Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений





Скачать 441.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений
страница1/3
Дата публикации28.08.2014
Размер441.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа по литературе .9 класс.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.).
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

 

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

 

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


 Методы обучения:

                    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

                    *ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

                    *ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

                    *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Содержание.

Введение-1ч

Из древнерусской литературы-2ч

Из литературы XVIII века-11ч

Из русской литературы XIX века-53ч

Из поэзии XIX века-1ч

Из русской литературы XX века (Из русской прозы XX века)-10ч

Из русской поэзии XX века (Штрихи к портретам)-14ч

Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков-3ч

Из зарубежной литературы-7ч

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

 

Программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение, 2008)

Основное учебное пособие Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 9 кл. общеобразоват. учреждений.

Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2008.


урока



Дата

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

ЗУН

Межпредметные связи

ТСО

Домашние задание

(примерное)

I четверть


1




Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, работа с книгой










 Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

Из древнерусской литературы (2ч)


2




Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.

Лекция, слушание фрагментов произведения

З н а т ь: основные этапы развития рус/литер., её жанровое разнообразие

У м е т ь: делать выводы, сравнивать произведения


ИЗО. Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища

Игоря Святославовича с половцами».

История. Культура и быт Руси в IX-XII веках. раздробленность русских земель (7 класс).

Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».

Презентац

иллюстрац

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.


3-4




Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы

Практикум







Домашние сочинение. Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "

Из русской литературы XVIII века (11ч)


5




Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

Лекция, работа с книгой




История. Эпоха просвещения. классицизм в русском и мировом искусстве.

иллюстрац

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

6




М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Лекция, практикум


Уметь

анализировать стихотворение.


ИЗО. Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы Вишнякова, Державина.


Презентац

Иллюстрац

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

7




Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

выразительное чтение, беседа











Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

8-9




Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Внеклассное чтение

Практикум

З н а т ь: классицизм как литературное направление, его принципы

У м е т ь: анализировать поэтический текст

Продуктивный уровень:

История. Эпоха просвещения. Внутрен. политика Екатерины II (7 класс).

Быт основ. сословий в XVIII веке.


Презентац

С.59-64, записи в тетрадях. Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

10




Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Рассказ, беседа








Презентац

С.68-74, вопросы 1-6

11




Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум










Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии. Вопросы 7-9, с.74

12




Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Лекция, работа с книгой

  1. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

  2. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

ИЗО. Портреты Карамзина.

Русс. яз. Сборник текстов «Легенда о Коломне» (№30) о Карамзине.

Презентац

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

13




«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Лекция, практикум, анализ

обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;








С.103, вопросы, подготовиться к сочинению

14-15




Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

Развитие речи










Сообщения

Из русской литературы XIХ века (52ч)


16




Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

Лекция







Презентац

Выучить лекцию, с.112 вопросы

17




Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

Беседа, выразительное чтение

З н а т ь: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики

У м е т ь: анализировать поэтический текст





Презентац

Материалы собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

18




В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

Беседа, практикум


  1. рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;

  2. формировать систему нравственных ценностей;

  3. вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;

  4. развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.




Музыка

С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады

19




А. С. Грибоедов: личность и судьба.

Лекция

З н а т ь: понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях

У м е т ь: анализировать поэтический текст

Музыка.

Вальсы Грибоед.

ИЗО.

Портреты Грибоед., работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.


Презентац

Прочитать комедию "Горе от ума".

20




Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Лекция, беседа, выразительное чтение, аналитическое чтение







Иллюстрац

Выразительное чтение II действия

21




2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Практикум










1 гр. – Чичиков: Беда или надежда России (вопросы по учебнику, творческий практикум стр. 147.)
2 гр. – Судьба и характер крестьян, которых покупал Чичиков у помещиков.
3 гр. – Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина.

22




3 действие комедии. Анализ сцены бала.

Практикум, выразит. Чтение по ролям










Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)

23




4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Практикум










Начать подготовку к классному сочинению по комедии.

24




И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

Конспект










Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.

25-26




Классное сочинение по комедии "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

"Смысл названия комедии".

"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"

"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…

"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".

"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.

Развитие речи










 

27




Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лекция, демонстрация

З н а т ь: факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха

ИЗО. Портреты А.С.Пушкина.

Русский язык.

Сборник текстов, текст

№1 «И.Пущин»,

№48 «Москвич Пушкин».

№72 «О музейной смотрительнице»

Презентац

Работа в группах собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПрограмма по литературе Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. №13-51-98/14»., программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск