Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе





Скачать 135.7 Kb.
НазваниеРабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе
Дата публикации15.08.2014
Размер135.7 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Согласованно Утверждаю
Зам. директора по УР МКОУ Директор МКОУ «Птанская «Птанская средняя общеобразовательная школа» средняя общеобразовательная школа»

___________________Т.Н. Пичушкина ___________________ С.А. Федосов
Рабочая программа

на 2013/2014 учебный год

по предмету литературе

в ___5___ классе

Учитель: _Сухорукова Л.М._


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования» (М., «Дрофа», 2002 г.), «Программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой» (М., «Дрофа», 2002 г.), «Примерной программы по литературе для основной общеобразовательной школы Шанского. Львова».

Программа Т.Ф. Курдюмовой для 5 класса рассчитана на 102 часа, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов.

Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.


Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Представлены теоретико-литературные понятия.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традиция школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Образовательный минимум содержания основного образования.

  2. Программа по литературе (5-11 класс) составитель Т.Ф. Курдюмова

  3. Рабочая программа

  4. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для образовательных учебных заведений. (1,2 ч.), М.: «Дрофа», 2011 г.

  5. Методическое пособие «Литература 5 класс – поурочное планирование»


Цели литературного образования в 5 классе.

Цели

воспитательные:
- воспитывать любовь к книге как культурной ценности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
развивающие:

- развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
образовательные:

- совершенствовать умения анализировать и интерпретировать художественный текст, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

- способствовать постижению системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Задачи литературного образования в 5 классе.

- постижение принципов построения курса литературы;

- знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров;

- творческая работа с сюжетом произведения;

- расширение представлений о жизни сюжета в различных жанрах;

- усвоение цепочки базовых понятий: сюжет – герой – жанр – автор. Их взаимная связь.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

(68 часов)

Введение (1 час).

Литература как искусство слова. Труд писателя и труд читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры, сравнения, риторическое обращение, вопрос и др.

Мифы (1 час)

Миф как форма познания окружающего мира. Календарные праздники. Р.К.

Масленица в нашем поселке. Мифы народов мира. Египетский миф «Рождение мира». Древнегреческий миф «Яблоки Гесперид». Обзорное изучение.

Фольклор.

Былины (2 часа)

Былины – русский народный эпос. Герой былин «На заставе богатырской» и «Святогор - богатырь». Сюжет, понятие о гиперболе.

Мин: Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Прозаический перевод былины.

Русские народные сказки (4 часа)

Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Волшебная сказка «Марья Маревна». Герои сказки. Поединок Добра со Злом. Художественные особенности волшебных сказок. Характер реальной жизни в волшебной сказке.

Мин: Р.н.ск. героического характера «Бой на калиновом мосту». Бытовые сказки: «каша из топора», «Жена - доказчица».

Сказки народов мира.

Зарубежная литература (2 часа).

Мин: Г.Х. Андерсен «Соловей». Глубина содержания. Выразительность и благородство сказок Андерсена.

Мин: Гомер « Одиссея». Хитроумный Одиссей у циклопов.

Малые жанры фольклора (2 часа).

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки, их богатство и разнообразие по тематике. Р.к.

Пословицы и поговорки нашей местности. Особенности строение загадок. Загадки нашей местности. Р.к.

Афоризм. Детский фольклор. Анекдоты. Песни, частушки.

Театр, пьеса, сцена.

Русская литература XІX века ()

И.А. Крылов (2 часа).

Великий баснописец А. Крылов (мин). Басня «Свинья под дубом». Обличение невежества. Невежа и невежда. Герои басни. Мораль басни и её злободневность. Басня «Зеркало и обезьяна».

(мин) Басня «Осел и соловей». Аллегория. Олицетворение.

Саша Чёрный «Люси и дедушка Крылов».

В.А. Жуковский (2 часа).

Детство В.А. Жуковского в селе Мишенское, Белёвского уезда, Тульской губернии. Р.к.

Дружба с Пушкиным. Состязание в создании сказок «Спящая царевна». Сюжет и герои сказок.

(мин) «Лесной царь». Трагические события в балладе. Сюжет и герои баллады. Жуковский – переводчик.

А.С. Пушкин (3 часа)

«Няне», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», поэма «Руслан и Людмила».

Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи «Няне», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер». Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Сказки А.С. Пушкина (повторение). Поэма «Руслан и Людмила» связь «Пролога к поэме с русскими народными сказками». Фантастические события сюжета. Герои сказки. Особенности сюжета поэмы. Двухсложные размеры стиха. Ямб.

М.Ю. Лермонтов (2 часа)

«Парус», «Из Гётте», «Бородино».

Детство поэта в Тарханах. Р.к. Кропотово - имение отца. Воспоминание о детстве. «И вижу я себя ребенком» (мин). «Парус» «Из Гётте». Отношение поэта к окружающему миру.

(мин0 патриотическая тема в стихотворении «Бородино». Композиция и герои произведения. Рассказ – монолог. Звукопись в описании боя.

Н.В. Гоголь (1 час)

«Заколдованное место».

Детство и юность Н.В. Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Заколдованное место» (мин).

И.С. Тургенев (2 + 1 р.р.)

«Муму».

Детство в Спасском-Лутовинове. Р.к. Тергенев и Тульский край. История создания рассказа. Сюжет и герои «Муму». Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы. Портрет в литературном произведении.

В.Г. Короленко (3 + 1 р.р.)

«В дурном обществе».

(мин) В.Г. Короленко «В дурном обществе». Обстановка, где живут и действуют герои повести. Душевные качества детей. Изменения, происходящие в сознании Васи, происходящие под влиянием детей подземелья. Помощь Васи семье Тыбурция. Отношения между Васей и отцом. Нравственная красота героев повести.

Русская земля в лирике русских поэтов XІX века

А.Кольцов (1 час)

«Косарь», «Разлука».

(мин) Судьба поэта А. Кольцова, отразившаяся в его стихах.

Поэтический образ Родины (1 час).

(мин) А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва…», И.С. Никитин «Русь». Стихи Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», Фета «Весенний дождь». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихотворений. Ямб. Хорей.

Л.Н. Толстой (3 + 1 р.р.)

«Детство», «Кавказский пленник»

Р.к. Толстой и Ясная Поляна. «Кавказский пленник». Протест против национальной вражды. Исторические события, положенные в основу рассказа. Тилин и Костылин. Осуждение пассивности и трусости. Дружба Дины с Тилиным. Тилин и горцы. Природа Кавказа.

Литература 20 века. (1 час)

И. Бунин «26 мая», Ахматова «в царском селе», Р. Рождественский «памятник юноше Пушкину».

Богатство литературы 20 века. Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 веков. Сохранение традиций. Пушкин в литературе 20 века. Любовь к Пушкину в стихах поэтов 20 века.

Сказки писателей 20 века

К.Г. Паустовский (2 + 1 р.р.)

«Рождение сказки», «Теплый хлеб».

О творчестве писателя. Краткий очерк «рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Главный герой – Фолька по прозвищу «Да ну тебя». Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Активная роль природы в сказке. Р.к. Паустовский и Тульский край.

А.П. Платонов (1 час)

«Волшебное кольцо».

Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому труду. Герои сказки Платонова. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Фольклорная и литературная сказки.

Б.В. Шергин (1 час)

«Волшебное кольцо».

Жизнь потомственного морехода и его творчество. Народные сказки в переработке Шергина. Герои сказки. Общность нравственных оценок и художественное отличие от героев сказки Платонова и народной сказки.

Джералд Даррел (1 час)

«Говорящий свёрток».

Книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Приключения современных школьников. Роль и место словарей в жизни человека.

Джани Родари (1 час)

«Сказки по телефону».

«Сказки по телефону» - отклик на стремление к лаконичному и оперативному. Решение нравственных проблем.

Льюис Кэррол (1 час)

«Алиса в стране чудес». В. Набоков «Аня в стране чудес».

Сказки учёного Кэррола и её перевод-переработка Набоковым. Чудо и парадокс на страницах сказки для детей и взрослых.

Джон Толкиен (1 час)

«Хоббит. Или туда и обратно».

Новый жанр – фэнтези. Смысл двойного названия. Нравственные принципы, утверждаемые автором.

Русская литература 20 века.

И.А. Бунин (1 час)

(мин) «Густой зеленый ельник», «Осыпаются астры в садах», «Детство».

Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихотворений. Ямб. Хорей.
К.Д. Бальмонт (1 час)

«Снежинка», «Золотая рыбка», «Фейные сказки».

Стихи для детей. Близость к фольклорным образам.

И. Северянин (1 час)

«В парке плакала девочка», «Что шепчет парк».

Сочувствие всему живому в стихах поэта. Чувство доброты и красоты в стихах. Трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

И.С. Шмелёв (1 час)

«Как я встречался с Чеховым за карасями».

Двойное название рассказа и его причины. Знакомство юных рыболовов с Чеховым.

А.М. Ремизов (1 час)

«Змей».

Сказка «Змей» и её герой. Отвага, изобретательность и невежество Петьки. Комическая развязка. Юмор.

А.И. Куприн (1 час)

«Мой полёт».

Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков. Сюжет и поступок героев.

М. Зощенко (1 час)

«Великие путешественники», «Золотые слова».

Произведения Зощенко для детей «Великие путешественники» как одна из забавных путешествий. Минька и Лёлька, их фантазия и находчивость. Любовное изображение мира детства. «Золотые слова» героев Зощенко, их важность. Комическая ситуация в рассказах.

Поэтический образ Родины (1 час).

А.Блок «Летний вечер», С.Есенин «С добрым утром», М. Пришвин «Времена года», Заболоцкий «Оттепель», Рубцов «Звезда полей».

Природа в лирике поэтов 20 века. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы.

Героическое прошлое России (1 час).

А.Твордовский «Я убит под Ржевом», А.Ахматова «Мужество», Гамзатов «Журавли», Фатьянов «Соловей».

Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература.
В.П. Астафьев (2 + 1)

«Игра», «Васюткино озеро».

Автобиографические произведения о детских годах. «Игра» - рассказ о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро», Васюткаи и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Ф.Абрамов (1 час)

«Валенки».

Тяжкий труд в тылу в годы Великой отечественной войны. Даша Косова и еёё премия. Название произведения.

В.И. Белов (1 час)

«Скворцы».

Быт русской деревни в произведениях писателя. «скворцы» - рассказ о жизни дружной семьи. Её заботы. Болезнь Павлуши и мужество в преодолении общего горя.

Кир Булычев (1 час)

«Заповедник сказок».

Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. Алиса – главная защитница сказочных героев. Герои фольклорных произведений в сюжете современной сказки.

Туве Янссон (1 час)

«Последний в мире дракон».

Писательница и художник Теве Яссон. Новые сказочные герои: мумми-тролли, кемули, снусмумрики. Литературная сказка и иллюстрация.

Путешествия и приключения . Покорение пространства и времени.

Даниэль Дефо (1 час)

«Робинзон Крузо».

Жизнь талантливого писателя энергичного купца Даниэля Дефо. Робинзон – герой его книги. Робинзонада. Робинзон как нарицательное имя.

Рудольф Распе (1 час)

«Приключения барона Мюнхаузена».

Барон Мюнхаузен и придуманные им истории. Ирония и гротеск, гипербола и литота в подлинных историях.

Марк Твен (1 час)

«Приключения Тома Сойера».

Автобиографическая повесть. Том и Гек. Приключения подростков. Бэкки Тетчер, прототип.

Астрил Линдгрен (1 час)

«Приключения Калле Блюмквиста».

Детективная повесть, её сюжет. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

Новая жизнь старых героев (1 час).

Н.Гумилёв «Маркиз де Карабас», «Орел Синдбада». Болесман Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода».

Образы знакомых сказок в стихах и прозе поэтов 20 века.

М.Цветаева (1 час)

«Книги в красном переплете».

Советы поэта в организации чтения. Задание на лето.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса.

Учащиеся должны знать:

- авторов и названия изученных произведений;

- сюжет и героев изученных произведений;

- основные понятия: литературные герой, монолог, диалог, искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы, фигуры. Элементарные вопросы стихосложения (ритм, строфа и т.д.)

- тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.

Учащиеся должны уметь:

- выделять эпизоды в произведениях;

- устанавливать связь между событиями в изучаемом произведении;

- находить в произведении сравнения, эпитеты и т.д. и объяснить их роль;

- характеризовать героев изученных произведений по заданию учителя;

- правильно и бегло читать;

- выразительно читать выученные наизусть художественные произведения;

- рассказывать устно о герое (характеристика по плану);

- составлять план небольшого произведения, разбивать текст на смысловые части;

- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;

- пользоваться справочными аппаратами хрестоматий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе для учащихся 7 классов на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе
Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по предмету: «Биология. Животные» в 7 классе основной...

Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе в 11 (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год
«Литература- 11» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год по предмету литературе iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск