Российской Федерации «Об образовании»





Скачать 296.14 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации «Об образовании»
страница1/3
Дата публикации20.08.2014
Размер296.14 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Родная (нерусская) литература» разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Приказа министерства образования и науки РФ «Об утверждении базисного учебного плана…..», Программы по марийской литературе 5-11 классы, допущенной Министерством образования и науки Республики Марий Эл 2005 года, методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся Республики Марий Эл обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011год, Приказ Министерства образования и науки республики Марий Эл от 16 августа 2012 года №1133.

Для формирования и развития национального самосознания обучающихся необходимы соответствующая среда – родной язык, быт и культура, традиции, привычное географическое окружение и т.п. непременным условием является и национально ориентированная система образования, обеспечивающая приобщение к культуре, литературе своего народа и региона, освоение норм литературного языка нации, знание ее истории.

Программа курса «Родная (нерусская) литература» предназначена для обучающихся 10-11классов средних (полных) общеобразовательных школ. Знакомство с марийской литературой начинается уже в младших классах на уроках марийского государственного языка, истории культуры народов. В X и XI классах изучается родная (нерусская) литература в качестве отдельной дисциплины. При этом учебный процесс осуществляется на русском языке.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Марийская художественная литература развивалась основываясь с одной стороны, на традициях устного народного творчества, с другой стороны под мощным благотворным влиянием русской литературы. Литературное творчество всех выдающихся марийских писателей всегда было связано с деятельностью по развитию межлитературных, межязыковых марийско-русских связей, по переводу произведений классиков русской литературы на марийский язык и марийских на русский.

При отборе произведений для обязательного изучения в основу положены три критерия: их художественная ценность, выражение в них социально-значимых, общечеловеческих ценностей и идеалов и место произведения в истории марийской литературы. Чтение художественных произведений оказывает влияние на интеллектуальное, духовное, психологическое развитие обучающихся. В программе по родной (нерусской) литературе предлагается уделять внимание важнейшим этапам и тенденциям развития марийской литературы в соответствующей общественной и культурной обстановке основным произведениям марийской художественной классики (С.Чавайн, М.Шкетан, Н.Игнатьев, В.Колумб, О.Ипай, Ш.Осып и др,) на фоне русской и мировой литературы. Учебную деятельность учащихся старших классов целесообразно организовать в форме лекций и семинаров. Лекция является методом устного изложения материала. Преподаватель выбирает наиболее рациональные доходчивые способы передачи необходимой информации, помня о том, что живая речь учителя эффективно воздействует на восприятие и запечатление новых знаний. Роль семинаров заключается в развитии индивидуальных способностей обучающихся в процессе овладения ими опытом учебно-познавательной деятельности. На семинаре обучающиеся отвечают на вопросы, приводят необходимые примеры и цитаты из изученной литературы, делают выводы. В конце семинара учитель обобщает результаты работы.

Цель предмета - воспитание духовно развитой, поликультурной личности с развитым этническим самосознанием, формирование читательской культуры обучающихся.

Задачи предмета определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,

  • формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • владение умениями выразительного чтения;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее

  • умение выполнять письменные работы творческого характера в различных жанрах;

В результате изучения литературы, обучающиеся должны знать:

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- содержание и проблематику самостоятельно прочитанных литературных произведений;

- ключевые проблемы марийской литературы в контексте этнической и отечественной культуры; связь изученного произведения со временем его написания;

Литературное образование направлено на выработку навыков работы с литературой. Выпускник школы должен грамотно находить нужную информацию, выделять главное, правильно составлять тезисы и план прочитанного; выявлять в художественных произведениях конкретно историческое и общечеловеческое содержание; соотносить материал литературной классики с явлениями соответствующей эпохи.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что является важнейшим приоритетом в преподавании литературой. Содержание может быть реализовано следующими видами учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных) ответов на вопросы;

- продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт;

Основной формой организации образовательного процесса остается классно- урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия по литературным местам, музеям; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс, посещение театров и выставок. В процессе изучения курса обучающиеся принимают участие в проектной деятельности и учебно- исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной программе предполагается использовать текущий итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально так и индивидуально.


Описание учебного предмета в учебном плане

Программа данного курса реализуется в рамках компонента Республики Марий Эл в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования (предпрофильная и профильная подготовка обучающихся), утвержденным приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 23.09.2004 г.№324, (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 16.08.2012 г. №1133) в количестве 1 часа в неделю.
Тематический план 10 класс


№п.п

Темы занятий

Количество часов(всего)

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1.

Народный фольклор и художественная литература

2

1

1

2.

Зарождение марийской литературы

3

2

1

3.

Марийская литература 1917-1920-х годов.

2

1

1

4.

Марийская литература в 30-е годы.

3

2

1

5.

Сергей Чавайн.

4

2

2

6.

Я.П.Майоров-Шкетан.

4

3

1

7.

Н.В.Игнатьев.

2

1

1

8.

Олык Ипай.

3

2

1

9.

Шабдар Осып.

3

2

1

10.

Марийская литература в годы войны.

2

1

1

11.

Никандр Сергеевич Лекайн.

2

1

1

12.

Марийская драматургия

2

1

1

13.

Повторение и обобщение изученного материала..

1




1




Итого

34

20

14


ТЕМА 1. Народный фольклор и художественная литература.

Устное поэтическое творчество-народная мудрость, народная словесность, народная поэзия. Марийский фольклор и марийская мифология. Устное творчество и народная педагогика.

Народный фольклор-основа марийской художественной литературы. Виды фольклора и жанры художественной литературы.

Народная оценка прекрасного в человеке: народная песня «Венец», сказки «Онар», «Чоткар-патыр», «Кокша-патыр», П.Першут «Кутко суан».

Народный фольклор как средство умственного воспитания. Колыбельные песни-поэтизация окружающей природы. Сказка «Мужик и чёрт».

Исследовательские навыки: Поисковая работа «Коллекция марийских народных загадок, пословиц о достоинствах человека».
Тема 2. Зарождение марийской литературы.

Влияние русских поэтов А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю.Лермонтова на творчество марийских писателей. Первые произведения на марийском языке. Роль просветительского движения. (Г.Кармазин, В.Васильев и журнал «Марла календарь» 1907-1913гг)

Дореволюционное творчество писателей С.Чавайна, Г.Микая, Н.Мухина. изображение исторических событий начала XX века.

Практические навыки . Разучивание стихов первых марийских поэтов.
Тема 3. Марийская литература 1917-1920гг.

Отношение марийской интеллигенции к Октябрьской революции. Начало гражданской войны.

Развитие поэзии в форме публицистики, агитации (Н.Мухин, Н.Игнатьев, В.Сави)

Зарождение марийской повести («Дезертиры» С.Чавайна, «Акырсаман» О.Шабдара).

Развитие марийской драматургии. Роль М.Шкетана.

Практическая часть. Презентация «Ассоциация марийских писателей».
Тема 4. Марийская литература в 30-ые годы.

Изменения в общественной жизни: коллективизация, индустриализация, раскулачивание. Союз марийских писателей.

Зарождение марийского романа (Н.Игнатьев «Стальной ветер». Расцвет марийской поэзии (Олык Ипай, Пет Першут, Щатд Булат, Я.Ялкайн). Новые идеи в марийской драматургии (С.Николаев «Салика»)

Становление марийского литературоведения, критики (Я.Ялкайн, О.Шабдар, В.Сави)

Практическое занятие: Просмотр фильма «Салика»
Тема 5. С.Г.Чавайн.

Обзор о жизни и творчестве С.Чавайна. «Ото»-первое марийское литературное произведение. «Элнет»-автобиографический эпический роман. Роль С.Чавайна в развитии марийской художественной литературе.

Исследовательская работа. Составление хронологической таблицы по творчеству С.Чавайна.
Тема 6. Я.П.Майоров-Шкетан.

Обзор о жизни и творчестве М.Шкетана.

«Эренгер»-социально-психологический роман. Значение романа в развитии марийской литературы.

Значение М.Шкетана в развитии марийской драматургии (драма «Эх, родители!»)

Практическое занятие. Чтение и обзор сатирических рассказов М.Шкетана.
Тема 7.Н.В.Игнатьев.

Жизнь и творчество. «Савик»-первый социально-сатирический роман.
Тема 8. Олык Ипай.

Обзор о жизни и творчестве. Олык Ипай-художник-новатор. 30-ые годы –период наивысшего взлёта поэзии, подлинный мастер марийской литературы. Поэма «Айдар»-произведение о высоких моральных качествах человека.

Поэмы О.Ипая: «Яндиар», «Янай-сын Аргемблата», «Жизнь».

Практическое занятие. Чтение и обзор стихов лауреатов премии имени Олыка Ипая.
Тема 9. Осып Шабдар.

Осып Шабдар один из зачинателей марийской советской литературы.

«Женская доля»-лирический социально-психологический роман о судьбе марийской женщины. Главная тема-тема братской дружбы народов. Роман этапное произведение Осыпа Шабдара вместе с другими романами определило пути развития марийской прозы.

Практическое занятие. Литературная гостиная «О.Шабдар-поэт-лирик»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации (с приложением: Рекомендации субъектам Российской Федерации по подготовке...
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон...
Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз)
Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма повышения квалификации разработана в соответствии с Федеральным...
Енеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования российской федерации
Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 47, ст....
Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Российской Федерации «Об образовании» iconУста в муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вечерней...
«Учреждение», создано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным...
Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», постановлением...
Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой...
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями)
Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск