Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Литературное чтение.
Календарно-тематическое планирование по системе ФГОС "Школа России". 1 класс. Литературное чтение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к завершенной предметной линии 1 класса общеобразовательных учреждений по системе «Школа России» Литературное чтение
Авторы: Л.Ф. Климанова,В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Издательство «Просвещение»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения,
- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту,
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание,
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, общениях, соблюдая правила речевого этикета,
- работать со словом, пополняя словарный запас,
- читать осознанно и выразительно; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
- передавать содержание прочитанного в виде пересказа,
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению,
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение,
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий, давать характеристику героя),
- создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 36 ч (4ч в неделю).
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению Учебник: Л.Ф. Климанова ,В .Г. Горецкий, М .В. Голованова «Литературное чтение»
Издательство «Просвещение»
№ пп
| Дата
(по плану)
| Дата
(фактич.)
| Тема урока
| страницы в учебнике
| Вводный урок - 1 ч.
|
|
|
| Знакомство с учебником .Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь».
| 4
| Жили-были буквы - 7ч.
| (1)
|
|
| В. Данько «Загадочные буквы».
| 5-8
| (2)
|
|
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
| 9-10
| (3)
|
|
| С. Чёрный «Живая азбука»,
Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
| 11-13
| (4)
|
|
| Г. Сапгир «Про Медведя».
| 14-15
| (5)
|
|
| М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,
И. Гамазкова «Кто как кричит?».
| 16-17
| (6)
|
|
| С. Маршак « Автобус номер двадцать шесть»
|
| (7)
|
|
| Из старинных книг
Обобщение и проверка знаний по теме «Жили-были буквы».
| 18-28
| Сказки, загадки, небылицы -7 ч.
| (1)
|
|
| Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Е. Чарушин «Теремок».
| 30-37
| (2)
|
|
| Русская народная сказка «Рукавичка».
| 38-41
| 11.(3)
|
|
| Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. Потешки и небылицы.
| 42-46
| (4)
|
|
| «Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек».
| 47-51
| (5)
|
|
| Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский «Гусь и журавль». Л. Толстой «Зайцы и лягушки».
| 52-53
| 14.(6)
|
|
| Русская народная сказка «Петух и собака».
| 54-57
| 15.(7)
|
|
| Обобщение и проверка знаний по теме «Сказки, загадки, небылицы».
| 58-62
| Апрель, апрель. Звенит капель… - 4 ч.
| 16(1)
|
|
| Стихотворения русских поэтов о природе. А.Плещеев «Сельская песенка», А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»
| 64-67
| 17(2)
|
|
| Стихотворения о весне И.Токмаковой, Е.Трутневой, Т.Белозёрова, С.Маршака.
| 68-72
| 18(3)
|
|
| Стихотворения. В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо». Проект «Составляем азбуку загадок».
| 73
| 19(4)
|
|
| Обобщение и проверка знаний по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». Завершение проекта «Составляем азбуку загадок».
| 74-78
| И в шутку и всерьёз - 6 ч.
| 20.(1)
|
|
| И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».
| 4-7
| (2)
|
|
| Г. Кружков «РРРЫ!», Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
| 8-11
| (3)
|
|
| К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»
| 12-16
| 23(4)
|
|
| И Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».К. Чуковский «Телефон».
| 17-23
| 24(5)
|
|
| М. Пляцковский «Помощник» .К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому».
| 24-27
| 25(6)
|
|
| Обобщение и проверка знаний по теме «И в шутку и всерьёз».
| 28
| Я и мои друзья –7 ч.
| 26(1)
|
|
| Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Проект «Наш класс – дружная семья».
| 30-33
| 27.(2)
|
|
| В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны
| 34-36,43
| 28(3)
|
|
| Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,
| 37-40
| 29(4)
|
|
| Я. Аким «Моя родня», », С. Маршак «Хороший день».
| 41-47
| 30(5)
|
|
| По М.Пляцковскому "Сердитый дог Буль"
Ю. Энтин « Про дружбу»
| 48-51
| 31( 6)
|
|
| Из старинных книг.Д. Тихомиров» Мальчики и лягушки», « Находка»
|
| 32(7)
|
|
| Обобщение и проверка знаний по теме «Я и мои друзья».
| 52-54
| О братьях наших меньших -8 ч.
| (1)
|
|
| С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».
| 56-59
| (2)
|
|
| В. Осеева «Собака яростно лаяла»,
И. Токмакова «Купите собаку».
| 60-61
| 35(3)
|
|
| С. Михалков «Важный совет».
| 71-72
| 36(4)
|
|
| М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках.
| 65-67
| 37(5)
|
|
| В. Берестов « Лягушата»,В. Лунин
« Никого не обижай», С. Михалков
« Важный совет»
|
| 38 ( 6)
|
|
| Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж». В. Берестов «Лягушата».
Научно-познавательный текст о лягушках.
| 71,73
| 39(7)
|
|
| Обобщение и проверка знаний по теме «О братьях наших меньших». Завершение проекта «Наш класс – дружная семья».
| 74-75
| 40( 8)
|
|
| Урок – викторина «Знай и люби родную литературу»
|
| |