Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа»





НазваниеРабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа»
страница1/6
Дата публикации04.09.2014
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коневская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:

на педагогическом совете

школы № 1 от 3-.-8.2013

Рабочая программа

«Литературное чтение»

для 1 класса
УМК «Перспективная начальная школа»


Автор:

учитель начальных классов

Муханова Куралай Кузуровна
2013-2014 учебный год


Пояснительная записка



Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./ и в соответствии с авторской программой Н. А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованной Департаментом общего среднего образования

МО РФ. /М., Академкнига / Учебник, 2009г.

Данная программа скорректирована с учётом ФГОС второго поколения.
УМК «Перспективная начальная школа»:

- учебник: Чуракова Н. А.«Литературное чтение» 3 класс (в 2 частях). Москва. Академкнига /Учебник, 2012 год

- О.В.Малаховская «Тетрадь для самостоятельных работ» 3 класс (в 2 частях). Москва. Академкнига/Учебник, 2012 год
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников;

  • формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и народов других стран мира.


Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно восприни­мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо­гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный

б) репродуктивный

в) проблемный
г) частично-поисковый

д) исследовательский

Формы организации процесса обучения:

  • групповая

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • уроки самостоятельных работ

  • уроки с применением современных педагогических технологий


Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Формы контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы

- тестовые работы

- проверочные работы с текстами

- диагностические работы

- тематические проверочные работы
Учебно-тематический план (3 часа в неделю)


п/п

Разделы, темы



Всего часов

1.

Учимся наблюдать, и копим впечатления



15 ч.


2.

Постигаем секреты сравнения



9 ч.



3.

Пытаемся понять, почему люди фантазируют



9 ч.


5.

Набираемся житейской мудрости



9 ч.



6.

Продолжаем разгадывать секреты смешного



14 ч.



7.

Как рождается герой



20 ч.



8.

Сравниваем прошлое и настоящее



15 ч.






Итого:

102 ч.

Содержание программы

Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке, о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени.

Простейшая лента времени:

1). Самая древняя сказочная история.

2). Просто древняя.

3). Менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность просто древних сказок – начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.

Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф.Кривин.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное».

Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Умения и навыки осознанного и выразительного чтения

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.
КРУГ ЧТЕНИЯ

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»

бурятская сказка «Снег и заяц»

венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «Хитрый шакал» корейская сказка «Как барсук и куница судились»

кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля
Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»

японские хокку: Басе, Бусон, Дзесо, Ранран
Классики русской литературы
Поэзия

А. Пушкин «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Цветок»

И. Крылов «Квартет», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука»

Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»)

И. Бунин «Листопад»

К. Бальмонт «Гномы»

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

В. Маяковский «Тучкины штучки»

Проза

А. Куприн «Слон»

К. Паустовский «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей»

Н. Гарин;Михайловский «Детство Темы»

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ»

Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»

В. Шефнер «Середина марта»

С. Козлов «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»

Д. Дмитриев «Встреча»

М. Бородицкая «На контрольной»

Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце»

Ю. Мориц «Жора Кошкин»
Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»

Л. Пантелеев «Честное слово»

Б. Житков «Как я ловил человечков»

Саша Черный «Дневник фокса Микки»

Н. Тэффи «Преступник»

Б. Заходер «История гусеницы»

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

Ю. Коваль «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами»

С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет»

К. Чуковский «От двух до пяти»

Л. Каминский «Сочинение»

И. Пивоварова «Сочинение»
Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков
Поэзия

Л. Яковлев «Для Лены»

М. Яснов «Подходящий угол»; «Гусеница — бабочке»

Г. Остер «Вредные советы»

Л. Яхнин «Лесные жуки»
Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц»

Маша Вайсман «Лучший друг медуз»

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:

  • наизусть 6–8 стихотворений разных авторов

  • имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе

Уметь:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения

  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку

  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений

  • выявлять авторское отношение к герою

  • рассказывать о любимом литературном герое

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации)

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги

  • самостоятельного чтения выбранных книг

  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений

  • работы со словарями


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник, 3 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учеб­
ник, 2012

Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2007

  • Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М: Академкнига / Учебник, 2012

  • Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: метод, пособие для учи­теля. - М.: Академкнига / Учебник, 2012


Список произведений для заучивания наизусть

- А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя» или «Опрятней модного паркета» (по выбору)

- И.Бунин «Листопад»

- А.Пушкин «Зимнее утро»

- К.Бальмонт «Гномы»

- И.Крылов «Лисица и виноград» и ещё одна басня по выбору
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (Умк«Перспективная начальная школа»)
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРоссийской Федерации Алтайский край Быстрый Исток умк «Перспективная...
Ерина Елена Глебовна, учитель начальных классов мбоу «Быстроистокская общеобразовательная средняя полная школа»
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа Предмет литературное чтение Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( утвержден приказом Минобрнауки России от...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014...
Л. А. Ефросинина. Литературное чтение 4класс, учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений; Л. А. Ефросинина,...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПояснительная записка по умк «перспективная начальная школа»
Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа к курсу «Литературное чтение»
Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова (Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». 3-е изд.,...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по музыке для 2 класса умк «Перспективная начальная школа»
Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по музыке для 3 класса умк «Перспективная начальная школа»
Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева...
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по математике умк «Школа 2100»
«Литературное чтение» («В одном счастливом детстве») Учебник для 3 класса в 2-х частях
Рабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск