Урок «Путешествие по стране «Словообразование»





Скачать 118.67 Kb.
НазваниеУрок «Путешествие по стране «Словообразование»
Дата публикации02.09.2014
Размер118.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»


Урок

«Путешествие по стране « Словообразование»

(повторение изученного в 5 классе)

Подготовила: Кондакова О.В., учитель русского языка и литературы

с. Крестище

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения, полученные в 5 классе по разделу «Словообразование частей речи».

Задачи: - формировать умение обобщать, делать выводы;

закрепить умение делать разбор слова по составу;

уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс»,

«окончание», «основа»;

учить применять полученные на предыдущих уроках знания

при выполнении практических заданий;
- развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас

детей;

развивать мышление, память, орфографическую зоркость;

развивать умение работать с текстом;
- воспитывать положительную мотивацию к уроку русского языка с

помощью занимательного материала;

воспитывать чувства доброты и милосердия;

воспитывать любовь к слову, родному языку.
Оборудование: презентация к уроку, оформление доски (число, классная работа, эпиграф), толковые словари, карточки, учебники, тексты из художественной литературы, лингвистическая карта страны «Словообразование», графическое изображение жителей страны «Словообразование».

Ход урока
Ι. Орг.момент (вход в урок) (слайд1)

-Ребята, представьте, что мы с вами осенние листочки.

Вот подул ветер, листочки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие листочки (сели девочки), затем листочки побольше (сели мальчики).

Все листочки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом осеннего солнца листочки начали просыпаться, они обрадовались яркому утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

ΙΙ. Сообщение темы и цели
На доске: (слайд 2)

Пре- -еньк-

По- -ок-

При- -иц-

Учитель:- Ребята, посмотрите на доску. Что на ней написано? (морфемы)

- Как называются эти морфемы? (приставки, суффиксы)

- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть

другие? (Есть другие)

-Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и

суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в

словообразовании)

-Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над

словообразованием)

Учитель: - Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С.Острового «Первородство»:

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.
Учитель: (слайд 3)

- Ребята! Я предлагаю вам отправится в путешествие по стране, имя которой Словообразование. Цель этого путешествия - закрепить знания, полученные в 5 классе на уроках русского языка по теме «Словообразование», а также умение ориентироваться на местности этой лингвистической страны. Компасом будут служить ваши знания… Но не только.
- Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока, эпиграф

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.



- Перед вами лингвистическая карта (слайд 4 ). Это карта большой и не совсем еще вами познанной страны Словообразование. Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем некоторые из этих территорий.

- Сопровождать вас будут жители этой лингвистической страны. Я предлагаю отгадать, кто эти жители.

1.Значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов. (Приставка) (слайд 5)

2. Общая часть родственных слов, которая является носителем основной части лексического значения этих слов. (Корень) (слайд 6)

3. Значимая часть слова, занимающая положение после корня, выполняет словообразующую функцию. (Суффикс) (слайд 7)

4. Изменяемая часть слова, которая не образует новых слов, а служит для их связи в словосочетании, предложении и выражает грамматические признаки рода, числа, падежа, лица. (Окончание) (слайд 8)
(слайд 9)

(На доску вывешивается листок с графическим изображением жителей страны)
ΙΙΙ. Учитель: - Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.
- Что такое словообразование? (Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.)
- Что такое морфемика? (Это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.)
-Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
-Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание.)
Учитель: - Лингвистическое здоровье проверено, путешествие разрешается всем.
ΙV .-Мы отправляемся в путь. (Звучит музыка.) Вот и первый населенный пункт - село Морфемы. (слайд 10)
-Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова? (Каждая морфема в слове что-то означает, имеет какое-то значение.)

Учитель: - Послушайте, как о себе говорит одна из частей слова:

“Слово с моем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть”.

- Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень)

-Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

(слайд 11)
На доске : (высказывание)

«Знания должны увеличиваться с добротой»

Фазиль Искандер

Учитель: - Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).

- А что такое доброта?

-Где мы можем посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре).

-Посмотрите в толковых словарях значение этого слова.

(слайд 12)

(Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).

Учитель: - Выполним морфемный разбор слова «доброта». (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Поиграем.

Учитель: - Жители села Морфемы предлагают вам отгадать загадки. Я читаю загадки. Вы говорите отгадку, записываете ее в тетради и выделяете определенную морфему. Какую именно, я буду называть.

-Работаем по цепочке (слайд 13)

  1. Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык,

Чуть нажмешь – поднимет крик

Все поймут его язык. (слайд 14)

(Звонок) (Выделите корень)

(слайд 15)

  1. По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет. (слайд 16)

(Волна) (Выделите окончание)

(слайд 17)

  1. Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(слайд 18)

(Чайник) (Выделите суффикс)

(слайд 19)

  1. У занесенных снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

(слайд 20)

(Подснежник) (Выделите приставку)

Учитель: - Находясь в селе Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. (Звучит музыка.)

V. Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова. (слайд 21)

- Какие слова мы называем родственными или однокоренными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)

Учитель: - Вам предлагается следующее задание:

-В учебнике на странице 53 из упражнения 113 выпишите две группы однокоренных слов, выделяя в каждом слове корень.

-А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненное задание у своего соседа. Поставьте отметку. (1-2 ошибки-4, 3-4- отметка «3», больше 4-2).

-Теперь я читаю правильные ответы, а вы проверьте, соответствуют ли ваши отметки. Поднимите руку, кто написал на 5, на 4, на 3.

(слайд 22)

VΙ. Здоровьесберегающая пауза

- Встаньте тихо, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед-

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно-

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз-

Мышцы шей напряглись!

Возвращаемся обратно-

Расслабление приятно.

- Тихо присаживайтесь. А сейчас зажмурьте глаза и резко их откройте.
VΙI. Учитель: - А вот нас кто-то уже встречает.

(слайд 23)

-Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете?

(Они показывают словообразовательную модель)

- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)

- По-видимому, прежде чем попасть в следующий населенный пункт вам нужно выполнить задание.
Задание. Подобрать из приведенного ряда слова на каждую словообразовательную модель.

(На доске вывешиваются схемы)

-Работа по вариантам

¬ ∩ ^ □ ∩ ^ □

(Слайд 24)

Собираться, замереть, зимний, стелить, располагать, пашет, бесцельный, городской , вырастать, отрасль, дорожный, сожалеть, строит, роскошный.
-Проверка (учитель зачитывает правильные ответы)
Учитель: - Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель. (слайд 25)
Задание. – Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели.

(слайд 26)

1. ¬ ∩ □ окоп, обед, озноб

Задание. Работа с текстом.

Учитель: - А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Хозяин сразу бросился к знакомому ветеринарному врачу. Лечить раненое животное непростая и опасная процедура. Приняв все меры предосторожности, врач соединил кости, наложил лубки и забинтовал ногу.

Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но Афанасий Григорьевич привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.

Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал её за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему.

(По Н. Минху).

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Прочитайте вслух выразительно.

- Определите стиль. Докажите.

(Художественный стиль, много определений, эпитетов: неоправданная жестокость, послушная, старательная собачка; есть образные выражения, фразеологизмы: принести свои плоды, удобная мишень для шуток).

- Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).

- Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).

- Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).

Задания

- Из первого абзаца выписать слова, соответствующие схемам: ¬ ∩ ^ ^

¬ ∩

- Сделать морфемный разбор слов смастерить, ветеринарному.

- Из третьего абзаца выписать однокоренные слова.

Проверка заданий.

Учитель: - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в некоторых населенных пунктах страны Словообразование. А в каких именно, вы мне напомните.

- Итак, в каких же населенных пунктах страны словообразование мы с вами побывали? (с.Морфемы, д.Родственники, п.Словомодель)

- С какими жителями встретились? (С приставкой, корнем, суффиксом, окончанием)

-В чем же мы упражнялись? (В определении частей слова, в определении слов по словообразовательным моделям, в правильном разборе слов по составу)

Учитель: Но это еще не все исследованные территории страны Словообразование. Остальные мы с вами исследуем на последующих уроках, а затем и в 7 классе.

- Учитель: - А теперь оцените свои знания по данной теме.

(слайд 27)

- Выберите себе одну из предложенных фигур (теоретик - знаю все правила, умею применять их на практике; практик - не все запомнил в теории, но смогу работать практически; ученик- мне еще надо поработать над этой темой).

Учитель: - Ребята, как вы думаете, доброта и вежливость как-то связаны между собой? (Добрый человек должен быть и вежливым, потому, что слова играют большую роль в нашей жизни, влияют на наше настроение, самочувствие).

-А закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворными строками: (слайд 28)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Учитель: - На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг -другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.

- Мне очень понравилось сегодня, как вы работали, как помогали мне и друг

другу. За урок все получат отметки в журнал.

Домашнее задание: выполнить упражнение 112, стр.53 письменно; устно упр.116, стр.54.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок в 7 классе Учитель русского языка и литературы моу «Вурнарская сош №1»
Это стихотворение японского поэта Мацуо Басё. Я приглашаю вас в путешествие по прекрасной стране восходящего солнца, по стране, символом...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconПутешествие по стране букв и звуков
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconКонспект внеклассного мероприятия "Путешествие в страну "
Врач: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране, которой нет на карте, но без которой...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, обозначающие их. Но, отравляясь в любое...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка"
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок путешествие по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Цели: формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление; развивать и обогощать речь уч-ся,...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок-путешествие (внеклассное чтение + русский язык) в страну невыученных уроков по произведению Лии Гераскиной «В...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не
...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» icon«Ostern»
Данный урок позволяет узнать новое о праздновании пасхи не только в стране изучаемого языка, но и в своей стране, формирует особое...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок 79. «Путешествие в Царство Весенних Песенок»
Учитель заранее сообщает детям о приближении праздника Первого Мая. Раньше в нашей стране этот праздник был посвящен солидарности,...
Урок «Путешествие по стране «Словообразование» iconУрок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск