Скачать 71.33 Kb.
|
КСОУ «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II» Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба») Алферьева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы г. Орел Цель урока: дать сравнительную характеристику братьев, показать отношение Н.В. Гоголя к Андрию. Задачи урока:
Оборудование урока: текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», иллюстрации к повести художника Е.А. Кибрика, к повести «Тарас Бульба», мультимедийное оборудование. Словарь урока: Запорожская Сечь, вольное казачество, военная республика, юмор, свитки, мазунчик, Дубно. Ход урока
Вот уже на протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, изучаем замечательную повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Вопрос: [Вспомните, где и когда происходит действие повести?] (Слайд 1) Действие повести происходит в далекие времена, в 16 веке в Запорожской Сечи, когда беглые крепостные крестьяне, ремесленники, мещане из России, Украины бежали за Днепр в Запорожскую Сечь Вопрос: [Что же такое Запорожская Сечь?] (Слайд 2) Запорожская Сечь – это столица вольного казачества. Учитель: В Запорожской Сечи казаки образовали военную республику и жили по своим законам. (Слайды 3, 4) Вопрос: [Назовите главных героев повести?] Тарас Бульба, его сыновья, Остап и Андрий.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе двух братьев. Тема нашего урока «Судьба Остапа и Андрия». Готовясь к сегодняшнему уроку, вы перечитывали отдельные отрывки, учились выразительно их читать, готовили индивидуальные сообщения. Давайте вспомним самую юмористическую сцену из 1-й главы. Да, кстати вопрос: [Что такое юмор?] Это веселый, добрый смех. Повторяем значение слова юмор. Итак, это начало повести, когда братья приехали домой, а отец начал подшучивать над их свитками – верхняя одежда россиян. Братья по-разному отреагировали на отцовскую шутку. Вопрос: [Как же ведут себя Остап и Андрий?] (Выборочное чтение) Учитель: Вот такое необыкновенное начало повести восхитило А.С. Пушкина. Как видим, ребята, отец уже при первой встрече устроил экзамен сыновьям на верность отцовским и дедовским обычаям. Вопрос: [А что это был за обычай?] Не спускать обидчику. Остап выдержал экзамен, а Андрий, хотя он тоже был крепким, здоровым юношей, не ответил на вызов отца. И помните, отец назвал его мазунчиком. Сл. р. «И добрый будет казак», - сказал об Остапе отец. Неожиданно отец принимает решение отправить на той же недели детей на Запорожье. Учитель читает: «Вот, где наука, так наука! Там вам школа, там только наберетесь разуму!» - говорит Тарас сыновьям. Вопрос: [А какой же отрывок в этой главе на Вас произвел самое сильное впечатление?] Самое сильное впечатление произвел отрывок из 1-й главы «Одна бедная мать не спала». (Выборочное чтение уч-ся) Далее читает учитель: «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами…» (стр.14-15). Как потрясает это сцена прощания. Работа с иллюстрацией. (Слайд 5) Вопрос: [Какой художественный прием помогает Гоголю глубже предать страстную любовь матери к сыновьям?] Сравнение. Стр. 15 Вопрос: [Найдите его в тексте и прочитайте?] Учитель. Когда наступила минута прощания и мать увидела, что её сыны сели на коней, она кинулась к меньшему, у «которого в чертах выражалось больше нежности…» стр. 17. Обратимся ко II-ой главе. Вопрос: [Что мы узнали из этой главы о прибывании Остапа и Андрия в Киевской академии?] 1-й ученик: Краткое сообщение об Остапе. 2-й ученик: Краткое сообщение об Андрии. Обобщающее слово учителя. Итак, вы сумели хорошо рассказать о жизни братьев в бурсе, об их характерах, увлечениях. И все мы обратили внимание, что многое отличало братьев друг от друга. Вопрос: [О чем же думали братья по дороге в Запорожскую Сечь?] (Слайд 6) Суровый Остап думает об оставленной матери. Он очень был тронут её слезами и теперь, задумчиво опустив голову, вспоминает её. Но другие мысли у Андрия, его думы в Киеве, где встретил он прекрасную полячку, дочь воеводы. Провожая детей, мать сначала бросилась к Андрию, а он не думает о матери. Вопрос: [Какое качество характера проявляется у нашего героя?] Эгоизм, себялюбие. Да, по существу и во время первой встречи с отцом он был довольно холоден, не принял его шутки. И посмотрите, ребята, как удивительно точно передал чувства матери, плачущей над своими красавцами-сыновьями, художник Кибрик (Слайд 7). Учитель: И вот, наконец, Тарас с сыновьями оказался в Запорожской Сечи. Скоро оба брата стали на хорошем счету у казаков, они стали уже заметными между другими молодыми своей удалью и удачливостью во всем. Бойко и прямо стреляли в цель, проплывали Днепр против течения – дело, за которое новичок торжественно принимался в казацкие круги. Вопрос: [Прочитайте, о чем думал Тарас, сравнивая своих сыновей?] (Отрывок об Остапе читает…) стр. 58, гл. 5. Работа над художественными средствами языка. Вопрос: [Какие художественные средства позволили автору показать силу Остапа?] (метафоры, сравнения) (Отрывок об Андрии читает…) стр. 58-59, гл.5 Обобщающее слово учителя. Как видим, отец понимал, что Андрий тоже смелый воин, но не Остап. Ведь Остап видел смысл своей жизни в защите родной земли, а Андрий больше думал о своих ощущениях, его более интересовала сама битва и его участие в ней. Поэтому с лёгкостью он поднял меч против своих, испытывая в сражении с запорожцами не менее упоение, чем раньше в бою с поляками. Выборочный пересказ. Вспомнить, как это произошло, вам поможет …, который (ая) подготовил (а) выборочное сообщение по 5-ой главе. (Слайд 8) Казаки окружили польский город Дубно. В нем начался страшный голод. И вот однажды ночью в обоз к казакам пришла служанка панночки. Она подошла к Андрию и передала ему просьбу, принести хлеба для умирающей матери. Андрий не думал ни об отце, ни о брате, ни о своих товарищах, берёт мешки с хлебом и мукой и через подземный ход пробирается с татаркой в город и встречается с панночкой. (Слайд 9) Проблемный вопрос: [А какие чувства вызывает он у вас? Изменилось ли ваше к нему отношение?] Он стал предателем. Обобщающее слово учителя. Да, он вызывает презрение. Пусть он любит панночку, которая же в первую минуту, хотя и сама умирает от голода, попросила отнести хлеб матери и отцу, а отец воевода г. Дубна, т.е. главный враг казаков. А Андрий даже не вспоминает о своей матери, которая накануне прислала ему и Остапу своё благословение. Панночка говорит Андрию, что ему нельзя её любить, потому что они враги, а он отвечает: «А что мне отец, товарищи и Отчизна, нет у меня никого». Дальше события развиваются стремительно. Казаки решили штурмовать город. Тарас, видя сына, волнуется, но не верит, что Андрий живым попал в плен. И вдруг от еврея Янкеля он узнает, что сын в городе. Читает учитель. «Теперь он такой важный рыцарь… И наплечники в золоте» (гл.7, стр. 7, стр. 91). Сравн. А Остап, когда началось сражение, «как плавающий в небе ястрб…» (гл.7, стр. 102). Читает учитель. Как видим, автор показывает необыкновенное мужество Остапа. И когда убили куренного атамана, то запорожцы единогласно на эту должность поставили Остапа. Цитата: «Он правда младше всех нас, но разум у него, как у старого человека». Героически сражаются казаки, погибая произносят слова о товариществе, о родной земле: «Пусть же вечно цветет Русская земля». И вот, когда казаки решили, что они одерживают победу, отворились ворота и вылетел оттуда гусарский полк (гл. 9, стр. 130) со слов … «Отворились ворота и до слов «быстрейший …» Сравнение.. Ребята, и здесь меткое сравнение (молодой …, но здесь разоблачительное, унижающее Андрия. Отец просит товарищей заманить его к лесу. Читает учитель: гл. 9, стр. 131-132) (выборочное чтение). Так погибает изменник Андрий. Работа с иллюстрацией художника Соколова. (Слайд 10) Вопрос: [Как вы думаете, какие чувства отца удалось передать художнику?] Чувства горя, на лице тоска, печаль. Да, ребята, художник показывает, как сильно переживает Тарас эту трагедию, ведь он любил своего сына, гордился им, и теперь он видит, что Андрий и мёртвый прекрасен. Вопрос: [Как вы оцениваете поступок Тараса, ведь он же убил своего сына? Осуждаете, не осуждаете?] Учитель: Да, конечно, жалко Андрия, но в то же время Андрий предал отца, брата, товарищей, Отчизну. В результате Тарас был смертельно ранен, а Остап захвачен в плен. Нельзя без волнения читать строки, где автор показывает, каким страшным пыткам подвергли враги Остапа и как мужественного ведет себя этот сильный волевой человек. И когда силы покидали его, он крикнул: «Батько … до слов … вздрогнул» (гл. 11, стр. 159-160). Выводы. Тарасу не удалось спасти сына, но он поддержал его в последние минуты жизни, помог ему до конца выдержать страшные пытки, не проронив ни слова. Это говорит о том, как близки были эти два мужественных человека и по крови, и по духу. Это были настоящие патриоты, которых Гоголь показал с большой симпатией, и в то же время автор осудил человека, пусть и сильного, и храброго, но изменившего своим родным, товарищам, Отчизне. |
Технология развития критического мышления учащихся Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Реферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в... Классификация идиоматических выражений из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская... ... | Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | ||
Учебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин.... Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области | Департамент образования администрации Владимирской области Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
Урок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В.... Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны | ||
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем... Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ет работа над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», то урок русского языка построен на материале, так или иначе связанном с этим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», определить победителей, активизировать читательские интересы учеников | ||
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Урок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский) Гоголя. Именно о родном крае, о жизни земляков, их прошлом и настоящем повествует писатель в своей книге. Повесть «Тарас Бульба»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»... | Методическая разработка урока по литературе Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... |