Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы»





Скачать 80.14 Kb.
НазваниеУрок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы»
Дата публикации15.08.2014
Размер80.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Пермский край

Краснокамский муниципальный район

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Урок

«Общеупотребительные слова. Профессионализмы»
6 класс.

Разработала:

Бородина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Краснокамск, 2013

Тема «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» (6 класс)
Цель урока:

1) обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления

2) развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно

3) воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку.
Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. СЛАЙД 1

Ученики делятся своими мнениями.

Учитель: Значит, труд нужно любить! Можно сказать, что и вы – труженики? (учеба в школе – ваш труд) Каков ваш труд на уроках русского языка?

II. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя. Эпиграф. СЛАЙД 2

Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе. 
Лев Успенский


Ребята, давайте подарим друг другу добрые слова (счастье, радость, удача, дружба и т.д.)

Фаза вызова (мотивационная)
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.  (в группах) карточки розового цвета

Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Л
Выб? ру 
Во?зал 
Ко?ьба 
Расст?лаю 
к
Р?сточек 
л
Крыж?вник 
Мя?кий 
Ц?фра 
я
Ответ: Лексикология (записывают в рабочую тетрадь)
Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?
(Работа индивидуально с карточками: Знаю) Карточки (для инд. работы)подпишите.

 Заполнение графы «Я знаю» карточки белого цвета



Знаю 

Синонимы, антонимы омонимы, лексика


- А ведь и вправду слов очень много, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. Эти слова называются...

“Общеупотребительные слова” (хлеб, дерево, стол, дом) СЛАЙД 3

Учащиеся приводят свои примеры.

- Как вы считаете, есть слова в русском языке, понять лексическое значение которых могут не все?

Что же это за слова? Ваши предположения? 
Что мы хотим о них узнать? 
(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

Заполнение графы «Хочу узнать». 




Хочу узнать 

Что такое общеупотребительное слово

Почему слова называются необщеупотребительными

Кто и Где употребляет Необщеупотребительные слова


Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления. 

Виды деятельности людей очень многообразны: они учат, лечат, строят, создают машины, одежду, продукты питания.

Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди.

Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются…

Профессиональные слова. Например: СЛАЙД 4

Дополнительная информация: Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».

- Ребята, сегодня на уроке вы разделились на 4 группы и каждой группе я вручаю табличку с названием профессий – “Учитель”, “Строитель”, “Врач”, «Фотограф».

Представьте себе, что вы имеете такую профессию.

Лексическая разминка”: как вы думаете, какие профессиональные слова употребляют в своей речи учителя, строители, фотографы, врачи?

Задание группам: подчеркните профессиональные слова, подходящие вашей профессии. СЛАЙД 5 карточки сиреневого цвета

Градусник, мел, закрепитель, журнал, кирпич, бетон, негатив, бинт, указка, лекарство, рецепт, фиксаж, витамины, песок, проявитель, гвоздь, краска, вата, урок, учебник, тонометр.

- Почему люди разных профессий понимают все-таки друг друга?

(Термины.)

Что означает слово “термин”? Для чего термины нужны в нашей речи? СЛАЙД 6

Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного термина?

 Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец., что означает специальное. СЛАЙД 7
Найдите в «Толковом словаре» учебника (с.240-250) 3-4 профессиональных слова. Составьте с ними распространенные предложения (в группах: предложение – в тетрадь)

Мини-исследование” “Профессия и специальность” (в группах: задание на оранжевых карточках)

  • Прочитать предложения.

  • Что объединяет данные предложения?

  • Что нового узнали о профессии и специальности?

Профессия – врач, а специальность – хирург, педиатр, терапевт.

Профессия педагог, а специальность - учитель русского языка, начальных классов.

Профессия строитель, а специальность – маляр, плотник, столЯр.
(Специальность - по значению этот термин близок к понятию профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах одной профессии.)

Профессионализмы широко используются в текстах научного стиля, составляя его особенность по сравнению с другими стилями. Профессиональные слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.

Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги. 


Работа учащихся индивидуально (графа «Узнал»). СЛАЙД 8
Закончите предложения 

Сегодня я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

Синквейн на тему: «Слова». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.  (В группе) СЛАЙД 9

Возможные варианты




Узнал


Слова

Общеупотребительные 

и Необщеупотребительные:

профессионализмы диалектизмы


Синквейн
Слова

  1. Общеупотребительные, необщеупотребительные

  2. Показывают, называют, помогают

  3. Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе. 



  4. Лексикон

Синквейны запишите в тетрадь.

V. Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД 10 (записывают в тетрадь)

1)Выпишите термины, связанные с лингвистической наукой.

2)Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии.

3) Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.

Приложения

Я знаю

Хочу узнать

Я узнал











Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания.

Л
Выб? ру 
Во?зал 
Ко?ьба 
Расст?лаю 
к
Р?сточек 
л
Крыж?вник 
Мя?кий 
Ц?фра 
я
Задание: подчеркните профессиональные слова, подходящие вашей профессии.

Градусник, мел, закрепитель, журнал, кирпич, бетон, негатив, бинт, указка, лекарство, рецепт, фиксаж, витамины, песок, проявитель, гвоздь, краска, вата, урок, учебник, тонометр.
Мини-исследование. Прочитать предложения, ответить на вопросы.

  • Что объединяет данные предложения?

  • Что нового узнали о профессии и специальности?

Профессия – врач, а специальность – хирург, педиатр, терапевт.

Профессия педагог, а специальность - учитель русского языка, начальных классов.

Профессия строитель, а специальность – маляр, плотник, столяр.
УЧИТЕЛЬ

СТРОИТЕЛЬ

ВРАЧ

ФОТОГРАФ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверить знания школьников по теме «Лексика» (общеупотребительные слова, диалектизмы, просторечие, лексическое значение)
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок по теме «Лексика. Фразеология»
Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных»
Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка по теме «Непроизносимые согласные»
Закреплять умение писать слова с непроизносимыми согласными, учить подбирать однокоренные проверочные слова
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» iconУрок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск