Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна





Скачать 104.37 Kb.
НазваниеРазвитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна
Дата публикации18.08.2014
Размер104.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников.

Дылева Алевтина Вячеславовна, учитель начальных классов

Молотицкой СОШ Муромского р-на

Начальное образование является базой, фундаментом всего последующего обучения. У выпускников первой ступени школьного образования согласно новым стандартам прежде всего должны сформированы УУД, В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить такие качества личности, как готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками1.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; (составление плана работы, целеполагание, работа в группе в роли старшего или младшего и т.д.)

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (работа в проекте);

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация (учебный конфликт);

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий (работа в группе);

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно с более высокими показателями и в более широком спектре.

Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят: 

1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

2. Обмен способами действия.

3. Взаимопонимание.

4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

5. Планирование общих способов работы.

6.Рефлексия (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).
Учебное сотрудничество предполагает, что преобладающая форма обучения - групповая, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки учащиеся осуществляют те формы контроля, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недочеты в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

(слайд 3) Так, например, фиксирование результатов рефлексивной деятельности каждого учащегося помогает учителю выявить не только степень активности каждого учащегося, но и объективно оценить умения мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

Лист оценивания

Ф.И. учащегося__________________________________________Класс_________




Этапы занятия

Отметка

Кто оценивает

1

Устный  счет




Самопроверка

2

Решение выражений




Консультант (учитель)

3

Решение задач




Взаимопроверка

4

Работа  с геометрическим материалом




Консультант (учитель)

5

Итоговая отметка за урок




Учитель Самооценка


Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. По началу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый обучающийся сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой некоторые не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального, т. е. максимально обобщенного, характера. Прежде всего, учащиеся практикуют обмен мнениями, дискуссию, диалог и т. д.,   на уроках «Литературное чтение». Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
(слайд 4)

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: «Как много в этом звуке…»

Этап… Целеполагание.
(работа в группе)

-Прочитайте стихотворение, обсудите в группе (ответы на вопросы) и представить результат работы (сформулируйте тему занятия).

Россия… Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь.

(слайд 5) Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «Мы в гости к Пушкину спешим: онегинская строфа»



Этап урока: Обобщение знаний

(работа в группах)

  • Вам предлагается игра в “БУРИМЕ”
    (Даны рифмы: ЛУНА-ОНА-ГУЛЯТЬ-СЧИТАТЬ).
    – Составьте по ним четверостишие, желательно, весёлое, но со смыслом.
    – Прочитайте ваше четверостишие и кратко проанализируйте его.


Для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет русский язык. Например, на страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен).

  Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».
(слайд 6)Урок русского языка в 4 классе.

Тема«Состав слова. Однокоренные слова»

Этап Целеполагание

Запись слов: водитель, водник, водить.

- По какому признаку можно разделить слова на две группы?

-Докажите.

-Сформулируйте тему урока.
Урок русского языка в 4 классе.

Тема «Написание суффикса -ик, -ек)

1. Выявление проблемы, которую надо решить на уроке

-Запишите слова,  поставьте ударение.

Домик, платочек, дружочек, ключик, букетик, орешек.

- Выделите суффикс.

- Что заметили в написании слов?

- Почему в некоторых словах  –ик, а в некоторых – ек? 
 Преимущества уроков математики по сравнению с остальными определяются возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.) В частности, уроки математики позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Выполнение различных проблемных заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

(слайд 7)Урок математики в 4 классе

Тема: «Время от 0 до 24 часов»

Этап урока: Изучение новой темы

«V»- то, что знаю


«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

Год

Неделя

Минута

Час

Месяц










Учитель предлагает учащимся прочитать текст в группах. После прочтения детям предлагается заполнить таблицу и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.
  Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляют уроки окружающего мира. На этих уроках целесообразно практиковать выполнение различных заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы, когда они должны разносторонне проанализировать имеющуюся информацию, выработать общее мнение и донести его до слушателей. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

(слайд 8)Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Зона арктических пустынь»

Этап урока: Изучение нового материала

(работа в группах)

-На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков мир животный.

(Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке по группам: климатические условия, растения, животный мир)

(слайд 9)

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема «Планета заболела»

Этап урока: Изучение нового материала

-На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим три проблемы. (работа в группах, обсуждение и знакомство остальных учащихся )

1. "Как защитить океан от загрязнения?".

2. « Какие проблемы возникли в тропических лесах?»

3. "Как избавиться от мусора?"

(слайд 10)

1.Рефлексия (обсуждение в группах)

-Продолжи предложение:

- Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня…

- Самым интересным на занятии для меня было…

- Я научилась…

- Теперь бы я хотела еще узнать…

- Я считаю полезным…

- Я была бы рада, если бы…

- Я буду вспоминать о…

- Сегодня, придя домой, я

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий — овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик).

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.1

Задачу развития у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу  после поступления  детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. Акцентирую внимание, прежде всего, на воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения, как залог успеха их обучения в основной школе.


1 Из Какой? (автор, Издательство, год издания книги «Формирование универсальных учебных действий»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу...
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconМетодические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных...
Министерство науки и образования Красноярского края кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconФормирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Названные виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Рассмотрим...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconТема опыта
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью курса «Технология» является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconПрограмма формирования универсальных учебных действий цель программы:...
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconКонцепции. Ведущая педагогическая идея
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России»
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconРазвитие наглядно – образного мышления у младших школьников через...

Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность»
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconПлан работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный...
По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconУдк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников. Дылева Алевтина Вячеславовна iconОбобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск