Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»





Скачать 71.33 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Дата публикации23.08.2014
Размер71.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


КСОУ «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II»


Методическая разработка

открытого урока

по литературе в 7-б классе
Судьба двух братьев, Остапа и Андрия

(по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Алферьева Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

г. Орел

Цель урока: дать сравнительную характеристику братьев, показать отношение Н.В. Гоголя к Андрию.
Задачи урока:

I.

1)
2)

проверить глубину восприятия учащихся, их умение выявлять авторскую позицию;

работать над образными средствами языка;

II.

1)

2)
3)

4)

обогащать словарный запас учащихся, следить за произношением;

развивать у учащихся умение характеризовать героев, сопоставлять их, делать с помощью учителя выводы и обобщения;

совершенствовать навыки выразительного чтения;

учить учащихся краткому и выборочному пересказу текста.

III.




Формировать патриотические чувства и убеждения учащихся.



Оборудование урока: текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», иллюстрации к повести художника Е.А. Кибрика, к повести «Тарас Бульба», мультимедийное оборудование.

Словарь урока: Запорожская Сечь, вольное казачество, военная республика, юмор, свитки, мазунчик, Дубно.

Ход урока


  1. [Орг.момент].

  2. Вступительное слово учителя.

Вот уже на протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, изучаем замечательную повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Предварительная беседа.

Вопрос: [Вспомните, где и когда происходит действие повести?] (Слайд 1)

Действие повести происходит в далекие времена, в 16 веке в Запорожской Сечи, когда беглые крепостные крестьяне, ремесленники, мещане из России, Украины бежали за Днепр в Запорожскую Сечь

Вопрос: [Что же такое Запорожская Сечь?] (Слайд 2)

Запорожская Сечь – это столица вольного казачества.

Учитель: В Запорожской Сечи казаки образовали военную республику и жили по своим законам. (Слайды 3, 4)

Вопрос: [Назовите главных героев повести?]

Тарас Бульба, его сыновья, Остап и Андрий.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе двух братьев.

Тема нашего урока «Судьба Остапа и Андрия».

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы перечитывали отдельные отрывки, учились выразительно их читать, готовили индивидуальные сообщения.

Давайте вспомним самую юмористическую сцену из 1-й главы.

Да, кстати вопрос: [Что такое юмор?]

Это веселый, добрый смех. Повторяем значение слова юмор.

Итак, это начало повести, когда братья приехали домой, а отец начал подшучивать над их свитками – верхняя одежда россиян. Братья по-разному отреагировали на отцовскую шутку.

Вопрос: [Как же ведут себя Остап и Андрий?]

(Выборочное чтение)

Учитель: Вот такое необыкновенное начало повести восхитило А.С. Пушкина. Как видим, ребята, отец уже при первой встрече устроил экзамен сыновьям на верность отцовским и дедовским обычаям.

Вопрос: [А что это был за обычай?]

Не спускать обидчику. Остап выдержал экзамен, а Андрий, хотя он тоже был крепким, здоровым юношей, не ответил на вызов отца. И помните, отец назвал его мазунчиком.

Сл. р. «И добрый будет казак», - сказал об Остапе отец.

Неожиданно отец принимает решение отправить на той же недели детей на Запорожье.

Учитель читает: «Вот, где наука, так наука! Там вам школа, там только наберетесь разуму!» - говорит Тарас сыновьям.

Вопрос: [А какой же отрывок в этой главе на Вас произвел самое сильное впечатление?]

Самое сильное впечатление произвел отрывок из 1-й главы «Одна бедная мать не спала». (Выборочное чтение уч-ся)

Далее читает учитель: «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами…» (стр.14-15). Как потрясает это сцена прощания.

Работа с иллюстрацией. (Слайд 5)

Вопрос: [Какой художественный прием помогает Гоголю глубже предать страстную любовь матери к сыновьям?]

Сравнение. Стр. 15

Вопрос: [Найдите его в тексте и прочитайте?]

Учитель. Когда наступила минута прощания и мать увидела, что её сыны сели на коней, она кинулась к меньшему, у «которого в чертах выражалось больше нежности…» стр. 17.

Обратимся ко II-ой главе.

Вопрос: [Что мы узнали из этой главы о прибывании Остапа и Андрия в Киевской академии?]

1-й ученик: Краткое сообщение об Остапе.

2-й ученик: Краткое сообщение об Андрии.

Обобщающее слово учителя.

Итак, вы сумели хорошо рассказать о жизни братьев в бурсе, об их характерах, увлечениях. И все мы обратили внимание, что многое отличало братьев друг от друга.

Вопрос: [О чем же думали братья по дороге в Запорожскую Сечь?] (Слайд 6)

Суровый Остап думает об оставленной матери. Он очень был тронут её слезами и теперь, задумчиво опустив голову, вспоминает её.

Но другие мысли у Андрия, его думы в Киеве, где встретил он прекрасную полячку, дочь воеводы.

Провожая детей, мать сначала бросилась к Андрию, а он не думает о матери.

Вопрос: [Какое качество характера проявляется у нашего героя?]

Эгоизм, себялюбие.

Да, по существу и во время первой встречи с отцом он был довольно холоден, не принял его шутки. И посмотрите, ребята, как удивительно точно передал чувства матери, плачущей над своими красавцами-сыновьями, художник Кибрик (Слайд 7).

Учитель: И вот, наконец, Тарас с сыновьями оказался в Запорожской Сечи. Скоро оба брата стали на хорошем счету у казаков, они стали уже заметными между другими молодыми своей удалью и удачливостью во всем. Бойко и прямо стреляли в цель, проплывали Днепр против течения – дело, за которое новичок торжественно принимался в казацкие круги.

Вопрос: [Прочитайте, о чем думал Тарас, сравнивая своих сыновей?]

(Отрывок об Остапе читает…) стр. 58, гл. 5.

Работа над художественными средствами языка.

Вопрос: [Какие художественные средства позволили автору показать силу Остапа?] (метафоры, сравнения)

(Отрывок об Андрии читает…) стр. 58-59, гл.5

Обобщающее слово учителя.

Как видим, отец понимал, что Андрий тоже смелый воин, но не Остап. Ведь Остап видел смысл своей жизни в защите родной земли, а Андрий больше думал о своих ощущениях, его более интересовала сама битва и его участие в ней. Поэтому с лёгкостью он поднял меч против своих, испытывая в сражении с запорожцами не менее упоение, чем раньше в бою с поляками.

Выборочный пересказ.

Вспомнить, как это произошло, вам поможет …, который (ая) подготовил (а) выборочное сообщение по 5-ой главе. (Слайд 8)

Казаки окружили польский город Дубно. В нем начался страшный голод. И вот однажды ночью в обоз к казакам пришла служанка панночки. Она подошла к Андрию и передала ему просьбу, принести хлеба для умирающей матери. Андрий не думал ни об отце, ни о брате, ни о своих товарищах, берёт мешки с хлебом и мукой и через подземный ход пробирается с татаркой в город и встречается с панночкой. (Слайд 9)

Проблемный вопрос: [А какие чувства вызывает он у вас? Изменилось ли ваше к нему отношение?]

Он стал предателем.

Обобщающее слово учителя.

Да, он вызывает презрение. Пусть он любит панночку, которая же в первую минуту, хотя и сама умирает от голода, попросила отнести хлеб матери и отцу, а отец воевода г. Дубна, т.е. главный враг казаков. А Андрий даже не вспоминает о своей матери, которая накануне прислала ему и Остапу своё благословение. Панночка говорит Андрию, что ему нельзя её любить, потому что они враги, а он отвечает: «А что мне отец, товарищи и Отчизна, нет у меня никого».

Дальше события развиваются стремительно. Казаки решили штурмовать город. Тарас, видя сына, волнуется, но не верит, что Андрий живым попал в плен. И вдруг от еврея Янкеля он узнает, что сын в городе. Читает учитель. «Теперь он такой важный рыцарь… И наплечники в золоте» (гл.7, стр. 7, стр. 91). Сравн. А Остап, когда началось сражение, «как плавающий в небе ястрб…» (гл.7, стр. 102). Читает учитель.

Как видим, автор показывает необыкновенное мужество Остапа. И когда убили куренного атамана, то запорожцы единогласно на эту должность поставили Остапа. Цитата: «Он правда младше всех нас, но разум у него, как у старого человека».

Героически сражаются казаки, погибая произносят слова о товариществе, о родной земле: «Пусть же вечно цветет Русская земля». И вот, когда казаки решили, что они одерживают победу, отворились ворота и вылетел оттуда гусарский полк (гл. 9, стр. 130) со слов … «Отворились ворота и до слов «быстрейший …» Сравнение..

Ребята, и здесь меткое сравнение (молодой …, но здесь разоблачительное, унижающее Андрия.

Отец просит товарищей заманить его к лесу.

Читает учитель: гл. 9, стр. 131-132) (выборочное чтение).

Так погибает изменник Андрий.

Работа с иллюстрацией художника Соколова. (Слайд 10)

Вопрос: [Как вы думаете, какие чувства отца удалось передать художнику?]

Чувства горя, на лице тоска, печаль.

Да, ребята, художник показывает, как сильно переживает Тарас эту трагедию, ведь он любил своего сына, гордился им, и теперь он видит, что Андрий и мёртвый прекрасен.

Вопрос: [Как вы оцениваете поступок Тараса, ведь он же убил своего сына? Осуждаете, не осуждаете?]

Учитель: Да, конечно, жалко Андрия, но в то же время Андрий предал отца, брата, товарищей, Отчизну. В результате Тарас был смертельно ранен, а Остап захвачен в плен.

Нельзя без волнения читать строки, где автор показывает, каким страшным пыткам подвергли враги Остапа и как мужественного ведет себя этот сильный волевой человек. И когда силы покидали его, он крикнул: «Батько … до слов … вздрогнул» (гл. 11, стр. 159-160).

Выводы.

Тарасу не удалось спасти сына, но он поддержал его в последние минуты жизни, помог ему до конца выдержать страшные пытки, не проронив ни слова. Это говорит о том, как близки были эти два мужественных человека и по крови, и по духу. Это были настоящие патриоты, которых Гоголь показал с большой симпатией, и в то же время автор осудил человека, пусть и сильного, и храброго, но изменившего своим родным, товарищам, Отчизне.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» icon­­­Технология развития критического мышления учащихся
Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconРеферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в...
Классификация идиоматических выражений из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconУрок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская...
...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconУчебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин....
Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconДепартамент образования администрации Владимирской области
Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В....
Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconПлан реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее...
Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба»
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconРассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем...
Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ет работа над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», то урок русского языка построен на материале, так или иначе связанном с этим...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», определить победителей, активизировать читательские интересы учеников
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconМетодическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconУрок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский)
Гоголя. Именно о родном крае, о жизни земляков, их прошлом и настоящем повествует писатель в своей книге. Повесть «Тарас Бульба»...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе Судьба двух братьев, Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» iconМетодическая разработка урока по литературе
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск