«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины





Скачать 136.11 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Дата публикации11.07.2013
Размер136.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


рабочая Программа учебной дисциплины
М.1.В.02 СОЦИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


Трудоемкость (в зачетных единицах) __2__


Направление подготовки __ 050100.68 – Педагогическое образование___
Профиль подготовки (магистерская программа)__Литература и масс-медиа ___
Квалификация (степень) выпускника ___Магистр ___
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Курс ориентирован на студентов, уже освоивших базовый курс по истории русской литературы. Целью дисциплины является углубленное изучение отношений между литературой и обществом, системного представления о сущности литературоведческих подходов к изучению литературы на разных этапах общественно-исторического развития, проблеме отношений писателя и общества, писателя и системы.

Задачи:

- сформировать представление об основных этапах развития социологических подходов в литературоведении;

- познакомить студентов с основными теоретическими положениями социологического подхода в литературоведении;

- познакомить с работами выдающихся теоретиков в области социологического подхода в литературоведении;

- развить навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- сформировать понятийный аппарат в рамках изучаемого курса.
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Социология литературы» входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП.

Модуль «Социология литературы» хронологически завершает цикл курсов по истории русской литературы, читаемых студентам магистратуры. В последние десятилетия в современном литературоведении наметились новые, нетрадиционные подходы к изучению литературного процесса, что связано, в первую очередь, с изменением общей культурной ситуации в мире, освоением новых культурных парадигм. Соответственно, активно развиваются новые направления в филологическом образовании, в частности, связанные с применением и использованием методов социологических исследований. Освоению истории социологии литературы, а также использованию социологических методов при изучении современной литературы и посвящен данный курс.

Социологические методы в изучении мировой, а также русской литературы широко использовались учеными-филологами начиная с конца XIX – начала XX вв., соответственно, данный курс будет способствовать более углубленному изучению базовых курсов по истории русской литературы.
3. Требования к уровню освоения программы.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО:

В результате освоения содержания данной учебной дисциплины у студентов формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО:

  1. Общекультурные компетенции (ОК):

– способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК–1);

– способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–3);

– способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК–4);

– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК– 5).
2. Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные:

– готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК–1);

– способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК–2).
По видам деятельности с учётом профиля подготовки:

В области педагогической деятельности:

– способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК–1);

– способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК–3).
В области научно-исследовательской деятельности

– способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК–5);

– готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК – 6);

– готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК – 7).
В области методической деятельности:

– готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК – 8).
В области проектной деятельности:

– готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК – 14)

– способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК – 15)

– готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК – 16)
В области культурно-просветительской деятельности:

– способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК–17);

– способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК–19);

– готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК – 20).

Специальные профессиональные компетенции (СПК):

– способность совершенствовать и развивать свой уровень владения методологией литературоведческих и текстологических исследований (СПК–22);

– готовность к использованию диалоговых, интерактивных форм взаимодействия в профессиональной сфере (СПК–23);

– способность применять в научно-аналитической, педагогической и других сферах профессиональной деятельности знания о современной словесной (художественной и массмедийной) культуре и их взаимодействии (СПК–24);

– способность вычленять, профессионально оценивать и исследовать значимые феномены литературного процесса в их взаимодействии с культурно-историческим контекстом и разными формами медийного мышления (СПК–25);

– способность использовать в учебной и профессиональной деятельности междисциплинарные связи (СПК–26);

– готовность получать и использовать знания об актуальных темах в современном литературоведении, социологии литературы и о направлениях, методах, подходах их исследования (СПК–27).
В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

– основные теоретические труды в области социологии литературы;

– основные тенденции в развитии отечественного литературоведения;

– основные методы, используемые в области социологии литературы.
Уметь:

– анализировать художественные произведения с точки зрения их функционирования в современном культурном пространстве.
Владеть:

- навыками литературоведческого анализа;

- терминологическим аппаратом;

- необходимыми знаниями по теории и истории литературы.
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2__ зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость

(час)

Распределение по семестрам (час)

Всего

2 семестр

Аудиторные занятия

17

17

Лекции







Практические занятия, семинары

17

17

Другие виды работ (интерактив)

8

8

Самостоятельная работа

55

55

Курсовой проект (работа)

-

-

Формы текущего контроля

Тестирование, контрольные срезы, проверка самостоятельной работы

Тестирование, контрольные срезы, проверка самостоятельной работы

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачёт

зачёт


5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

№п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)


лекции

практические (семинары)

Занятия в интерактиве

самостоятельные

1.

Вводная лекция. Термины и понятия.




1




6

2.

Культурно-историческая школа в западном литературоведении.




1




7

3.

Культурно-историческая школа в отечественном литературоведении.




2

1

7

4.

«Органическая» критика Ап. Григорьева и социально-генетический метод в литературоведении.




2

1

7

5.

Биологическое и социально-экономическое понимание человека в литературоведении.




2

1

7

6.

Марксистская идеология в отечественном литературоведении




2

1

7

7.

Социологическая школа в отечественном литературоведении




2

2

7

8.

Социологические подходы в современном литературоведении.




2

2

7


5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

а) основная литература

  1. Анурин, В.Ф. Социология: учебник для вузов/ В. Ф. Анурин, А. И. Кравченко. – СПб: Питер, 2010. - 432 с.

  2. История русской литературы конца XIX - начала XX века: в 2 т./[Е. А. Дьякова, В. Б. Катаев, В. А. Келдыш и др.]; под ред. В. А. Келдыша.- М.: Академия.-(Высшее профессиональное образование). Т. 1.-2007.-285 c.

  3. История русской литературы конца XIX - начала XX века: в 2 т./[Х. Баран, Н. А. Богомолов, А. Г. Бойчук и др.]; под ред. В. А. Келдыша. - М.: Академия.- (Высшее профессиональное образование). Т. 2.-2007.- 344 c

б) дополнительная литература:

  1. Антропология социальных перемен [Текст]:сборник статей : к 70-летию Валерия Александровича Тишкова/РАН, Институт этнологии и антропологии ; [отв. ред. : Э. М. Гучинова, Г. А. Комарова].-М.:РОССПЭН,2011.-757, [1] с., [9] л. фот.:табл., ил. Чичилимов.

  2. Московичи, С. Век толп [Текст]:исторический трактат по психологии масс/С. Московичи ; [пер. с фр. Т. П. Емельяновой].-М.:Академический проект,2011.-395 с.

  3. Чичилимов, В.В. Живой капитал России [Текст]/В. Чичилимов.-М.:Логос,2011.-430, [1] с.:ил..

  4. Лотман, Ю. М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993)/Ю.М. Лотман.-СПб.: Искусство СПБ, 2000.-703с.

  5. Соколов, А. В. Социальные коммуникации: Учебно-методическое пособие/А. В. Соколов. - М.: Профиздат.-(Современная библиотека; Вып. 24). Ч. II.-2003.-161 с.

  6. Социология. Учебник для вузов / Н. Г. Багдасарьян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 588 с.

  7. Способы постижения прошлого [Текст]:методология и теория исторической науки : [сборник]/РАН, Институт философии ; отв. ред. М. А. Кукарцева.-М.:Канон+,2011.-351 с.

  8. Регионы в России : социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте [Текст]:[монография]/РАН, Институт философии [и др.] ; сост., общ. ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой.-М.:Академия,2009.-807 с.:ил.

  9. Спивак, В.А. Организационное поведение [Текст]:учебное пособие для вузов/В. А. Спивак.-М.:Эксмо,2009.-315, [1] с.:ил., табл.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека ГУМЕР. Литературоведение. [Электр. ресурс] http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/ (Дата обращения – 06.02.2012).

  • книжный и периодический фонд библиотеки ТГПУ;

  • электронные версии работ известных отечественных и зарубежных социологов, литературоведов.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы преподавателя:

- лекционные, практические, консультационные занятия;

- проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов;

- проверка рефератов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в культурно-историческом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы.

7.2. Методические рекомендации для студентов.

Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра. Курс носит междисциплинарный характер, особое внимание уделяется изучению специфических связей между обществом и литературой, в связи с чем предполагается знакомство студентов с базовыми понятиями теории и практики социологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения практических занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами научных, критических работ, оппонирования рефератов, презентаций). Форма практических занятий способствует развитию диалоговых форм обучения, позволяет продемонстрировать способности студентов к самостоятельной работе со сложным литературоведческим материалом.

Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает экзамен в конце семестра.

Тематика практических занятий:

  1. Вводная лекция. Термины и понятия.

  2. Культурно-историческая школа в западном литературоведении.

  3. Культурно-историческая школа в отечественном литературоведении

  4. «Органическая» критика Ап. Григорьева и социально-генетический метод в литературоведении.

  5. Биологическое и социально-экономическое понимание человека в литературоведении.

  6. Марксистская идеология в отечественном литературоведении

  7. Социологическая школа в отечественном литературоведении

  8. Социологические подходы в современном литературоведении.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе);

Социологические методы в литературоведении.

Литература и общество.

Возникновение массовой литературы.

Литература и идеология.

Литература и массовое общество.

Писатель в современном литературном процессе.

К вопросу о литературной иерархии.

Понятие литературного канона.
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.

1. Современные подходы в изучении литературного процесса.

2. Социология литературы. Определение понятия.

3. Основные положения культурно-исторической школы.

4. Основные положения теории И. Тэна.

5. Основные идеи культурно-исторической школы в трудах отечественных ученых конца XIX в. (В. Буслаев, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов).

6. Основные положения «органической» теории Ап. Григорьева.

7. Основные положения социологической теории в работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.

8. Философские и эстетические взгляды В.Г. Плеханова.

9. Развитие социологической школы в начале XX в.

10. Современные подходы в исследовании взаимоотношений литературы и общества.
8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз;

Понятие «формульной» литературы.

Основные этапы развития литературного процесса в 19 в.

Основные этапы развития литературного процесса в 20 в.

Роль писателя в современном обществе.

Социальная роль литературы в 60-е годы 19 в.

Социальная роль литературы в – эпоху модерна.

Социальная роль литературы в советском обществе.
8.4. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачёту)

    1. Социология литературы. Социальная роль литературы в обществе.

    2. Социологические подходы в литературоведении.

    3. Социологические методы в литературоведении.

    4. Философские и эстетические предпосылки развития культурно-исторической школы.

    5. Изучение природных, биологических и пр. факторов на развитие культуры. Трцуды И. Тэна.

    6. Биографический метод в литературоведении.

    7. Культурно-историческая школа в западном литературоведении.

    8. Культурно-историческая школа в отечественном литературоведении.

    9. Культурно-историческая школа. Труды В. Буслаева.

    10. Труды А.Н. Пыпина.

    11. Труды Н.С. Тихонравова.

    12. Влияние идей культурно-исторической школы на исследования А.Н. Веселовского, В.М. Истрина, Н.К. Пиксанова.

    13. Социально-генетический метод в литературоведении.

    14. «Органическая» критика и работы Ап. Григорьева.

    15. «Биологический» подход в литературоведении.

    16. Социологический подход в трудах В.Г. Белинского.

    17. Социологический подход в трудах Н.Г. Чернышевского.

    18. Социологический подход в трудах Н.А. Добролюбова.

    19. Социологический подход в трудах Д.И. Писарева.

    20. Изучение культурно-исторических типов в трудах марксистов и народников.

    21. Принцип идейного назначения искусства в марксистском литературоведении.

    22. Теория «классовой борьбы» и ее отражение в работах В.М. Фриче, А.М. Переверзева, П.Н. Сакулина.

    23. Современные подходы в изучении литературного процесса.

    24. Поэтика массовой литературы.


8.5. Формы контроля самостоятельной работы.

- промежуточное тестирование,

- проверка конспектов,

- защита презентаций, докладов.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 – Педагогическое образование (Литература и масс-медиа)

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

к.фил.н, доц. кафедры литературы ТГПУ Чернявская Ю.О.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая...
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая...
Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа дисциплины
Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа...
Области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск