Скачать 54.77 Kb.
|
Тема: Русские народные сказки. Цели:
Оборудование:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент (1 мин.) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Вижу класс наш хоть куда. Мы начнем урок друзья. – Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения. 2. Объявление темы (3 мин.) – Сегодня у нас необычное занятие. К нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, прослушав отрывок из известной вам песенки. (Звучит песня «В мире много сказок…) – Догадались, что это за гостья? Это и есть тема нашего урока: Русские народные сказки. Подумаем и вспомним: – Как зарождались сказки? – Как появились книжки народных сказок? – Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!” < Слайд 1> – Как вы понимаете эти слова? – Какие сказки вы читали? – Не трудно догадаться по выставке ваших рисунков, что вы много читаете и у каждого из вас есть своя любимая сказка. – Молодцы! А вот насколько хорошо вы знаете сказки и их содержание, мы сейчас проверим. 3. Разминка. Определение видов сказок (10 мин.) – В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет. (6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит эта вещь. Название сказки появляется на слайде презентации. < Слайд 2 > “Золотой ключик” “Муха-цокотуха” “Аленький цветочек” “Лиса и Журавль” “Гуси-Лебеди ” “Айболит»” 4. Анализ содержания (8 мин.) – На какие 2 группы можно разделить эти сказки по авторской принадлежности? (авторские и народные) – В чем отличие авторских сказок от народных? < Слайд 3 > – Ещё сказки бывают разными по содержанию. По содержанию они разделяются на волшебные, бытовые, сказки о животных. Какую сказку вы читали к уроку? (“Лисичка-сестричка и Волк”) – В какую группу её отнести? (Русская народная сказка, о животных) < Слайд 4 > Понравилась вам сказка? – Кто главные герои сказки? – Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте? – Кого она перехитрила? Найдите в тексте. – Докажите, что она умная, жестокая, предприимчивая. – А каков же Волк? (глупый, доверчивый, простофиля). – Найдите, как об этом сказано в сказке. – Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете? – На следующем слайде вы увидите иллюстрации к русским народным сказкам. Вашему вниманию я продемонстрирую работы одного из лучших иллюстраторов русских народных сказок И.В. Билибина. Поработаем вместе и определим, что же это за сказки.? (Царевна-лягушка, сестрица Аленушка) < Слайды 5–6 > 5. Подготовка к инсценированию (3 мин.) – Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку. – Давайте поиграем. Попробуем изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движений. Все остальные дети будут не просто зрителями, а и режиссёрами. – Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим артистам перед началом показа инсценировки? (Осанка у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на него, нехотя, с пренебрежением). 6. Инсценирование отрывка. Обсуждение (4 мин.) – Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите. – Какие есть пожелания в соответствии со сказкой? – Чему учит сказка? (– Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас. – Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности. – В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. – Сказка помогает побеждать зло и жестокость.) – Могут ли эти пословицы стать моралью сказки? < Слайд 7 >
– Приведите свои примеры. 7. Показ слайдов с изображением русских сказок < Слайды 8–9 > – Обратите внимание на следующие слайды. На них оказаны названия известных русских народных сказок. И если вы их ещё не читали, то у вас есть такая возможность, исправить это положение на летних каникулах. 8. Знакомство с художниками-иллюстраторами (5 мин) – Когда ты читаешь сказку веселую или грустную, страшную или добрую, тебе хочется, как можно больше узнать о том, что в ней рассказано. И не только прочитать, но и увидеть. Поэтому в книжке, рядом со сказкой написанной, возникает ещё одна сказка – нарисованная художником. Это яркая, увлекательная и, конечно, необычайная сказка. Любая сказка начинается так: «Жили-были дед да баба». А художнику нужно представить себе целую картину: как дед и баба выглядят, каков их дом. Для этого необходимо многое знать художнику-сказочнику. Ведь всё на рисунках должно быть хоть и сказочным, Но и правдоподобным. Перед вами целый сказочный мир, подаренный вам художником Вениамином Николаевичем ЛОСИНЫМ. (Показ иллюстраций В. Н. Лосина из книги «Русские народные сказки».) – Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла кроме содержания? (Иллюстрациями Ю. Васнецова.) – А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва) – Что заметили? (Сказки разные и художники – разные.) – Да, это действительно иллюстрации другого художника-иллюстратора Е.М. Рачёва. – А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва? (Герои одеты в русские народные костюмы.) – Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и режиссёрами, а хотите побывать художниками? – Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке “Лисичка-сестричка и Волк” дома. – Что же такое сказка? (Определение) < Слайд 10 > 9. Закрепление, самостоятельная работа. Работа в парах. Разгадывание кроссворда (5 мин.) – В скором времени мы познакомимся с новым жанром литературы, а каким, вы узнаете из кроссворда. < Слайд 11> Слуги Бабы Яги.
– С чем же мы будем скоро знакомиться? (С баснями) < Слайд 12> 10. Подведение итогов (3 мин) – Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами. Пришла пора сказать «До новой встречи» Окончен сказочный наш карнавал В гостях мы были у гостей сердечных, В чудесной сказке каждый побывал». Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу Своих любимых сказочных героев В заветный час они тебе помогут Сделать жизнь светлей. – Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица) – Что особенно понравилось? < Слайд 13 > – А теперь послушаем наших гостей |
Конспект урока Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и волк»... Тема и номер урока в теме: Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и серый волк», урок №17 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной... | ||
Тема урока Колич Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека | Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки. 5 класс Тема: Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки. 5 класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» и др волшебные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки | ||
Программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,... Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | ||
Тема урока Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: Русские народные сказки. «Лиса и Тетерев». Номер урока: №12 | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем... | Для 5-х классов: русские народные сказки Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной» | ||
Уроков внеклассного чтения. Фольклор Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка | Урок в 5А классе по теме: «Русские народные сказки» Учащиеся подготовили инсценировки русских народных сказок, подобрали костюмы, сделали декорации, афиши | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки в пересказе А. Н. Толстого: «Лиса и журавль» «Лев, щука и человек» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью» |