Учитель: Никулина Т.А.
Предмет: Русский язык
Класс: 2-й класс
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»)
Тема:
| Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета.
| Цели:
| Образовательная: формирование представления о новой группе слов, обозначающей действие предмета.
Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:
регулятивных:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию;
- находить и исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать;
познавательных:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
коммуникативных:
- совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им;
- оформлять свои мысли в устной, письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
| Задачи:
| Формировать умение находить слова, обозначающие действия предметов и ставить к ним вопросы.
Совершенствовать умение ставить к словам вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, кто?, что?
Совершенствовать умение оценивать свою работу.
| Основные понятия:
| Слова, обозначающие действие предметов.
| Межпредметные связи:
| Литературное чтение, окружающий мир.
| Ресурсы:
| Основные:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык». Учебник для 2-го кл. общеобразовательной школы. – Москва: Баласс, 2012. - С. 62–65.
Дополнительные:
карточки слов, рисунки главных сквозных героев учебника; компьютер, интерактивная доска; презентация к уроку;
мультимедийное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия»: Русский язык, урок 10 «Глагол», задания №№ 2 и 6;
алгоритм самооценки.
| Технологии:
| Здоровьесберегающая, технология оценивания учебных успехов, проблемно- диалогическая технология, мультимедиа.
| Организация пространства:
| Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.
|
Этапы урока
| Ход урока
| Оборудование
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
| I. Мотивация к учебной деятельности
(3 мин).
Цели:
- актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
| Приветствие.
Проверка настроения детей.
Проговаривание правил поведения на уроке.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
- Что мы сейчас повторили?
- Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
Оформление в тетради.
| Тетрадь.
| Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
| II. Актуализация знаний (7 мин).
Цель: организовать актуализацию умений ставить к словам вопросы: какой? какая? какое? какие? кто? что?
| Классификация слов по группам: веселый, тополь, добрая, желтый, собака, мальчик, желтеет.
- К нам пришли в гости герои учебника Вова Колесников и Катюша Персикова. Катя предлагает вам распределить слова на доске на группы. Поработайте в тетради в паре с одноклассником, а затем мы проверим, как вы выполнили.
- Что вы можете рассказать о словах первого, второго столбика?
- Что вы заметили? (Слово желтеет никуда не отнесли)
- Почему? ( Не знаем, на какой вопрос отвечает. Не хватает знаний о таких словах)
- Поднимите руки те, у кого также.
- Оцените себя, как вы работали на этом этапе урока. (Палец большой вверх – если ты доволен собой, у тебя все получалось. Палец вниз – если тебе было сложно, многое не получалось. Палец горизонтально – если временами было не просто, не все сразу получалось.)
На полях цветными кружочками оцените себя по трем критериям: П – правильность, С – самостоятельность, А – активность.
| Таблички слов на доске; рисунки героев учебника Кати Персиковой, Вовы Колесникова; таблички самооценки.
| Работать по плану (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативное УУД).
| III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (3 мин).
Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
| - Вова Колесников тоже сделал это задание. Посмотрите на его столбики (на доску вывешиваю его работу: 1- тополь, окно, собака, мальчик; 2 – веселое, желтый, добрая, желтеет). Он считает, что слова желтый и желтеет отвечают на один и тот же вопрос какой?, потому что все они обозначают цвет. Кто из вас прав? Обсудите этот вопрос в группах. Предложите свои версии. Что нужно сделать, чтобы ответить Вове?
| Табличка
Какой?
?
жёлтый желтеет
(цвет)
| Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
| IV. Открытие нового знания
(5 мин).
Цель: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.
| - Можно ли задать вопрос какой? к этим двум словам?
- Почему испытываем затруднение при выборе вопроса? (Нет слова, от которого будем задавать вопрос.)
- Что же делать? (Составить предложение с этими словами.) (Работа в группах: Ученики составляют предложения со словами жёлтый и желтеет, пробуют поставить вопрос. Свои версии предлагают классу. Если версия повторяется, можно спросить, есть ли другие версии). - Сделайте вывод: на какой вопрос отвечает слово желтеет? (Что делает?)
|
| Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
| V. Формулирование темы, задач урока
(2 мин).
Цель: организовать формулировку темы, задач урока.
| - У нас сегодня урок открытия новых знаний. Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Слова, отвечающие на вопрос что делать, обозначающие действие предмета.)
- Сравним вашу формулировку с темой урока в учебнике на с. 62.
- Составим план урока. План (примерный).
1. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает? (рисую на доске 1. глаз)
2. Учимся задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий. (на доске 2. ???)
3. Подбирать слова-названия действий. (3. __ , ___ , ___ …)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
| Учебник.
На доске появляются поэтапно этапы урока.
| Определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
| VI. Применение нового знания
(15 мин).
Цели:
- организовать применение нового знания;
- организовать выполнение самостоятельной работы;
- организовать фронтальную проверку, самопроверку;
- организовать самооценку по алгоритму.
| Выполнение интерактивного задания «Какая птица как поет» - подбор слов-действий из предложенных вариантов.
Физминутка.
С помощью слайдов (картинки: волк, кот, корова)– подбор вопросов к словам- действиям (прыгает, выл, лежит, замычит, шипит) (пропедевтическое занятие к теме «Время глаголов»).
Выполнение интерактивного задания творческого характера – добавить слова-действия в стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог».
| Мультимедийное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия»: Русский язык, урок 10 «Глагол», интерактивные задания №№ 2 и 6;
презентация к уроку
| Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
(регулятивные УУД).
| VII. Домашнее задание (2 мин).
Цель: организовать выполнение д/з.
| Разноуровневое: на выбор обучающихся - с. 64, упр. 83 или упр.84 (упражнение творческого характера)
|
| Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
| VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (6 мин.).
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
| - Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. Работу выполняем пошагово.
1-й шаг. В чем заключалось задание? Какая была тема урока? (Дети в таблице закрашивают кружок, если точно помнят, половинку – если точно не помнят, пустой кружок – если вообще не помнят)
2-й шаг. Удалось получить результат? Узнал что-то новое для себя? (Дети отмечают в кружках: да – полностью закрашиваю, пустой – ничего нового для себя, половинка – что-то было знакомо)
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? (да – весь кружок, нет – пустой, половинка – с незначительной ошибкой)
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? (как в 3-ем шаге)
5-й шаг. Какую поставишь себе отметку?
| Таблицы самооценки.
Индивидуальные листы самооценки.
| Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).
| |