Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. «Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных классов И.М.Хафизова
Протокол № _____ от
«___» _____ 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МБОУ СОШ № 4
Н.А.Прокопьева
«___» _____ 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ № 4
И.М.Смирнова
Приказ № _____ от
«___» _____ 2013 г.
| Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение », 2 класс
Рузанова Светлана Валерьевна,
первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _________ от
«___» _______ 2013 г.
2013- 2014 учебный год.
литературное чтение 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам ФГОС НОО, авторской программы Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. «Литературное чтение», (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010).
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год.
По базисному учебному плану РФ на уроки литературного чтения отведено 4 часа в неделю. Согласно базисному учебному плану РТ отведено 3 часа. В связи с этим рабочая программа по литературному чтению была пересмотрена и составлена следующим образом.
№
| тема
| Отведено на изучение
| Запланировано
| Сокращено
| 1
| Там, на неведомых дорожках
| 24ч
| 19ч
| 5ч
| 2
| Сказочные человечки
| 27ч
| 23ч
| 4ч
| 3
| Сказочные богатыри
| 13ч
| 10ч
| 3ч
| 4
| Сказка мудростью богата
| 20ч
| 15ч
| 5ч
| 5
| Сказка – ложь, да в ней намёк.
| 21ч
| 17ч
| 4ч
| 6
| Самое обыкновенное чудо
| 31ч
| 21ч
| 11ч
| 5
| итого
| 136ч
| 105ч
| 31ч
| Уплотнение учебного материала произошло за счет сокращения количества часов на изучаемые разделы и не повлияло на содержание авторской программы.
Цели и задачи программы:
• Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
• Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
• Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
• Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
• Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
• Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
• Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
• Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
• Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текст Общая характеристика учебного предмета
Программа для 2 класса по литературному чтению создана на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100». Важнейшей отличительной особенностьюявляется технология формирования типа правильной читательской деятельности. Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло. Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
Требования к уровню подготовки обучающихся. 2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
• понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
• делить текст на части, озаглавливать части;
• выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
• размышлять о характере и поступках героя;
• относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
• находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
• относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Список литературы
Для учителя:
Литературное чтение. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В/ авт.-сост. Г.Н. Штодина. – 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.
Программа. Образовательная система «Школа 2100». Начальная школа. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 2 класс.
М.: Баласс, 2011.
3. Электронное пособие. Математика. Поурочные планы. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2011.
4. http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php
5. http://school-collection.edu.ru
Для учащихся:
Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 2 класс. «Маленькая дверь в большой мир» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.
Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2012.
Е.В. Бунеева, О.В. Смирнова, М.А. Яковлева. г. М:Баласс, 2011г. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс.
О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. Внеклассное чтение 1-4 кл. М:Аквариум,2011.
В. Г. Горецкий, Л. И. Тикунова. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе . г. М: Дрофа, 2012 Используемые УМК
1. Программа. Образовательная система «Школа 2100». Начальная школа. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 2 класс.
М.: Баласс, 2011.
2. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 2 класс. «Маленькая дверь в большой мир» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.
3. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.
4. Литературное чтение. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В/ авт.-сост. Г.Н. Штодина. – 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.
5. Электронное пособие. Математика. Поурочные планы. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2011
4. Наглядные пособия.
5. Методические рекомендации с электронным приложением.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| теоретические
| Проверка техники чтения
| Внеклассное чтение
| Проверочная работа
( 10-15 мин урока)
| 1
| Там, на неведомых дорожках
| 19ч
| 18ч
|
| 1
| 1
| 2
| Сказочные человечки
| 23ч
| 20ч
|
| 3
| 1
| 3
| Сказочные богатыри
| 10ч
| 8ч
| 1
| 1
| 1
| 4
| Сказка мудростью богата
| 15ч
| 14ч
|
| 1
| 1
| 5
| Сказка – ложь, да в ней намёк
| 17ч
| 16ч
|
| 1
| 1
| 6
| Самое обыкновенное чудо
| 18ч
| 17ч
| 1
|
| 1
| 7
| Конкурсы.
Экскурсия в библиотеку
| 3ч
| 1ч
|
| 2
|
|
| Итого:
| 105ч
| 94ч
| 2
| 9
| 6
| |