшебной сказки. Закрепить знания о сказках: бытовые, волшебные, о животных.
| .
Герои и их поступки: портреты героев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другими персонажами произведения.
| 6
|
|
| Легенды, былины, героические песни. «Волх Всеславович». Былина
| 1 час
| Повторить изученные былины, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, «служение Родине».
| Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа; формирование универсального алгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения.
Сравнение героев произведения, отношения к ним автора, выражение своего отношения к ним.
| 11
|
|
| Дополнительное чтение «Вольга Святославович», «Святогор». Былины.
| 1 час
| Анализ содержания, составление плана. Рассказывать былины по плану. Участвовать в подробном пересказе отдельных эпизодов.
| Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев.
Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа.
| 12
|
|
| Легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»
| 1 час
| Рассуждать: легенда – жанр фольклора, приводить примеры особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнивать легенды
| Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.
Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).
Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.
| 13
|
|
| «Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский во главе ополчения» Героическая песня
| 1 час
| Повторить знания нар. песен (колыбельных, хороводных, песенок-закличек). Рассуждать о героической песне как жанре устного народного творчества. Выделять особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер народных песен.
|
Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.
Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами
| 18
|
|
| Дополнительное чтение Песня–слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».
| 1 час
| Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.
Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде
| 19
|
|
| Дополнительное чтение Библейское предание «Блудный сын»
| 1 час
| Работать с текстом.
Понятие «Библейское предание».
Особенности жанра - главная мысль. Сходство с бытовой сказкой. Знакомить с Библией.
| Понятия: герой произведения, главный герой, второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речь героя.
Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебных действий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составление плана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевым предложениям.
| 20
|
|
| Дополнительное чтение Шотландская легенда «Рыцарь – эльф»
| 1 час
| Читать произведение. Рассуждать в беседе о прочитанном. Участвовать в выразительном чтении понравившегося отрывка
| Выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.
Практическое знакомство с сюжетом и его частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочный пересказ отдельных частей.
Определение отношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения о произведении и героях.
| 25
|
|
| Урок «Проверьте себя».
Входная контрольная работа №1 Проверка навыка чтения вслух.
| 1 час
| Самостоятельная работа учащихся.
Выполнить задания в рубрике «Проверь себя» в тетради.
| Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора.
Понимание нравственного содержания произведения.
| 26
|
|
| И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза»,
Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».
| 1 час
| Закрепить понятия: «басня», «мораль».
Включаться в групповую работу по сравнению басен И.А.Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Оценивать результаты своей работы.
| Классификация художественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности.
Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев
| 27
|
|
| И.Хемницер «Друзья»,
А. Измайлов «Кукушка»,
Дополнительное чтение
И.Крылов «Крестьянин в
беде
| 1 час
| Выразительно читать басни. Выделять особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушать чтение басни И.А.Крылова «Крестьянин в беде». Сравнивать басни Хемницера «Друзья» и И.А. Крылова
«Крестьянин в беде». Самостоятельно работать с басней А.Е. Измайлова «Кукушка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.
| Формирование духовно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение к старшим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие, чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность; любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям;
.
| 2.10
|
|
| И.Крылов «Мартышка и
очки». Дополнительное
чтение И.Крылов «Осѐл и
соловей»
| 1 час
| Слушать басни И.А. Крылова.
Участвовать в анализе басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Работать с текстом басни «Осѐл и соловей».
|
Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическими нормами; обогащение жизненного опыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора.
уважение к закону, государству
| 3
|
|
| И.Крылов «Квартет»,
И.Дмитриев «Муха».
Текущая контрольная работа. Проверка навыка чтения молча.
| 1 час
| Учиться анализировать басню И.А. Крылова «Квартет». Работать над самостоятельным чтением басни И.Дмитриева «Муха». Сравнивать басни И. Дмитриева и И.А. Крылова. Оценивать результаты своей работы.
| Использование изученных приёмов анализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловые части, выделение ключевых эпизодов, установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливание частей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическое моделирование), определение идеи произведения.
| 4
|
|
| Урок «Проверьте себя».
С.В.Михалков «Слово о И.Крылове».
| 1 час
| Включаться в групповую работу по анализу басен И.А. Крылова «Мартышка и очки», «Квартет». Обобщить знания по разделу.
Участвовать в конкурсах «Знаток басен», «Лучший чтец басен».
| Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполнения учебной задачи.
Выделение структурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использование знаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствия заглавия содержанию произведения.
| 9
|
|
| В.А.Жуковский «Песня»,
«Ночь», «Воспоминания»
| 1 час
| Знакомиться с произведениями В.А.
Жуковского (темы, жанры, стихи о природе, загадки, особенности формы и содержания; языка - эпитеты, сравнения олицетворения.).
| Обсуждение произведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать ответы словами из текста произведения.
| 10
|
|
| Дополнительное чтение
В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны…», «Вечер», «Загадки»
| 1 час
| Работать над выразительным чтением. Проводить словарную работу. Заучивать стихи по выбору.
| Моделирование диалогов и монологов с использованием рассуждения. Понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика, обращение, слова вежливости
| 11
|
|
| В.А.Жуковский.
Сказка «Спящая царевна»
| 1 час
| Слушать сказку. Высказывать своѐ мнение в определении главной мысли; герои положительные и отрицательные, эпитеты, сравнения. Работать с текстом сказки. Сравнивать сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» со сказкой «О Мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
| Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и его героях.
Овладение универсальным алгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно (отдельных эпизодов).
| 16
|
|
| Дополнительное чтение В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее»
| 1 час
| Работать текстом, беседовать об образах героев, делить на части. Воспроизводить краткий пересказ
сказки по плану. Моделировать обложку к сказке.
| Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание иллюстрации, соотнесение её с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст.
| 17
|
|