№
урока
| Тема урока
| Виды деятельности
обучающихся
| Планируемые
образовательные
результаты изучения темы
| Ведущие формы, методы и средства обучения
|
1.
| Введение. Литература и история.
| Беседа. Тестирование.
| Выявят связь истории и литературы.
| Коллективная, работа с учебником.
|
2.
| Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Выявят особенности художественной формы фольклорных произведений.
| Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен.
|
3
| Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий
| Беседа
| Выявят особенности содержания и художественной формы преданий
| Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания.
|
4.
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
| Рассказ учителя. Беседа. практикум.
| Выявят особенности содержания и формы воинской повести и жития
| Анализ текста
|
5.
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
6.
| Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
| Рассказ учителя. Беседа.
| Познакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, составят речевые характеристики персонажей.
| Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
|
7.
| Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
| Практикум
| Обучатся анализу эпизода драматического произведения
| Анализ текста, чтение по ролям
|
8.
| Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
| Урок развития речи
| Обучатся написанию сочинения на литературную тему.
| Письменный ответ
|
9.
| И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Получат представление о жанровом своеобразии, композиции басен.
| Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям.
|
10.
| И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.
| Урок внеклассного чтения
|
| Индивидуальные сообщения по теме урока
|
11.
| К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.
| Рассказ учителя, практикум.
| Познакомятся с характерными жанровыми особенностями думы
| Сопоставительный анализ, выразительное чтение
|
12.
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
| Рассказ учителя, беседа.
| Составят представление об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе.
| Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ.
|
13.
| А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах).
| Семинар
|
| Большой круглый стол
|
14.
| А.С.Пушкин. «История Пугачева»(отрывки).
| Рассказ учителя. Беседа.
| Составят представление о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя
| Сравнительная характеристика
|
15.
| А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Познакомятся с историей создания произведения и сравнят героев повести с их историческими прототипами.
| Индивидуальные сообщения , составление Диаграммы Вена.
|
16.
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
| Беседа. Обучение устному рассказу
| Обучатся устному рассказу. Составят сравнительную характеристику героев
| Устный рассказ, сравнительная характеристика: Диаграмма Вена.
|
17.
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
| Беседа
| Составят характеристику героини.
| Дневник двойной записи.
|
18.
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
| Беседа, практикум.
| Сравнят описание пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Сделают вывод об авторской оценке народного восстания.
| Диаграмма Вена
|
19.
| Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
20.
| А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.
| Беседа, рассказ учителя
| Изучат систему образов персонажей, особенности композиции повести, образ Петербурга .
| Выразительное чтение, монологическое высказывание.
|
|
|
|
|
|
21.
| Контрольная работа по творчеству Пушкина
| Урок контроля
|
|
|
22.
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)
| Рассказ учителя, семинар
| Познакомятся с основными сведениями из биографии писателя. Обобщат знания о месте исторической темы в творчестве Лермонтова
| Инсерт-таблица, монологическое высказывание
|
23.
| М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
| Беседа
| Усовершенствуют умение характеризовать романтического героя.
| Выразительное чтение, анализ текста
|
24.
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.
| Практикум
| Разовьют представление о жанре поэмы, изучат особенности композиции поэмы.
| Анализ эпизода, выразительное чтение текста
|
25.
| Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
| Урок развития речи
|
|
|
26.
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.
| Рассказ учителя, семинар
| Познакомятся с биографией писателя, составят представление об исторической теме в творчестве писателя.
| Работа с книгой
|
27.
| Н.В.Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.
| Рассказ учителя.
| Разовьют понятие «социальная комедия», познакомятся с историей создания комедии.
| Анализ текста, работа с книгой
|
28
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.
| Беседа, практикум.
| Разовьют представление о сатире и юморе, составят представления о приемах сатирического изображения чиновников.
| Выразительное чтение по ролям, анализ текста
|
29
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
| Практикум
| Познакомятся с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина».
| Выразительное чтение по ролям, анализ текста
|
30
| Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению
| Урок развития речи
| Выявят особенности композиции комедии.
| Сочинение.
|
31
| Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
| Рассказ учителя, беседа
| Обобщат и разовьют понятие образ «маленького человека»
| Анализ текста, выборочное чтение
|
32
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.
| Практикум
| Сделают вывод о месте фантастического в повести, составят представление об образе Петербурга
| Выборочное чтение
|
33
| М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
| Рассказ учителя, беседа.
| Познакомятся с биографией писателя, сделают вывод о средствах создания комического в произведении
| Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода
|
34
| Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
| Урок развития речи
| Усовершенствуют умение анализировать эпизод.
| Анализ эпизода, сочинение.
|
35
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.гоголя, М.Е.Салтыкова -Щедрина
| Урок контроля
|
|
|
36
| Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
| Рассказ учителя, беседа.
| Разовьют понятие о жанре рассказа. Составят представление о художественной детали как средстве создания художественного образа.
| Выразительное чтение, анализ текста, монологическое высказывание
|
37
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
| Рассказ учителя, беседа.
| Познакомятся с биографией писателя, проанализируют проблематику рассказа и образ автора.
| Анализ текста, чтение выборочное.
|
38
| Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.
| Практикум
| Усовершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа.
| Выборочное чтение
|
39
| Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
40
| Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
41
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Расширят знание биографии писателя. Сделают вывод о психологизме рассказа.
| Чтение с пометами, с остановками.
|
42
| И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.
| Рассказ учителя, беседа.
| Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выявлять проблематику рассказа.
| Выразительное чтение, анализ
|
43
| А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
| Рассказ учителя, беседа
| Усовершенствуют умения выявлять нравственную проблематику рассказа, разовьют понятие о фабуле и сюжете.
| Выборочное чтение.
|
44
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
| Урок развития речи
|
|
|
45
| А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории.
| Рассказ учителя, беседа
| Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выразительного чтения
| Выразительное чтение
|
46
| С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.
| Рассказ учителя, беседа
| Расширят знание биографии писателя. Разовьют понятие о драматической поэме.
| Выразительное чтение, анализ текста.
|
47
| Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
| Урок развития речи
| Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений
| Индивидуальные сообщения, групповая работа
|
48
| Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
| Урок развития речи
| Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений
| Индивидуальные сообщения, групповая работа
|
49
| И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству.
| Рассказ учителя, беседа
| Познакомятся с биографией писателя.
| Работа с книгой
|
50
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки).
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
51
| М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
| Рассказ учителя. Беседа.
| Познакомятся с биографией писателя, усовершенствуют навык выборочного чтения по проблемному вопросу.
| Выборочное чтение
|
52
| Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина
| Урок контроля
|
|
|
53
| А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме
| Рассказ учителя, беседа
| Познакомятся с биографией поэта. Усовершенствуют навык анализа поэтического текста
| Работа с учебником, индивидуальные сообщения
|
54
| Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.
| Беседа
| Обучатся устному рассказу
| Устный рассказ, выразительное чтение
|
55
| Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»
| Практикум
| Усовершенствуют навык анализа композиции поэмы.
| Выразительное выборочное чтение
|
56
| А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
57
| Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
58
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»
| Рассказ учителя, беседа
| Усовершенствуют навык анализа проблематики рассказа
| Выразительное выборочное чтение, анализ
|
59
| Классное чтение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
60
| Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
61
| Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
62
| У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви
| Рассказ учителя, беседа
| Разовьют представление о конфликте как основе сюжета драматического произведения
| Выразительное чтение по ролям
|
63
| Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.
| Практикум
| Сформируют знания о сонете как лирической форме.
| Анализ текста
|
64
| Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
| Рассказ учителя, беседа
| Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии.
| Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
|
65
| Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
| Рассказ учителя, беседа
| Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии.
| Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
|
66
| Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
67
| В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
68
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе
| Урок-зачет
| Обобщат и систематизирую знания
| Индивидуальная работа
|