Скачать 342.06 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.1 Основы теории литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300.62 Журналистика, профиль Тележурналистика 2. Автор программы: к.п.н., доцент кафедры РЯЛиМП В.Б. Литвин 4. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений. Задачи курса:
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Курс «Основы теории литературы» выполняет задачу формирования общей эстетической культуры будущих журналистов и навыков анализа художественных произведений. Теория литературы как учебный предмет тесно связана с другими дисциплинами учебного плана: психологией, философией, культурологией и др. Это дисциплины мировоззренческого, общекультурного, общеобразовательного плана. Они помогают восприятию литературы как специфического средства идейно-эстетического воздействия на личность. Таким образом, курс «Основы теории литературы» в совокупности с другими предметами является частью общего педагогического образования. В основе программы курса лежит принцип изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой Европы. Этот принцип позволяет показать, с одной стороны, своеобразие отечественной литературы, с другой – взаимовлияние проблематики, художественных методов и форм русской литературы и литературы европейских стран. Система практических занятий позволяет углубить теоретические знания студентов через анализ художественных произведений, знакомство со специальными исследованиями по литературе. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-1 готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным ценностям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности ОК-2 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, в политической организации общества; использовать это знание в профессиональной деятельности. ПК-5 знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных СМИ ПК-6 знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных СМИ В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: Основные понятия и термины курса; содержание и национальную специфику основных изучаемых произведений (отечественных и зарубежных) и уметь устанавливать межлитературные связи; точки зрения крупнейших литературоведов на изученные произведения; биографии писателей-классиков русской литературы. 2) Уметь: дать анализ художественного произведения в единстве формы и содержания, исходя из представлений исторической эпохи о природе художественного творчества; использовать литературоведческие термины и законы в процессе анализа художественных произведений; рассмотреть художественное произведение в культурном контексте эпохи; самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе. 3) Владеть: навыками использования опыта крупнейших зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» – «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений и т.д. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2 ___зачетные единицы; ___72___ часа.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины
10. Темы для самостоятельного изучения
11. Образовательные технологии Программа предусматривает проведение аудиторных занятий как в традиционной форме (лекции, практические занятия, семинары), так и в интерактивной форме (просмотр и обсуждение фильма, организация дискуссии и тренингов, в том числе компьютерного). Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление навыков конспектирования научной литературы, составление аннотаций, подбор примеров к терминам основного понятийного аппарата курса. Интерактивные формы занятий:
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: Практическое занятие № 1. ТЕМА: Анализ тематики произведения. ПЛАН работы:
а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери
б) А.П. Чехов. Ионыч
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Проанализируйте тематику следующих произведений по алгоритму (см. лекцию «Тематика художественного произведения): И.А. Крылов. Стрекоза и муравей М.Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова А.А. Блок. О, весна без конца и без краю… Практическое занятие № 2. ТЕМА: Анализ проблематики произведения. ПЛАН работы: 1.Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений: а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени - проблема фатализма и в связи с ней – проблема цели и - смысла человеческого существования - проблема борьбы добра со злом - проблема борьбы Печорина со светским обществом б) Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
2.Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них: а) А.С.Пушкин. Евгений Онегин - М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени б) И.С.Тургенев. Отцы и дети – Н.Г.Чернышевский. Что делать? В) Н.В. Гоголь. Шинель – Ф.М. Достоевский. Бедные люди. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Почему художественная проблематика является ключевой стороной художественного содержания? Почему философскую проблематику необходимо выделять в отдельный тип? ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей схеме:
Тексты для анализа: А.С.Пушкин. Капитанская дочка М.Ю. Лермонтов. Демон А.А. Блок. Двенадцать. Практическое занятие № 3. ТЕМА: Идейный мир художественного произведения. ПЛАН работы: 1. Опишите систему авторских оценок в следующих произведениях: А.С.Пушкин. Капитанская дочка А.С. Грибоедов. Горе от ума Л.Н.Толстой. Анна Каренина 2.Попробуйте сформулировать авторский идеал, указав также форму его воплощения, в следующих произведениях: А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери Н.В.Гоголь. Старосветские помещики М.Горький. На дне. 3.Оцените по 3-балльной системе (плохо-допустимо-хорошо) следующие формулировки рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Идея – это рациональная или эмоциональная сторона идейного мира? В чем состоит разница между героикой и романтикой? Сатирой и юмором? ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Конспект: Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций//Филологические науки.-1994.-№5-6.-С.10-18 |
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История... Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 031300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика» Автор программы: Нестерова Д. В., д э н., профессор; hyperlink "mailto:" | Рабочая программа психология (включая основы социальной психологии)... Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | ||
Рабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика» Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.... | Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения | ||
Программа дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,... | ||
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки... «Современная медиапублицистика», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | ||
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки... ... | Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный... «Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008 |