Тема. Синонимы.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить понимание смысловых, стилистических различий синонимов; показать употребление синонимов в речи.
2.Закрепить навыки работы со словарями.
3.Формировать познавательную активность, навыки самоанализа и взаимоанализа, навыки рефлексии.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык 5 класс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.
Используемая методическая литература:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986
Используемое оборудование:
•доска;
•компьютер;
•мультимедийный проектор;
Краткое описание:
Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить в тексте, расширить лексический запас, развивать навык работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания: чтение предложений со словами-омонимами.
- Поднимите руки, кто может себя похвалить. У кого были замечания? Какой совет себе дали?
2. Лексический диктант.
-По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
-Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).
-Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
-Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
-Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными).
-Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное).
-Прочтите, какие слова у вас получились (лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Поднимите руки, кто может себя похвалить. А кто может сделать себе замечание? Желаем вам в следующем задании сделать все правильно.
3. Работа по теме урока.
- Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы познакомиться с новым понятием – с синонимами.
- На доске записаны слова: конь – лошадь, смелый – храбрый – мужественный. Что общего у всех этих слов? (значение, часть речи).
- Как называются такие слова?
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы? Обсудите в парах (слайд №1).
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, синонимический ряд, в чём их особенности, определим их роль в речи. Мы будем учиться находить синонимы в текстах, словарях и употреблять их в речи.
- А что мы будем оценивать в конце урока? По каким критериям? Обратите внимание на оценочные листы, на которых выстроена пятиуровневая шкала. (линеечки). За выполнение письменных работ вы должны в конце урока сделать самооценку и взаимооценку.
- Итак, мы договорились, что, оценивая работы, будем смотреть на их правильность, аккуратность и оформление.
- Где мы можем уточнить значение слова? В переводе с греческого языка синонимы – это однозначащие слова или имеющие весьма близкое по смыслу значение.
- Обратите внимание на слайд. Выполним задание: выпишите слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи. Советуйтесь друг с другом в паре (слайд №2).
- Прочитайте выписанные слова. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (слайд № 3).Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?
- Кто догадался, как называются такие слова (слайд № 4).
- Возьмем, например, неполный ряд синонимов лицо – лик – рожа. Какое из этих слов может употребляться в любом стиле речи?
- Какие из этих слов имеют эмоциональную окраску?
- В каком стиле речи можно встретить слово лик? Какой лексический оттенок имеет слово?
- Для какого стиля речи допустимо слово рожа? Какой лексический оттенок имеет слово?
- Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы?
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Могут обладать эмоциональной окраской и употребляться в разных стилях речи.
- Дайте определение, что же такое синонимы. Посовещайтесь в парах (слайд №5).
- А что же в учебнике написано о синонимах? Прочитаем теоретический материал учебника (п.68, стр. 161-162).
4. Закрепление изученного материала.
1) Выполним задание на слайдах: подберите к существительному синоним м. р. и составьте с данными словами распространенные предложения (слайды №6-8).
5. Физкультурная минутка.
2) Работа со словарем.
- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем синонимов.
- Прочитайте словарную статью к слову «веселый».
- Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
-А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
3)Словарная работа. Запись слов, помещенных в рамке на стр. 163, в тетрадь-словарик, составление словосочетаний с этими словами.
4) Упр.359 – выполнение задания (устно).
5) Упр.360 – комментированное письмо, составление предложений.
6) Игра «Найди друзей».
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Шалун скакать
Чистый азбука
Конница пламя
Прыгать озорник
Бросать лазурный
Бегать кавалерия
Красный носиться
Голубой кидать
7) Упр. 361,362 –самостоятельная работа с последующей проверкой.
8) Работа с карточкой.
- А сейчас я вас попрошу поработать с карточками, прочитать, что там написано.
Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм. Подниматься было трудно. Когда поднялись на в…ршину х…лма, сели отдохнуть и полюбова…ся окрес…ными м…стами.
- Можем ли мы эту запись назвать текстом? Докажите.
- Все ли вам понравилось в тексте? Почему?
- Запишите текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами.
- Прочитайте текст, который у вас получился. Какой текст лучше?
- Значит, для чего нужны синонимы в речи? (синонимы нужны для того, чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы заменяем его другим, близким по смыслу. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль).
- Объясните орфограммы, которые вы вставили на месте пропусков.
6. Подведение итогов.
- Мы сегодня много говорили о синонимах. Что же вы узнали на уроке о синонимах? В чем ценность этих знаний? Роль синонимов в речи? (помогают избежать повторов, передать мысли и чувства более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов).
- Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
- Достигли мы желаемых результатов? Реализованы ли цели урока? Почему у вас получилось достичь цели? Работа в парах помогла в этом?
7.Домашнее задание: № 93 на стр. 50 в рабочей тетради.
8.Рефлексия. Самооценка и взаимооценка (пятиуровневая шкала).
- Сдайте оценочные листы вместе с тетрадями. Я оценю ваши работы. Если моя оценка совпадет с вашей, значит, вы молодцы, умеете правильно и критично анализировать свои работы. Спасибо за сотрудничество.
1.Физкультурная минутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
.
Оценка материала
... |