Скачать 193.76 Kb.
|
Администрация муниципального образования город Краснодар УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Конкурс общественно значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар в 2010-2011 учебном году Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 71 города КраснодараОтчёт опорного ОУ за 2011-2012 уч. год по теме: Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации Директор муниципального общеобразовательного учреждения СОШ № 71 города Краснодара: Чернявская Светлана Фёдоровна Научный руководитель проекта: Бондарев Пётр Борисович, к.ф.н., доц. КубГУ КРАСНОДАР 2011 Содержание д.б. другое Введение…………………………………………………………….…..3 Отчёт о результатах ОЭР за 2010-2011 уч. год 1. Новое качество общего образования как основание диверсификации методической службы школы………………..………………………..………….7 2. Диверсификация деятельности методической службы школы: теоретическая модель и опыт апробации ………………………………………………….…….12 3. Материалы исследования личностно-профессионального развития учителя и уровня качества общего образования……………………………………………17 3.1. Описание эмпирических методик…………………………………..……….17 3.2. Психолого-педагогическая диагностика личностно-профессионального развития учителей………………………………………………………………..19 3.3. Психолого-педагогическая диагностика учащихся на предмет выявления нового качества образования………………………...………….…..20 Заключение………………………………………………………………………...27 4. Календарный план ОЭР……………………………………………………......28 5. Литература………......…………………………………………………………..29 Приложения……...………………………………………………………………...31 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Вопросы, связанные с проектированием целей и содержания деятельности школьной методической службы, повышения квалификации учителя без отрыва от производства, в условиях образовательного процесса, сегодня практически не обсуждаются в научной и методической литературе. Более того, в ситуации, когда в системе общего образования введены в действие федеральные государственные стандарты нового поколения, в которых утверждаются принципы личностно-ориентированного образования в системе дополнительного профессионального педагогического образования сохраняется ориентация на предметно-ориентированный подход к формированию содержания, методов и форм организации учебного процесса. Данная работа посвящена поиску эффективных психолого-педагогических методов организации личностно-профессионального развития и саморазвития учителя средствами школьной методической службы. В качестве психолого-педагогической задачи нами ставится не получение кратковременного эффекта от процесса повышения квалификации в виде трансляции технологий профессиональной деятельности, а личностно-профессиональное развитие и саморазвитие учителя. При этом учитываются такие специфические особенности взрослых обучаемых как наличие жизненного и профессионального опыта, шаблонов, стереотипов профессиональной деятельности, сложившегося профессионального самосознания и системы ценностей, механизмов личностной саморегуляции и профессиональной адаптации и т. д. Процесс модернизации системы образования является сегодня общегосударственной, общественной и национальной задачей. Приоритеты государственной политики обозначены в виде национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Возрождение национальной системы образования, ориентированной на раскрытие способностей учащихся в образовательном процессе, на поиск и поддержку талантливых, одаренных детей, на психолого-педагогическое сопровождение личностного развития учащихся – вот главная задача модернизации школы, как её видит наш президент Д.А. Медведев. В свою очередь, реализация образованием указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации деятельности школы как образовательного института. Условием достижения указанной цели выступает профессиональный и личностный рост учителя, его готовность к инновационной деятельности. Поэтому в числе стратегических направлений модернизации системы образования особое место занимает личностно-профессиональное развитие педагога, без осуществления которого достижение нового современного качества образования представляется невозможным. Однако сложившаяся практика профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей ориентирована на достижение конкретных ближайших целей в парадигме единства действия и результата. Будучи не в состоянии отразить целостную ситуацию развития педагогической деятельности, система профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей стремится к их обучению трансляции узко-предметных знаний, выполнению внешних процессуальных характеристик: отбор учебного материала, контроль и оценка знаний, сопоставление деятельности учащихся с программными образцами и т.п. Это приводит к тому, что учитель остается неготовым к осуществлению инновационной деятельности в современных условиях. На уровне ОУ за эффективность личностно-профессионального развития учителя отвечает методическая служба школы, которая на сегодня в большинстве общеобразовательных учреждений остаётся устаревшей и неспособной к решению указанной задачи структурой. Поэтому диверсификация деятельности методической службы школы сегодня выступает необходимым условием успешной модернизации образования на уровне ОУ. Сущность сложившейся ситуации с исследованием условий и механизмов личностно-профессионального развития учителя в образовательном процессе раскрывается в следующих противоречиях:
Таким образом, проблема исследования заключается в вопросе, как реорганизовать деятельность методической службы школы таким образом, чтобы она стала средством достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации? Объект: деятельность методической службы школы в условиях комплексной модернизации, ориентированная на достижение нового качества общего образования в ОУ. Предмет: диверсификация (комплексная реорганизация системы в направлении большей гибкости, многоуровневости, вариативности) деятельности методической службы школы в условиях комплексной модернизации как средство достижения нового качества общего образования в ОУ. Гипотеза: можно предположить, что диверсификация деятельности методической службы школы в условиях комплексной модернизации будет способствовать достижению нового качества общего образования в ОУ. Цель: теоретически обосновать и экспериментально исследовать целенаправленную диверсификацию деятельности методической службы школы в условиях комплексной модернизации общего образования. Задачи: Должны быть наверное другие!? (задачи проекта (например, изучить проблему; проанализировать ситуацию, сложившуюся в образовательном учреждении; разработать модель/пути выхода из сложившейся ситуации; на основе обобщения полученных данных сформулировать рекомендации?????); (Из рекомендаций)
Календарный план деятельности опорной площадки МОУ СОШ №71 по теме «Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации» на 2010-2011 учебный год МОУ СОШ №71
методы исследования; ? план проведения работы; ? смета проекта.? Образовательным учреждением по теме инновационного проекта были проведены следующие мероприятия: - городские семинары-практикумы «Модель диверсификации деятельности методической службы школы в условиях комплексной модернизации общего образования» (Романова Н.В., Ожигова Л.Н.) - городской семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Организация внутришкольного контроля в ОУ» (Чернявская С.Ф., Романова Н.В., Куриленок З.С.) - краевой семинар для слушателей курсов повышения квалификации (учителей математики) ККИДППО (Чернявская С.Ф., Гаврилюк Т.В., Бабоченко А.Н., Черноморченко Н.В.) - городские семинары для учителей истории, физики, кубановедения «Использование современных образовательных технологий в преподавании курса истории, физики, кубановедения» (Шевченко А.В.) -краевой семинар для директоров школ «Система подготовки к ЕГЭ в МОУ СОШ №71» (Чернявская С.Ф., Акопова Л.В., Романова Н.В., Бондарь Т.Ю., Васильева Н.И., Гайфутдинова С.Н.) - городское МО учителей истории и обществознания «Участие в молодежной конференции «Регион 93». (Шевченко А.В.) -издание методического сборника презентаций «В помощь учителю истории и обществознания» (Шевченко А.В.) Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте: http://scyool71.bpschool.ru/web/guest/methods/nauka http://www.eurekanet.ru/ewww/project/rating/mode/1/pg/0 , электронный журнал «Наша новая школа» №9 КНМЦ На сайте Педсовет.org 12-й Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,45617/Itemid,118/ Краевой журнал ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Статья: «Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации» В ситуации, когда в системе общего образования вводятся в действие федеральные государственные стандарты нового поколения, в которых утверждаются принципы развивающего образования, в системе дополнительного профессионального педагогического образования сохраняется ориентация на предметно-ориентированный подход к формированию содержания, методов и форм организации учебного процесса. Инновационный проект «Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации» реализуемый в МОУ СОШ №71 города Краснодара был посвящен поиску эффективных психолого-педагогических методов организации личностно-профессионального развития и саморазвития учителя средствами школьной методической службы. При этом учитывались такие специфические особенности взрослых обучаемых как наличие жизненного и профессионального опыта, шаблонов, стереотипов профессиональной деятельности, сложившегося профессионального самосознания и системы ценностей, механизмов личностной саморегуляции и профессиональной адаптации и т. д. Тема проекта была выбрана не случайно, с 1999 года наша школа ведет активную инновационную деятельность. Результатом многолетней работы стало создание в школе инновационно-рефлексивной среды, способствующей становлению субъектной активности учащегося и учителя. В целях поддержки этой новой позиции возникла необходимость пересмотреть работу с педагогическим коллективом и всей методической службы школы в целом. Так в 2005 году возник проект «Инновационная модель деятельности научно-методической службы». Благодаря этому проекту мы подтвердили наше предположение о том, что повышение мастерства учителя невозможно без развития профессиональной субъектной позиции. Деятельность нашей методической службы организована на основе компетентностного подхода. Используя диагностику профессиональной субъектной позиции педагога и уровня его профессиональной компетентности, развивающие, тренинговые мероприятия, стало возможным оказание более узконаправленной помощи педагогу, учет его личных особенностей. Для указанных целей был собран и апробирован банк диагностических методик. - тест-опросники: методика на определение направленности личности; методика на определение уровня эмоционального выгорания; методика Т. Лири на определение особенностей межличностных отношений; методика «Изучение удовлетворенности учителей своей работой» (Н.В. Журин, Е.И. Ильин); «Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности», автор С.Ю Степанов. Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии», автор Н.П. Фетискин.
- проективные методы: методика «Кто я»; проективное сочинение «Моя профессиональная деятельность (позиция)», -диагностическая карта самооценки уровня профессионализма учителя (разработана П.Б. Бондаревым на основе модели Кузьминой Н.В.) Апробированы программы тренинговых занятий, направленных на развитие профессиональной субъектной позиции педагога («От самопознания к самосовершенствованию», «Проектирование профессиональных целей») Проект «Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации» явился логическим продолжением предыдущего проекта. Обобщая представления о диверсификации в системе образования, можно определить данный термин как разработку гибких, адаптивных структур в системе образования. Развитие способностей и инновационного потенциала учителя рассматривается как основная цель деятельности методической службы. Средством управления профессиональным саморазвитием учителя выступает его индивидуальная программа профессионального саморазвития (ИППС), которая составляется на основе результатов диагностики и оценки возможностей ее реализации в условиях инновационной школы. Программа может иметь следующую структуру или другую в зависимости от целей ОУ:
Результатом реализации ИППС является осмысление педагогом своей профессиональной позиции и выстраивание собственной траектории профессионального развития в условиях инновационной деятельности. Сопровождение индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой осуществляется путем организации социально-психологических помощи педагогу: -тренингов разной направленности в зависимости от целей и задач, которые заложены в индивидуальной программе. Таковыми могут быть тренинги самосознания (тренинги личностного роста; тренинг лидерства и т.д.), тренинги навыков (тренинг уверенного поведения; тренинг коммуникативных навыков; навыков саморегуляции и т.д.); - индивидуального консультирования; - проблемных семинаров; - ролевых игр; Диверсификация деятельности методической службы предполагает реализацию принципа сетевого маркетинга, при котором распространение инновационных технологий и практик осуществляется по индивидуальному запросу, от учителя к учителю, в формах инновационных площадок, педагогических лабораторий, групп встреч. Учитель развивает самого себя, учиться и выступает в роли учителя, нуждаясь для этого в рефлексивно-инновационной профессиональной микросреде, организация которой является задачей методической службы школы. В результате сложилась такая форма педагогического взаимодействия как «Учительский клуб». Реализация принципа маркетинга предполагает привлечение внешних специалистов. В нашем случае в роли таковых выступали наши научные руководители Бондарев Петр Борисович, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии высшего образования Кубанского госуниверситета, Ожигова Людмила Николаевна, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета. Организованная ими работа по овладению нашими педагогами проектной деятельностью, современными педагогическими технологиями, навыками психологической саморегуляции, дало возможность в дальнейшем выступать учителям школы в роли педагогов-тренеров. Вот некоторые темы обучающих семинаров, прошедших в нашей школе: «Проектная деятельность учителя», «Педагогика сотрудничества», «Развивающее обучение», «Личностно-ориентированное развивающее обучение», «Технология использования игровых методов, повышающих мотивацию к обучению, отвечающих требованиям здоровьесбережения учащихся», «Моделирование пространства урока как средство развития субъектной позиции учителя», «Рефлексивное развитие проектной компетентности педагогических и руководящих кадров в ОУ в условиях модернизации образования» В ходе ОЭР нами были решены следующие задачи: - созданы психолого-педагогические условия, формирующие положительную мотивацию учителя к нововведениям (материальное и моральное стимулирование педагогов-инноваторов, в рамках деятельности «учительского клуба» организован обмен инновационным педагогическим опытом, установлены поддерживающие и доверительные отношения, творческое межличностное общение. В рамках деятельности «Учительского клуба» были проведены семинары-практикумы: «ИППС. Опыт реализации программы саморазвития учителя» (Руководители: учителя – инноваторы Марочкина М.А., Бабоченко А.Н., Врублевская Т.Н.) «Развитие информационной культуры и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» (Руководители: учителя – инноваторы Бондарь Т.Ю., Заликаева С.Г.) «Развитие информационной культуры и творческих способностей учащихся в начальной школе) (Руководители: учитель – инноватор Тельных Т.А., Окуневич Г.Н., Гулакова Н.А., Посметная И.В., Тарасенко Т.А. ) «Учитель и библиотекарь – сотрудничество, сотворчество, содружество!» (Руководители: учителя – инноваторы Гайфутдинова С.В., заведующая библиотекой; Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы, Воробьева Я.В., школьный библиотекарь) - произошло обновление психолого-педагогических знаний учителя (были организованы внутришкольные мероприятия по повышению квалификации педагогических работников (семинары, практикумы, мастер-классы), курсы повышения компьютерной грамотности, проводимые учителями школы. В течение двух лет в школе действовал семинар по овладению работой на компьютере, интерактивной доске, использованию в работе мультимедийных комплексов. Руководила курсами заведующая школьной библиотекой Гайфутдинова С.Ф., неоднократно проходившая обучение в АПК и ППРО г. Москва, КНМЦ, в г.Сочи. В результате 96%учителей являются уверенными пользователями ПК, 63% владеют работай с интерактивной доской и мультимедийными комплексами. Проведены практикумы по овладению учителями технологией критического мышления (Руководитель: Васильева Н.И., учитель русского языка и литературы), методикой В.Ф. Базарного (Руководитель: Посметная И.В., учитель начальных классов) Мастер-классы: «Школьный литературный клуб»: опыт работы». (Руководитель: Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы, Гайфутдинова С.Н., зав. библиотекой, Воробьева Я.В., школьный библиотекарь) «Нетрадиционные уроки литературы» (Руководитель: Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы) «Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия учителей русского языка и истории» (Руководитель: Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы, Крамарь Е.Е., учитель истории и обществознания)) «Работа с деформированным текстом как этап подготовки к ЕГЭ» (Руководитель: Заликаева С.Г., учитель русского языка и литературы, Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы) «Систематическая работа с деформированным текстом – одна из эффективных форм развития грамотности и подготовки к экзаменам» Руководитель: Васильева Н.И., учитель русского языка и литературы) «Человек читающий – человек успешный. Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия учителей русского языка и библиотеки школы» (Руководитель: Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы, Крамарь Е.Е., учитель истории и обществознания, Гайфутдинова С.Н., зав. библиотекой, Воробьева Я.В., школьный библиотекарь) «Исследовательская деятельность учащихся по предмету» (Руководитель: Етарьян В.И., учитель английского языка, Меликсатян Л.А., учитель географии) «Создание мультимедийных уроков» (Руководитель: Бондарь Т.Ю., учитель русского языка и литературы, Ревякина Е.А., учитель химии, Заликаева С.Г., учитель русского языка и литературы, Крамарь Е.Е., учитель истории и обществознания, Окуневич Г.Н., Гулакова Н.А., Посметная И.В, учителя начальной школы)) -осуществлено обеспечение условий для самообразования (доступ в Интернет, оснащение библиотеки современной научно-методической и периодической литературой)); пример
Собран банк программ тренингов, практикумов, которые могут быть использованы в этом направлении. Ожигова Л.Н., Морозова Н.А. Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», Ожигова Л.Н., Сапогова и.А., Вельмисеева Н.А. «Философия жизни и самомотивация», Ожигова Л.Н. Семинар-тренинг «Целеполагание и управление временем», «Программа саморазвития личности учителя».
Вышеперечисленные мероприятия позволили нам не только планировать ИППС, но и перейти к осуществлению проектирования педагогами-экспериментаторами индивидуальных программ развития учебно-воспитательного процесса в рамках преподаваемого предмета. В ходе эксперимента были запланированы эмпирические исследования для проверки гипотезы о том, что диверсификация влияет на динамику личностно-профессионального развития учителя, а также способствует достижению нового качества общего образования. Нам удалось подобрать и апробировать банк диагностических методик направленных на диагностику личностно-профессионального развития учителя и качества общего образования. Мы считаем, что наряду с традиционными критериями качества образования необходимо создать комплекс измиряемых показателей, отвечающих современным требованиям. Авторы макета Федерального государственного образовательного стандарта общего образования-09 (под редакцией ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамского) определяют целевые установки новой школы следующими словами: «В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным…» Поэтому в диагностическом инструментарии мы использовали методики позволяющие оценить уровнь вербальной и невербальной креативности Д. Торренса 3. Тесты на выявление сформированности общеучебных умений (ШТУР). 4. Методика В.А. Ясвина «Экспертиза образовательной среды школы» В целом, в ходе ОЭР нам удалось решить поставленные задачи: - осуществлены подбор, адаптация и апробация методик личностно-профессионального развития учителя; - разработана и апробирована модель диверсификации деятельности научно-методической службы школы; - получены принципиально новые эмпирические данные о психологическом состоянии и уровне профессиональной компетентности учителей-экспериментаторов; - выявлена положительная связь между качеством деятельности методической службы школы и новым качеством результатов образовательного процесса школы.
Зам. директора по УМР МОУ СОШ №71 Романова Н.В. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендации….? |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального... Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | Муниципального образования город краснодар прика з Об итогах викторины по кубановедению в муниципальном образовании город Краснодар в 2012-2013 учебном году | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар | Инновационных образовательных проектов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение гимназия №11 имени А. Н. Кулакова» | ||
Результаты самообследования муниципального общеобразовательного учреждения... Республики Мордовия, освоивших основные общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования в 2010-2011... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Муниципального Образования город Краснодар | ||
Конкурс проводится с 1 февраля 2010 года по 31 марта 2010 года Целью проведения Конкурса является развитие правовой культуры студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования,... | Г о. Орехово-Зуево Муниципальное образовательное учреждение дополнительного... Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | ||
Доклад к Заключению Контрольно-счётной палаты муниципального образования... Плановый период 2014 и 2015 годов (далее Проект местного бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,... | Конкурс социально значимых проектов и программ, реализуемых в муниципальных... ... | ||
Сценарий «Новогодняя сказка или похищение волшебного посоха средь белого дня» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества муниципального образования... | О преподавании предметов учебного плана для общеобразовательных учреждений... Инструктивно-методические письма по реализации базисного учебного плана в 2010-2011 учебном году. – Сборник материалов. Биробиджан:... | ||
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики,... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Решение педсовета протокол №1 от 28. 08. 2013 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар | Программа эколого биологического воспитания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар |