Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс





Скачать 254.06 Kb.
НазваниеТематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс
страница1/2
Дата публикации15.08.2014
Размер254.06 Kb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > Литература > Тематическое планирование
  1   2
Календарно – тематическое планирование

по литературному чтению

УМК «Школа России»
ШколаБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца»

Класс4 – В

УчительЗайцева Наталия Алексеевна
Программа: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Головина Литературное чтение Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1. М.: Просвещение, 2008. С.80-92.

Учебник: Л.Ф.Климанова Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение 2010

Всего 68 часов(2 раза в неделю).

Пояснительная записка



Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсов «Обучение грамоте и развитие речи»; его продолжительность (приблизительно 21 – 25 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духов­ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со­знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос­питательное воздействие на школьника, формирует его лич­ность.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно восприни­мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо­гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, преду­смотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произ­ведения, возникающей, когда предметом рассмотрения стано­вится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Вни­мание начинающего читателя должно быть обращено на сло­весно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нрав­ственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра­тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тек­сты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красо­ты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребен­ке собственное отношение к действительности. Этот прин­цип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера­турного произведения, выдвигает на первый план художе­ственный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмыс­ливается им как средство создания словесно-художественно­го образа, через который автор выражает свои мысли, чув­ства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвисти­ческому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образ­ные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и дру­гих средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и аде­кватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про­изведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми пред­ставлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходи­мых жизненных наблюдений и обобщений. Монографиче­ский принцип изучения литературных произведений, харак­терный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко-речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное дей­ствие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических прие­мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращива­ние скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию уме­ния постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливайте, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком­муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразитель­ного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе­ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож­ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер­стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны попол­ниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно­шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель­ности детей, которые помогут им воспринимать художе­ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллекту­альному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек полу­чает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются кон­кретно-чувственным опытом и умением воссоздать словес­ные образы в соответствии с авторским текстом.



Тема урока

Виды контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Внеклассное чтение

1 четверть (16 ч)

Былины. Летописи. Жития. (4 ч.)

1



Ознакомление с учебником. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…» Сравнительный анализ летописи и стихотворения Пушкина.

Фронтальный опрос

Выразительное чтение

Знать: жанр «летопись»

Уметь: анализировать прочитанное,

правильно читать и понимать исторические произведения




2


Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»


Выразительное чтение


Знать: особенности былин

Уметь: находить аналогии с реальными историческими событиями

Былины и героические сказки.

3


«Житие Сергия Радонежского»

Выразительное чтение

Уметь: характеризовать героев

Дискуссия по теме «Былины».

4


Обобщение по теме

Фронтальный опрос

Уметь: высказывать свои суждения о прочитанном




Из русской классической литературы (15 ч.)

5


Знакомство с творчеством П.П.Ершова и его произведением «Конёк-Горбунок».


Выразительное чтение


Знать: особенности литературных сказок

Уметь: давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки,

давать характеристику главным героям

Что такое «серии книг» и каково их значение.

6


Анализ произведения и сравнительные характеристики героев сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»


Проверочная работа




Знакомство с серией книг А. С. Пушкина.

7


А.С.Пушкин «Няне», статья

Чтение наизусть

Уметь: находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы, противопоставления, заучивать наизусть.




8


А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора!...»,

Конкурс чтецов «Стихи А.Пушкина».

9



А.С.Пушкин «Птичка Божия не знает…»

КВН по сказкам А.С.Пушкина

10


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Выразительное чтение

Знать: особенности литературных сказок

Уметь: определять тему и основную мысль сказки




11


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Анализ поступков главных героев.


Выразительное чтение

Чтение наизусть.

Уметь: делить текст на смысловые части, характеризовать героев

Кроссворд для знатоков по произведениям А.С. Пушкина

12


М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» (отрывок)

Выразительное чтение

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности

Стихи М.Ю.Лермонтова

13


М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова




Уметь: определять тему и основную мысль сказки




14


М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» Составление плана


Пересказ

Уметь: делить текст на смысловые части, озаглавливать их, характеризовать героев.


Поле чудес по творчеству Л.Толстого.

15


Л.Н.Толстой «Детство»

Мини-сочинение

Уметь: составлять план произведения

Басни Л,Н.Толстого.

16


Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»


Выразительное чтение

Знать: особенности басен




2 четверть (16ч)

17



А.П.Чехов «Мальчики»





Уметь: характеризовать героев,

составлять план произведения

Рассказы А.П.Чехова о детях «Беглец», «Детвора».

18


А.П.Чехов «Мальчики»

Пересказ

Уметь:

Анализ поступков главных героев рассказов А. П. Чехова» Беглец», «Детвора».

19


Обобщение по теме

Тест







Поэтическая тетрадь №1 ( 6 ч.)

20


Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»



Чтение наизусть

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, выразительно читать выражения для ответа на вопрос

Устный журнал «Природа глазами русских поэтов»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconРабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconКонспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе в рамках работы...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconАннотация 1 класс. Ос «Школа России»
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального...
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе (программа «Школа России»)
«Рождественская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского района Республики Татарстан
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
Л. ф климановой и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов умк «школа россии» М.: Просвещение, 2008 )
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconКалендарно-тематическое планирование по окружающему миру и обж школа...
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб для общеобразоват учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение,...
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconРабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «цветновская средняя общеобразовательная школа»
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconРабочая программа по курсу «мир вокруг нас» 3 класс умк «школа россии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе составлено на основе программы «Школа России», Сб. Концепция...
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconРабочая программа математика умк «Школа России»
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска средняя общеобразовательная школа №34
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconКалендарно-тематическое планирование по обществознанию Класс 10
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе умк «Школа России»...
Базовый учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconТематическое планирование по информатике. Класс 7б Количество часов 70
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconНачальная школа Авторы-разработчики программы
Боу г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов»
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России» Школа боу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Класс iconУчебно-тематическое планирование по физике 11 класс Классы
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск