Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта





НазваниеИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
страница1/6
Дата публикации05.09.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6


Управление образования администрации муниципального района

«Новооскольский район Белгородской области»

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности»

Автор опыта: Худотеплая Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Ярская СОШ Новооскольского

района Белгородской области»

г. Новый Оскол

2012 год

Содержание:

1.Информация об опыте………………………………………………………....3

2.Технология опыта……………………………………………………………...7

3.Результативность опыта……………………………………………………….14

4.Библиографический список…………………………………………………...16

5.Приложение к опыту…………………………………………………………..1

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Становление опыта работы по вышеуказанной теме происходило в 2008 – 2011 годах.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Введение новейших технологий в обучении русскому языку и литературе стало требованием времени. Естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Ведь при неправильной организации учебного занятия можно прийти к постепенному нарушению состояния здоровья учащихся.

Посещение регионального семинара по организации экспериментальной работы по здоровьесбережению на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Строитель» открыли для автора актуальность обращения к проблемам здоровьесбережения учащихся. В МОУ «Ярская СОШ» проблемы здоровьесбережения занимают приоритетное направление. В этих условиях естественным представляется поиск наиболее эффективных способов решения проблемы здоровьесбережения, а именно использование в практике работы здоровьесберегающих технологий.

Актуальность опыта

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российской школой на современном этапе развития является проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни. Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность, игнорирование учителями психофизиологических особенностей обучающихся, - всё это порождает острую необходимость использования учителем здоровьесберегающего подхода, способствующего сохранению здоровья учащегося. Решение данной проблемы находится в организации образовательного процесса на уроке с позиции сохранения здоровья учащихся.

Актуальность темы, продиктована тем, что от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, таким образом, повышая мотивацию к учебной деятельности.
Участие МОУ «Ярская СОШ» с 2010 года в муниципальном эксперименте по здоровьесбережению под руководством кандидата педагогических наук Щербининой Валентины Михайловны по теме «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного

учреждения в целостном образовательном процессе» подтвердили актуальность затронутой проблемы.

Автор считает, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках способствует достижению основных практических целей – формированию языковых компетенций, положительной мотивации к учебе и сохранению здоровья учащихся, т.к. предварительная диагностика мотивации учащихся к учебной деятельности, проведенная перед началом эксперимента выявила низкие показатели и открыла перед учителем проблемное поле для экспериментальной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта

Исследование направлено на разрешение следующих проблем:

- применение традиционного подхода к организации образовательной деятельности без учета психофизиологической нагрузки учащихся;

- современные возможности внедрения информационно - коммуникационных технологий, влияющих на здоровье школьников.

На уроках русского языка и литературы необходимо создавать условия для здорового развития обучающихся, а это включает применение в учебно-воспитательном процессе трех основных групп здоровьесберегающих технологий: 1) технологий, обеспечивающих оптимальные гигиенические условия образовательного процесса; 2) технологий, обеспечивающих оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность школьников, включая применение динамических методов обучения, которые способствуют значительному улучшению физического развития детей, повышают способности к познанию у детей; 3) разнообразных психолого-педагогических технологий, используемых на уроках и во внеурочной деятельности.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:

1. атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха;

2. творческий характер образовательного процесса. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;

3. учет системного строения высших психических функций.

4. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;

5. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления. Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании творческой образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса, восстановления сил, рациональной организации двигательной активности учащихся и как результат формирование положительной мотивации к изучению предмета.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом можно разделить на три этапа.

Начальный этап (сентябрь 2008/09 гг.- май 2008/09 гг.) – обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности школьников 7 и 9 классов, выбор методов и средств достижения целей.

Основной этап (сентябрь 2009 /2010 гг. – май 2009 /2010 гг.) – На втором этапе учитель продолжал планомерно применять здоровьесберегающие технологии, стимулирующие формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Заключительный этап (2010 /2011 гг.) – анализ опыта работы, оценка результатов.

Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через систему уроков, на базовом уровне в двух экспериментальных классах на момент I этапа опыта - 7, 9 классы, III этапа – 9, 11 классы). Диапазон опыта – единая система здоровьесберегающих технологий в рамках современного урока русского языка и литературы. В тоже время, являясь составной частью опытно-экспериментальной работы школы по теме «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе», опыт тесно связан со школьным образовательным процессом в целом.

Теоретическое обоснование опыта

Понятие "здоровьесберегающих образовательных технологий" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.

Определить понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" представляется корректным, исходя из родового понятия "образовательные технологии". Если последние отвечают на вопрос "Как учить?", то логичным окажется ответ - так, чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, они нацелены на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К.Смирнов:

•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

• Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

• Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

•Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

• Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

• Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников, ведь мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Обеспечение мотивации учебной деятельности позволяет добиться, чтобы ребенок был эмоционально вовлечен в процесс социализации, а это обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

Новизна опыта

В современном обществе изменилась парадигма образования: от «знаниевой» к системно-деятельностной, здоровьесберегающей. Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду инновационных здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в том, что задача формирования положительной мотивации к учебной деятельности учащихся решается через применение здоровьесберегающих технологий.

Характеристика условий, в которых возможно обучение

Согласно Федеральному базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательным базовыми общеобразовательными учебными предметами. Выбор УМК в условиях применения данного опыта по русскому языку и литературе определяется компетентностным подходом и конкретными педагогическими условиями школы. Кроме того, сохраняется принцип преемственности при работе по УМК, внесённым в федеральный перечень учебников: по русскому языку в 5-9 классах УМК Ладыженской Т.А.и др., (изд. «Просвещение); в 10-11 классах на базовом уровне по УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., по литературе - на ступени основного общего образования УМК под ред. Г.И. Беленького издательства «Мнемозина»; на ступени среднего (полного) общего образования - УМК Ю.И. Лыссого и Г.И. Беленького издательства «Мнемозина» (базовый уровень).

Описание содержания обучения

Содержание и формы обучения по русскому языку и литературе определяются Государственными образовательными стандартами.

В основу системы языкового образования положены ключевые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная), которые обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Курс литературы опирается на виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий, а также расширение пространства общения, осуществление широкой опоры на практические виды деятельности, типичные для возрастных особенностей учащихся.

Раздел II.

Технология описания опыта

Цель данного опыта – использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для создания обучающей среды, способствующей наиболее полному раскрытию коммуникативных навыков учащихся, снимающей стрессобразующие факторы учебно-воспитательного процесса, восстанавливающей силы; среды с рациональной организацией двигательной активности учащихся, обеспечивающей в конечном результате условия для повышения положительной мотивации к учебной деятельности.

Задача учителя русского языка и литературы, заключается в обеспечении условий, необходимых для рациональной организации урока, использовании здоровьесберегающих методов и форм обучения учащихся.

Автор опыта разграничил все здоровьесберегающие технологии, которые он применяет в своей экспериментальной деятельности на три группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса влияют на функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Учет гигиенических условий урока, оказывает положительное влияние на состояние здоровья учащихся и учителя. Крат­кая характеристика критериев здоровьесбержения и уровни гигиенической рациональности урока помогают в решении данной проблемы. (Приложение 1)

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы; -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

 Правило 2. Использование каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие, визуальное восприятие, кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Автор опыта считает, что разнообразить каналы восприятия позволяют электронные образовательные ресурсы, которые размещены на сайте единой коллекции образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru и интернет-каталога ФЦИОР http://fcior.edu.ru/. Автор уверен, что для педагога ЭОР являются мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой, в которой содержатся варианты планирования учебного материала, модели учебных занятий, примеры учебных ситуаций. ЭОР способствует автоматизации трудоемкой работы, а именно: демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них, таким образом, выполняется условие о разнообразии каналов восприятия. Все это возможно при условии тщательного подбора ЭОР в соответствии с целями и задачами обучения и правильной организации работы на одном или нескольких компьютерах в классе и дома. Например, модуль урока И-типа (информационного типа) «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия» http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html или интерактивная лекция. Этот образовательные ресурс позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для учащегося темпе, очередности и форме. Интерактивная лекция представляет собой последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором, иллюстрациями и анимацией, интерактивными схемами, видеорядом. Преимущества интерактивной лекции для ученика с позиций здоровьесбережения: положительный эмоциональный настрой для восприятия информации за счет возможности руководить процессом подачи информации; возможность отслеживать построение объектов и их преобразование; возможность усвоения материала в собственном темпе, возможность возвращаться к пройденным частям сколь угодно много раз; развитие навыков устной речи: возможность усвоения правильного произношения названия терминов, используемых в соответствующей науке; возможность выступить в роли учителя, отвечая на вопросы одноклассников; снижение утомляемости за счет смены видов представления информации.

Использование пошагового объяснения в модулях И-типа позволяет ученику: работать в своем темпе и несколько раз просмотреть наиболее сложные для него части теоретического или практического материала; развивать мысленные операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию, абстрагирование; воспитывать самостоятельность в изучении нового материала через активные виды деятельности.

Вместе с тем, автор данного опыта уверен, что использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Автор опыта в процессе своей деятельности в системе использует результаты изучения работоспособности класса в форме диаграмм работоспособности на каждого учащегося индивидуально и анализа работоспособности класса в целом. В начале каждого учебного года автор проводит совместную деятельность с учащимися по изучению уровня работоспособности и построению индивидуальных диаграмм работоспособности. Данный вид деятельности позволяет учащимся заниматься самопознанием своего организма и своих способностей, т.е. развитием личностных универсальных учебных действий, чтобы в дальнейшем применить полученные результаты для рациональной организации своей деятельности не только в рамках урока, но и во внеурочной, досуговой деятельности, формируя, в целом, положительную мотивацию к учебной деятельности, а учителю для построения урока с учетом зон работоспособности учащихся иметь под рукой «Карту работоспособности класса». (Приложение 2).

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута - 60-40%; 35-40-я минута - 10%. Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconОпыта условия возникновения, становления опыта
И, наконец, владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Я работаю учителем...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconМоу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология...
Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый ученик имеет дома компьютер. Ему доступна любая информация. Все пользуются...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте 3
Охватывает период 2004-2005 гг выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconВ. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу...
Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте 2 Технология описания опыта 6
...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconМетодика учебного проектирования в формировании творческой деятельности...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта icon1. 1 Условие возникновения и становления опыта
Сегодня к выпускникам школ приложены довольно высоки требования, так как с каждым днем усложняются социально-экономические процессы,...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconД филос н., проф. Ю. И. Борсяков
В этом процессе повседневность выступает как «сфера», где собираются и хранятся осмысленные осадки прошлого опыта. «Оповседневнивание»...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconБраило Виктория Викторовна Содержание
Информация об опыте
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИ нформация об опыте реализации общественными организациями программ помощи инвалидам
Вп-п12-6370, абз. 2 п. 18, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обобщена и направляется для...
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта iconИнформация по безопасности
Информация о потенциально опасной ситуации, которая, в случае возникновения, может привести к смертельному исходу или к серьезным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск