Рабочая программа по литературе .9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.). На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.
В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:
Слово как жанр древнерусской литературы
Ода как жанр лирической поэзии
Жанр путешествия
Начальные представления о сентиментализме
Развивается представление о балладе
Начальное представление о романе в стихах
Развивается понятие реализм
Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
Начальное представление о психологизме художественной литературы
Начальное представление о психологическом романе
Понятие о герое и антигерое
Понятие о литературном типе
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Методы обучения:
*ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
*ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
*ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
*ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Содержание.
Введение-1ч
Из древнерусской литературы-2ч
Из литературы XVIII века-11ч
Из русской литературы XIX века-53ч
Из поэзии XIX века-1ч
Из русской литературы XX века (Из русской прозы XX века)-10ч
Из русской поэзии XX века (Штрихи к портретам)-14ч
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков-3ч
Из зарубежной литературы-7ч
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение, 2008)
Основное учебное пособие Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 9 кл. общеобразоват. учреждений.
Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2008.
№ урока
| Дата
| Тема урока
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
| ЗУН
| Межпредметные связи
| ТСО
| Домашние задание
(примерное)
| I четверть
| 1
|
| Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Беседа, работа с книгой
|
|
|
| Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8
| Из древнерусской литературы (2ч)
| 2
|
| Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.
| Лекция, слушание фрагментов произведения
| З н а т ь: основные этапы развития рус/литер., её жанровое разнообразие
У м е т ь: делать выводы, сравнивать произведения
| ИЗО. Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища
Игоря Святославовича с половцами».
История. Культура и быт Руси в IX-XII веках. раздробленность русских земель (7 класс).
Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».
| Презентац
иллюстрац
| Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.
| 3-4
|
| Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы
| Практикум
|
|
| Домашние сочинение. Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "
| Из русской литературы XVIII века (11ч)
| 5
|
| Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
| Лекция, работа с книгой
|
| История. Эпоха просвещения. классицизм в русском и мировом искусстве.
| иллюстрац
| Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40
| 6
|
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
| Лекция, практикум
| Уметь
анализировать стихотворение.
| ИЗО. Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.
работы Вишнякова, Державина.
| Презентац
Иллюстрац
| С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение
| 7
|
| Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
| выразительное чтение, беседа
|
|
|
| Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".
| 8-9
|
| Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
| Внеклассное чтение
Практикум
| З н а т ь: классицизм как литературное направление, его принципы
У м е т ь: анализировать поэтический текст
Продуктивный уровень:
| История. Эпоха просвещения. Внутрен. политика Екатерины II (7 класс).
Быт основ. сословий в XVIII веке.
| Презентац
| С.59-64, записи в тетрадях. Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"
| 10
|
| Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
| Рассказ, беседа
|
|
| Презентац
| С.68-74, вопросы 1-6
| 11
|
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
| Практикум
|
|
|
| Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии. Вопросы 7-9, с.74
| 12
|
| Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
| Лекция, работа с книгой
| воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.
| ИЗО. Портреты Карамзина.
Русс. яз. Сборник текстов «Легенда о Коломне» (№30) о Карамзине.
| Презентац
| С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»
| 13
|
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| Лекция, практикум, анализ
| обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
|
|
| С.103, вопросы, подготовиться к сочинению
| 14-15
|
| Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
| Развитие речи
|
|
|
| Сообщения
| Из русской литературы XIХ века (52ч)
| 16
|
| Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
| Лекция
|
|
| Презентац
| Выучить лекцию, с.112 вопросы
| 17
|
| Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
| Беседа, выразительное чтение
| З н а т ь: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики
У м е т ь: анализировать поэтический текст
|
| Презентац
| Материалы собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126
| 18
|
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
| Беседа, практикум
| рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;
формировать систему нравственных ценностей;
вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.
|
| Музыка
| С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады
| 19
|
| А. С. Грибоедов: личность и судьба.
| Лекция
| З н а т ь: понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях
У м е т ь: анализировать поэтический текст
| Музыка.
Вальсы Грибоед.
ИЗО.
Портреты Грибоед., работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)
Иллюстрации к комедии
Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.
| Презентац
| Прочитать комедию "Горе от ума".
| 20
|
| Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
| Лекция, беседа, выразительное чтение, аналитическое чтение
|
|
| Иллюстрац
| Выразительное чтение II действия
| 21
|
| 2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
| Практикум
|
|
|
| 1 гр. – Чичиков: Беда или надежда России (вопросы по учебнику, творческий практикум стр. 147.) 2 гр. – Судьба и характер крестьян, которых покупал Чичиков у помещиков. 3 гр. – Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина.
| 22
|
| 3 действие комедии. Анализ сцены бала.
| Практикум, выразит. Чтение по ролям
|
|
|
| Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)
| 23
|
| 4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
| Практикум
|
|
|
| Начать подготовку к классному сочинению по комедии.
| 24
|
| И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
| Конспект
|
|
|
| Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.
| 25-26
|
| Классное сочинение по комедии "Горе от ума".
"Век нынешний и век минувший" в комедии.
"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)
"Смысл названия комедии".
"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…
"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".
"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.
| Развитие речи
|
|
|
|
| 27
|
| Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
| Лекция, демонстрация
| З н а т ь: факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики
У м е т ь: анализировать языковой строй стиха
| ИЗО. Портреты А.С.Пушкина.
Русский язык.
Сборник текстов, текст
№1 «И.Пущин»,
№48 «Москвич Пушкин».
№72 «О музейной смотрительнице»
| Презентац
| Работа в группах собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.
| |