Intel® Teach Program
Essentials Course
Визитная карточка проекта Автор проекта
| Фамилия, имя, отчество
| Муратова Татьяна Леонидовна
| Номер и название школы
| МОУ СОШ №20
| Город, область
| Борский район,п.Толоконцево
| Название проекта
| СРЕДИ МИРОВ.
| Аннотация проекта
| Проект посвящен изучению поэзии Серебряного века, углублённому анализу стихотворений А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, Н.С.Гумелёва.? Для более глубокого и осмысленного изучения был разработан проект «Среди миров».
Проект по литературе ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в рамках учебного процесса с уроками русского языка, литературы, ИЗО.
| Предметная область
| Литература
| Классы
| 11класс
| Приблизительная продолжительность проекта
| 4уроков
| Основа проекта
| Содержание, соответсвующее образовательным стандартам
| http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Литературная критика.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение художественного текста.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Анализ и интерпретация произведения.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
| Ожидаемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут:
Произвести идейный анализ стихотворений.
Создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут.
Сделать построчные иллюстрации поэтического текста.
- Найти нужную интонацию, выбрать темп, скорость и громкость чтения.
_ Создать речевой художественный образ персонажей.
- Уметь перевоплощаться в актёров.
Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
| Триада вопросов, направляющих проект
|
| Основополагающий вопрос
| ПОЧЕМУ СРЕДИ МИРОВ?
|
| Проблемный вопрос
| 1.Какова природа человеческих отношений?
2.как можно создать видеообраз стихотворений?
3.Как определить характер героя через речевой худ-ый образ?
|
| Учебные вопросы
| 1.Как герои в стихотворениях поэтов Серебряного века проходят через испытания временем?
2.Что такое цветопись, звукопись?
3.Что такое художественные тропы и как они используются Н.Гумелёвым и А.Ахматовой?
4.Как происходит перевоплощение героя в стихотворении М.Цветаевой «На льдине- любимый»?
| План оценивания
| График оценивания
| Перед началом проекта
| В ходе работы над проектом
| После завершения проекта
| Презентация учителя (формирующее оценивание)
| Журнал наблюдений Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
Критерии оценивания оформления результатов исследования
|
Критерии оценивания проекта Проводится урок-концерт.
Демонстрация результатов деятельности.
Демонстрация презентаций1,2,3групп.
Критерии оценивания презентации
Таблицы оценивания проекта
| Описание методов оценивания
| Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (презентация учителя).
Проект - урочный, поэтому большое внимание уделяется требованиям стандарта, на их основе составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, сочинение), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах.
После завершения работы над проектом проводится конференция, где учащиеся представляют презентации результатов исследования. Здесь в первую очередь оценивается умение обсуждать,
задавать вопросы и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.
На конференции предлагается игра по изученному материалу для проверки знаний учащихся. Ученикам предлагается для заполнения анкета участника проекта.
По итогам проекта ученики создают коллективную вики-статью , проводится урок-конференция.
| Сведения о проекте
| Предварительные знания, умения, навыки
| Знания: базового курса по литературе
Умения: работа с различными источниками информации
целенаправленный поиск информации в Интернете
создание презентаций
| Учебные мероприятия
| На родительском собрании можно предварительно раздать родителям информационные буклеты о проекте.
На первом уроке по изучению поэзии Серебряного века происходит выявление потребностей учеников и оценка степени заинтересованности творчеством поэтов, обстоятельствами их жизни, цветного, причудливого, яркого. Поэтому естественно возникает проблемный вопрос: «Какова природа человеческих отношений».(презентация учителя).
Во время выполнения работы учащиеся ведут записи, в которых фиксируют свои этапы работы, размышления, наблюдения
Следующим нашим шагом является построчная зарисовка поэтического текста, создание видеообразов. Одновременно ведётся работа с чтецами и музыкальными редакторами.
Для выполнения работ в помощь учащимся предлагаются дидактические материалы (пример1, пример2, пример3).
Далее осуществляется поиск и анализ информации в библиотеках, музеях, Интернете, театре. После обсуждений и обобщения материала, ребята, работая в группах, создают отчеты-презентации о проделанной работе (пример1, пример2, пример3).
В завершении проводится урок-концерт. Каждый из учеников должен побывать в роли выступающего и в роли оппонента. Каждая группа старается доказать, что ее исследование получилось интереснее (на уроке-концерте было представлено 18 презентаций учащихся). В рамках урока-концерта проводится также итоговая игра, которая разработана по принципу «Своей игры»: два тура, в каждом по 20 вопросов разной «стоимости».
| Создание комфортных условий для дифференцированного обучения
| Возможности для учеников
| Работа в проекте способствует формированию информационной культуры, коммуникативной культуры, воспитанию патриотизма.
Повышается мотивация учащихся в учебе; самооценка учащихся (я могу не хуже других), каждый имеет возможность для самореализации. Одни попробовали себя в роли консультантов, другие проявили организаторские способности.
Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, способностей, склонностей, интересов школьников. Приходит понимание того, что, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других.
| Одаренные ученики
| Темы исследований в каждой группе позволяют учащимся почувствовать себя в роли критиков, искусствоведов, музыкантов, художников, историков, артистов, зрителей и т.п. в зависимости от творческих способностей.
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | Фотоаппарат
Компьютер(ы)
Цифровой фотоаппарат
DVD плейр
Сеть Интернет
| Лазерный диск
Принтер
Проектор
Сканер
Телевизор
| Видеомагнитофон
Видеокамера
Оборудование для видеоконференций
Другое:
| Технологии – программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)
| Базы данных, электронные таблицы
Издательские системы
Программы для электронной почты
Электронные энциклопедии
| Программы обработки изображений
Веб-браузер
Мультимедийные программы
| Программы редактирования веб-страниц
Текстовый редактор
Другое
| Печатные материалы
| В.Кандинский .О духовном в искусстве.М.,1992.
Словарь литературоведческих терминов.
Сборник стихов О.Мандельштама.
Стихи А.Ахматовой, М. Цветаевой.
Н.Гумелёв. Стихи.
Рисунки из программ photoshop I flash
По страницам литературной классики.Саратов:Лицей,2005
Иллюстрации http://www.google.ru
|
|
|
|
|
|
|
Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation.
Copyright © 2007, Intel Corporation. All rights reserved. Intel, the Intel logo, Intel Education Initiative, and Intel Teach Program are trademarks of Intel Corporation in the U.S. and other countries. *Other names and brands may be claimed as the property of others.
© 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved. Page 1 of 3
|