Скачать 80.14 Kb.
|
Пермский край Краснокамский муниципальный район МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» 6 класс. Разработала: Бородина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы Краснокамск, 2013 Тема «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» (6 класс) Цель урока: 1) обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления 2) развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно 3) воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку. Ход урока I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. СЛАЙД 1 Ученики делятся своими мнениями. Учитель: Значит, труд нужно любить! Можно сказать, что и вы – труженики? (учеба в школе – ваш труд) Каков ваш труд на уроках русского языка? II. Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя. Эпиграф. СЛАЙД 2 Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе. Лев Успенский Ребята, давайте подарим друг другу добрые слова (счастье, радость, удача, дружба и т.д.) Фаза вызова (мотивационная) Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу. (в группах) карточки розового цвета Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка. Л Выб? ру Во?зал Ко?ьба Расст?лаю к Р?сточек л Крыж?вник Мя?кий Ц?фра я Ответ: Лексикология (записывают в рабочую тетрадь) Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология? (Работа индивидуально с карточками: Знаю) Карточки (для инд. работы)подпишите. Заполнение графы «Я знаю» карточки белого цвета
- А ведь и вправду слов очень много, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. Эти слова называются... “Общеупотребительные слова” (хлеб, дерево, стол, дом) СЛАЙД 3 Учащиеся приводят свои примеры. - Как вы считаете, есть слова в русском языке, понять лексическое значение которых могут не все? Что же это за слова? Ваши предположения? Что мы хотим о них узнать? (Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.) Заполнение графы «Хочу узнать».
Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления. Виды деятельности людей очень многообразны: они учат, лечат, строят, создают машины, одежду, продукты питания. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди. Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются… Профессиональные слова. Например: СЛАЙД 4 Дополнительная информация: Из истории слов ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия». - Ребята, сегодня на уроке вы разделились на 4 группы и каждой группе я вручаю табличку с названием профессий – “Учитель”, “Строитель”, “Врач”, «Фотограф». Представьте себе, что вы имеете такую профессию. “Лексическая разминка”: как вы думаете, какие профессиональные слова употребляют в своей речи учителя, строители, фотографы, врачи? Задание группам: подчеркните профессиональные слова, подходящие вашей профессии. СЛАЙД 5 карточки сиреневого цвета Градусник, мел, закрепитель, журнал, кирпич, бетон, негатив, бинт, указка, лекарство, рецепт, фиксаж, витамины, песок, проявитель, гвоздь, краска, вата, урок, учебник, тонометр. - Почему люди разных профессий понимают все-таки друг друга? (Термины.) Что означает слово “термин”? Для чего термины нужны в нашей речи? СЛАЙД 6 Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного термина? Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец., что означает специальное. СЛАЙД 7 Найдите в «Толковом словаре» учебника (с.240-250) 3-4 профессиональных слова. Составьте с ними распространенные предложения (в группах: предложение – в тетрадь) Мини-исследование” “Профессия и специальность” (в группах: задание на оранжевых карточках)
Профессия – врач, а специальность – хирург, педиатр, терапевт. Профессия педагог, а специальность - учитель русского языка, начальных классов. Профессия строитель, а специальность – маляр, плотник, столЯр. (Специальность - по значению этот термин близок к понятию профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах одной профессии.) Профессионализмы широко используются в текстах научного стиля, составляя его особенность по сравнению с другими стилями. Профессиональные слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия. Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги. Работа учащихся индивидуально (графа «Узнал»). СЛАЙД 8 Закончите предложения Сегодня я узнал, что… Теперь я знаю, как… Синквейн на тему: «Слова». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам. (В группе) СЛАЙД 9 Возможные варианты
Синквейн Слова
Синквейны запишите в тетрадь. V. Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД 10 (записывают в тетрадь) 1)Выпишите термины, связанные с лингвистической наукой. 2)Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии. 3) Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии. Приложения
Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. Л Выб? ру Во?зал Ко?ьба Расст?лаю к Р?сточек л Крыж?вник Мя?кий Ц?фра я Задание: подчеркните профессиональные слова, подходящие вашей профессии. Градусник, мел, закрепитель, журнал, кирпич, бетон, негатив, бинт, указка, лекарство, рецепт, фиксаж, витамины, песок, проявитель, гвоздь, краска, вата, урок, учебник, тонометр. Мини-исследование. Прочитать предложения, ответить на вопросы.
Профессия – врач, а специальность – хирург, педиатр, терапевт. Профессия педагог, а специальность - учитель русского языка, начальных классов. Профессия строитель, а специальность – маляр, плотник, столяр. УЧИТЕЛЬ СТРОИТЕЛЬ ВРАЧ ФОТОГРАФ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверить знания школьников по теме «Лексика» (общеупотребительные слова, диалектизмы, просторечие, лексическое значение) | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Урок – игра по русскому языку в 6 классе Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова... | Урок по русскому языку «Корень слова» ... | ||
Урок во 2 классе по теме: "Сложные слова" На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове... | Урок по теме «Лексика. Фразеология» Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие... | ||
Урок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова» Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный... | Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных» Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | Урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные» Закреплять умение писать слова с непроизносимыми согласными, учить подбирать однокоренные проверочные слова | ||
Однокоренные слова и формы слова Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов | ||
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения... | Урок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова |