Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»





Скачать 89.27 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Дата публикации26.08.2014
Размер89.27 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее». Москва, 15-18.10.2013

Национально-образовательная программа

«Интеллектуально-творческий потенциал России»

Доклад «Образовательный туризм и актуализация литературного образования в школе» Учитель НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер» Резцова Татьяна Борисовна

1.Общемировая тенденция 21 века всем понятна: современные школьники не читают, экранное восприятие мира становится все более очевидным. Но тема «Литературное образование в российской школе» при вдумчивом ее исследовании отражает не только общие педагогические проблемы, а говорит также о серьезном российском мировоззренческом кризисе: о разрыве между потребностями государства и личности; о насаждаемой обществом идеологии потребления, об отказе личности от прежних духовных ценностей и, как следствие, недоверии общества и личности к русской классической литературе, которая эти ценности транслирует. В такой сложной ситуации приходится работать сейчас учителю литературы, любящему свой предмет и своих учеников. Может быть, какая-нибудь опора есть в новых ФГОСах, которые постепенно становятся главным учительским документом?

2. По ФГОСам, своего рода «общественному договору» между семьей, обществом и государством, главная задача современного литературного образования в школе – это не сообщение суммы знаний, а прежде всего «оживление» классика, актуализация его творчества для каждого конкретного ученика, «строительство» учеником своей личности в ходе и результате своего позитивного контакта с интересным огромным миром писателя. Да, во ФГОСах есть нечеткость, а может, и отсутствие важных формулировок, не прописаны некоторые вехи, определяющие путь учителя словесности, но в целом этот путь можно принять. Вопрос в том, как по нему идти? Как, например, соединить коллективную проектную деятельность и чтение, которое по сути своей является глубоко личным и даже интимным процессом, то есть как конкретно работать по нескольким любимым направлениям ФГОСов – социализации и воспитании личности, а также формировании личностных качеств, наиболее значимых для жизни в современном обществе?

3.За четверть века работы в школе у меня сложилась определенная методическая система, которая позволяет не только ввести, но и удержать некоторое время учеников в идейно-художественной орбите писателя. Условно говоря, это интеллектуально-эстетическое потрясение от произведения и/или личности писателя и определенный творческий ответ на это потрясение, рассчитанный на публикацию (в широком смысле слова). Важным условием для создания необходимого потрясения является выход из привычного окружения, смена атмосферы. Идеальной для проведения творческого литературного проекта является ситуация литературной поездки и погружение в мир писателя с последующей рефлексией, в том числе и при создании творческого продукта, востребованного обществом. В ходе проекта ученики читают, перерабатывают тексты разных жанров, сами их создают, берут интервью, фотографируют, снимают видео, «работают» по продвижению своего и/или коллективного продукта, и т.д., и т.п., то есть пробуют свои силы в различных профессиях.

4. Что имеется в виду под творческим продуктом, востребованным обществом? Мультфильм про пушкиногорского зайца, нарисованный и анимированный учениками 6-7 классов, документальный и художественный «толстовские» фильмы, созданные десятиклассниками во время и после посещения Ясной Поляны, коллективная «булгаковская» книжка и флэшмобы на Патриарших прудах в Москве и Андреевском спуске в Киеве (11 класс), перфомансы, спектакли – это далеко не полный перечень творческого претворения эмоции и знания учеников Санкт-Петербургской гимназии «Альма Матер» за последние несколько лет.

5. Вызвать эмоцию, чтобы направить знание ученика извне, - это и есть задача учителя. Так, вокруг творчества Ф.М.Достоевского в данной системе существуют такие эмоциональные точки включения: моноспектакль Леонида Мозгового по рассказу Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека» - с участием каждого зрителя в театральном действии; пешеходная экскурсия «Петербург Достоевского»; после полного изучения романа «Преступление и наказание» - просмотр и обсуждение фрагментов различных экранизаций романа на уроке-погружении (совместно с преподавателем предмета «Кино» Поплавской С.И.). После каждого из этих педагогических действий-вызовов следует ответ ученика.

6.Очень популярное сейчас понятие интерактивности (от англ. interaction - «взаимодействие») можно интерпретировать так: оно раскрывает характер и степень взаимодействия в некоей структуре, когда цель достигается информационным обменом самых разных элементов. В случае с Достоевским это срабатывает самым парадоксальным образом: взаимодействие в вербальной (писательской) системе достигает кульминации невербально. Прикосновение руки Смешного – актера Л.Мозгового, стоп-кадр в начале экранизации Л.Кулиджанова, молчаливый (или не очень) подъем экскурсантов по лестнице Раскольникова в центре современного Петербурга даже для не очень большого читателя и знатока литературы – это такой раздражитель, который требует непременного продолжения. Этот невербальный раздражитель, возникший в сильнейшем поле литературного произведения, неизбежно выводит к ученическому тексту - устному или письменному, какому-то иному творческому ответу, а значит, и к диалогу с Достоевским.

7. Уроки по биографии и творчеству Ф.М.Достоевского, разумеется, являются вызовом для современного ученика, с одной стороны, бегущего от сложностей жизни, с другой стороны, радикально их решающего в своих параллельных мирах. Это ОЧЕНЬ сложно, и здесь главное, чтобы подросток не захотел эти уроки забыть. Забыть момент, когда тебе посмотрели в душу, – невозможно. Для ученика нужно только довериться учителю, а для учителя здесь главное – даже не организовать потрясение, а пережить его вместе с учениками. Как?

8.Это можно увидеть на примере экскурсии «Петербург Достоевского», которую следует признать наиболее современной, актуальной из всех виденных мною за 25 лет работы. Поиск «достоевского» интерактива шел долго. Для оживления темы, обязательной в системе уроков петербургской гимназии, использовались и автобусные, и пешеходные экскурсии- с профессиональными экскурсоводами, были самостоятельные прогулки, которые заканчивались - после посещения музея - у памятника Достоевскому возле Владимирского собора вопросом для домашней письменной работы: «О чем думает Достоевский?» (вариант: «О чем думал бы Достоевский сегодня?»). Окончательно этот элемент урочных и внеурочных мероприятий по программе сложился после знакомства с сотрудником Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского Н.В.Черновой, что привело к более серьезному творческому результату.

9.Прочитанный и разобранный на уроках роман, с небольшими письменными работами, ДО сравнения экранизаций и итоговой домашней работы, оживает с Натальей Викторовной на улицах родного города, и экскурсия становится настоящим интеллектуально-эмоциональным потрясением. Прогулка, организованная ученым, становится приключением, настоящим квестом, столь популярным сейчас у молодежи. (В Петербурге есть подобные попытки, например, фандоринский квест в Русском музее). В ходе квеста не столько проверяется знание фактов из романа, сколько эти факты (улицы, дома, дворы…) соединяются в целое, позволяющее участникам экскурсии открыть Петербург Достоевского и пережить в нем чувства и мысли писателя. Этот фактологический способ, используемый Н.В.Черновой, помогает учителю собрать все элементы своей картины «Достоевский в школе» перед тем, как определить возможный творческий «продукт» ученика.

10.Что может быть в данном случае этим продуктом? Эссе, рецензия на спектакль, сочинение в более традиционной форме, стихи, фото, видеоматериал…возможны варианты. Условий два – это должно быть сделано самостоятельно и это должно быть опубликовано через неделю после окончания темы. Публикация ВСЕХ работ осуществляется на стенде около класса (то есть она является общешкольной), в последнее время по желанию ученика уходит в сети. Так, фотоматериал (около 40 фотографий), которым можно проиллюстрировать данный опыт, выложен Вконтакте и послужил основой для настенного фотомонтажа «Мы смотрим на Достоевского, он смотрит на нас».

11. Особое место в описываемой системе занимает выездной образовательный туризм. Его цели и задачи также соответствуют новым образовательным стандартам: проектность, интерактивность, интеграция, социализация учеников разного возраста, которые максимально осуществляются в ходе литературных поездок с проектным творческим заданием.

12. Самой «ранней» (по возрасту учеников) явилась поездка учеников 6-7 классов гимназии «Альма Матер» в литературно-ландшафтный заповедник «Пушкинские Горы» с 19 сентября по 22 сентября 2012 года. В ходе этой поездки решалось несколько задач: 1). Собственно историко-литературная: расширение знаний об А.С.Пушкине и их эмоциональное наполнение в уникальных условиях заповедника; включение биографии и творчества А.С.Пушкина в контекст русской истории 18-21 вв.; 2). Проектная: «Создай мультфильм про Пушкинские Горы»: окончание работы над коллективным арт-объектом «Сложносочиненный заяц» и его демонстрация в заповеднике; начало работы над мультфильмом - самостоятельным коллективным художественным произведением, в том числе в ходе пленэра на Савкиной горке; 3).Общекультурная: художественная акция «Стихи в Пушкинских Горах»: чтение шестиклассниками стихотворений А.С.Пушкина в Михайловском, а семиклассниками – в Тригорском, для случайных зрителей. Здесь ученики выступали как своего рода пропагандисты пушкинского творчества. Все эти задачи поездки выполнены, а их результаты обнародованы. Так, в тетрадях шестиклассников сразу после поездки появились обобщения по поездке – сочинение «Что я знаю о ландшафтно-литературном заповеднике «Пушкинские Горы», отчет в том числе перед родителями. В течение месяца после поездки в холле школы можно было увидеть наш фотоотчет, а также арт-объект «Сложносочиненный заяц» (учитель дизайна Секоненко М.В.). Видеозапись «Шестиклассники читают стихи в Пушкинском лесу» прошла на открытом уроке литературы в 6-а классе 18 октября, и, наконец, в декабре состоялась презентация мультфильма, который был создан участниками поездки под руководством преподавателя Университета Кино и Телевидения Алексеевой О.В.. Сам мультфильм в день окончания поездки выглядел как черновой вариант- аниматик, который был показан детям перед отъездом. Каждый ребенок прошел через два занятия по анимации (общее время 4 часа) и получил представление об этапах создания мультфильма. В мультфильме, который в декабре стал вкладом в портфолио всех его участников, персонально указаны имена тех, кто отдал для него идеи, прорисовал образы, работал над его анимацией и озвучиванием. Таким образом, данный проект в области образовательного туризма, заявленный как интегрированный, познавательно-творческий, историко-литературный, дал школьникам прежде всего чувство причастности к конкретному делу, гордость за творческий результат, коллективное сопереживание и личное ощущение того, кого мы определяем как центр русской словесности и России в целом, - Александра Сергеевича Пушкина.

13. Чем может завершиться подобная школьная проектная деятельность? Международный проект учеников 11-х классов гимназии «Альма Матер» «В поисках Булгакова: из Москвы в Киев» в сентябре - декабре 2011-2012 учебного года можно воспринимать как обобщающий, итоговый за все годы литературного образования для данной параллели:

1). Историко-литературная составляющая не только способствовала расширению знаний о М.А.Булгакове и их интеллектуального и эмоционального наполнения в уникальных условиях двух музеев в Москве (государственного – «Нехорошая квартира» и частного – «Булгаковский Дом») и двух – в Киеве (государственного музея – «Дом Булгаковых-Турбиных» и городского ландшафтного музея «Андреевский спуск»); но и через включение биографии и творчества М.А.Булгакова в контекст русской истории помогла увидеть и понять закономерности исторического процесса в России 20 века в целом; 2). Важной частью проекта также явилось создание коллективного творческого продукта - обобщающей книжки, состоящей из рисунков, фотографий, стихотворных и прозаических высказываний, и фильма по поездке, составившими не только портфолио учеников, но и методический банк учителя литературы и кафедры в целом. 3). Общекультурная и социальная деятельность выпускников была следующей: флэш-мобы на Патриарших прудах в Москве и на Подоле в Киеве, а также коллективная инсталляция на знаменитой лестнице московского дома № 302-бис на Садовой, где находится «Нехорошая квартира». Здесь старшеклассники не только пропагандировали творчество М.А.Булгакова, но и проводили исследование «Что знают современные москвичи и киевляне о писателе и его романах», а также сравнивали постановку музейного дела в России и Украине. Кроме того, в сферу деятельности учеников были вовлечены родители и члены их семей, которые читали произведения М.А.Булгакова, а также сочинения своих детей, участвовали в обсуждении программы поездки, наконец, по своей инициативе финансировали выпуск книжки (тираж 50 экземпляров). Таким образом, проект приобрел и семейные черты. Итак, Булгаковский проект, заявленный как интегрированный, познавательно-творческий, историко-литературный, для данных выпускников школы явился обобщающим по всем поездкам за годы учебы и укрепил их чувство сопричастности к конкретному интересному для них делу, гордость за предметный творческий результат, яркие коллективные и личные переживания, ответственность за русскую историю и литературу.

14. В настоящий момент при обработке данных, полученных в ходе проектных поездок четырех последних лет (в Пушкинские Горы, в толстовскую Ясную Поляну, в булгаковские Москву и Киев), идет выстраивание единой вертикали образовательных поездок гимназии «Альма Матер» и уточнение концепции проектной деятельности в связи с ними. Учителя гимназии видят более раннюю социализацию учащихся, и понимают, что требуется такое предложение школьникам среднего звена, которое приведет к созданию конкретного творческого продукта, как индивидуального, так и коллективного. В старшем же звене такой проектный опыт может помочь выпускнику создавать продукт уже в выбранной профессиональной сфере, как это произошло на примере фильмов, посвященных Л.Н.Толстому и созданных учениками 10-11 классов. Один из этих фильмов привел к созданию Международного фестиваля «Внеклассное кино», организованного и проведенного в апреле 2012 года учеником 11 класса Мошкаловым Павлом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconРоссийские образовательные программы: Национальная образовательная...
Российский заочный конкурс «Интеллектуально творческий марафон» XXVII этап (г. Обнинск)
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Почтовый ящик: 161300, Вологодская область, г. Тотьма, Почтамт, До востребования
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОбразовательная программа «интеллектуально творческий потенциал россии»
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОбразовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconБакшаева Анна Александровна Учитель начальных классов 2013 Аналитическая...
Этот конкурс проводится в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОсновные организаторы Программы: Общероссийская Малая академия наук...
Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconСистема работы с одаренными детьми
Помочь в этом может образовательная программа, выстроенная таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconПоложение о третьем городском Интернет-педсовете 5
Что такое творческий потенциал ученика (обсуждение на форуме наиболее важных вопросов, обмен мнениями). Творческий потенциал и почему...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
В школе работают 18 педагогов. Педагогический коллектив отличает высокий творческий потенциал и готовность развивать инновационные...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconФилософия
«широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconФилософия, биоэтика
«широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconПрограмма по внеурочной деятельности (музыкально эстетическое направление)
Раскрыть духовный и творческий потенциал учащихся. Развитие исполнительных умений и навыков
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» iconЦель: активизировать творческий потенциал дошкольников. Задачи
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск