Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания?





Скачать 76.56 Kb.
НазваниеКакой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания?
Дата публикации06.09.2014
Размер76.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МБОУ «Мордовско – Паевская средняя общеобразовательная школа»






Провела: учитель русского языка и литературы, мордовского языка и литературы Ерочкина Л. С.

Цели урока:

- научить учащихся на основе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи;

- обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину;

- ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по картине;

- воспитательная: развитие у учащихся чувства исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Оборудование:

  1. Портрет А.А.Пластова;

  2. Репродукции картин «Сенокос», «Летом», «Первый снег».

  3. Репродукция картины Фашист пролетел» 1942г.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Ребята, эту тему мы выбрали неслучайно, так как 9 мая будет отмечаться

65-летие Победы над фашистской Германией. Итак, первый этап нашего урока.
2.Словарный диктант с комментированием.

Природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование, этюд, шедевр, эскиз, колорит, живопись.

- объясните орфограммы в выделенных словах (учитель называет слова).

- Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином?

(Повествование, описание, рассуждение – типы речи).

- Какой тип речи называется повествованием?

- Что называется рассуждением?

- Что такое описание?

- Что может быть объектом описания? (природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник и т. д.)

- Ребята, сегодня мы с вами будем строить описание. И описывать мы будем картину А.А.Пластова «Фашист пролетел».

3. Слово о художнике.

Аркадий Александрович Пластов – русский живописец, народный художник СССР, член АХ СССР с 1947года, награжден 2 орденами Ленина, медалями.

Аркадий Александрович родился в селе Прислониха Ульяновской области в талантливой крестьянской семье: прадед, дед и отец Пластова были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Нелегко было поступить художнику-крестьянину, да еще самоучке, в Московское

-1-

художественное училище, но поступил. В историческом 1917 году А.А.Пластов

возвращается в родное село и решает засесть за этюды. Но сложилось так, что в Прислонихе художник оказывается чуть ли не единственным грамотным человеком.

Выбрали его в сельсовет. Время бурное – во всем надо разобраться. Со всеми выходил в поле косить. Но крестьяне понимали художника.

- Давай, рисуй иди, пока руки не устали, - говорили они. – Мы рядок-другой сами пройдем.

Жизнерадостными были довоенные картины Пластова. Художник прославил благородный труд крестьянина, поэзию русской природы. Писал он ребятишек. Это такие картины, как «Летом», «Сенокос», «Первый снег». (показ репродукций)

Но пришла война. Развалины деревень, выжженные, истерзанные войною поля – вот какой увидел Россию художник-крестьянин. И гражданская лира Пластова зазвучала в полную силу. В эти трудные для родины дни создал художник одно из лучших своих полотен «Фашист пролетел».

Николай Аркадьевич, сын Пластова, рассказывал: «Отец горько переживал войну. Однажды отец писал осенний этюд. И этот мотив настолько растрогал его, что я увидел слезы на его глазах. Когда вернулись домой, отец вмиг набросал эскиз будущей картины.

Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть в траву так, как хотелось отцу. Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве.

- Стой, стой! – вскричал отец.

Через семь дней картина была написана. В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший отца осенний этюд. Семь дней. Вот срок создания шедевра.

Есть книги, которые нельзя читать без волнения. Читаешь – и на глаза наворачиваются слезы. О своей картине Пластов сказал: «Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься».

- Что хотел этими словами сказать художник? Что вы почувствовали, глядя на картину? (Боль, сострадание погибшему пастушку).

- Что мы видим на картине, что же произошло?

В картине «Фашист пролетел» художник с болью и горечью изобразил погибшего от фашистской пули мальчика-пастушка. Пастушок пас стадо, но вот прилетел фашистский самолет, летчик открыл огонь. Убиты животные, погиб пастушок. На земле виднеется скорчившаяся фигурка мальчика, у его головы яркое пятно крови; близ мертвого мальчика его друг - собака. Вдали зеленеет озимь, которая напоминает о мирной жизни. А в небе едва виден удаляющийся фашистский самолет.

- Почему нас потрясает бессмысленная жестокость летчика? (ведь мальчик был безоружным, беззащитным).

- Чем ужасна война? (В числе первых страдают те, кто слабее – дети, старики, инвалиды).

Художник хочет показать, что война затрагивает всех, а не только воюющих, самое страшное, что вовлеченными в нее оказались даже дети. Даже животные пострадали от войны.

-2-

- Картина – это всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с ее названия.

- Как название произведения помогает осмыслить его содержание? (Название говорит о том, что случившееся произошло в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, вблизи мирного селения).

- Почему автор использует слово «фашист», а не «враг», «противник»? (Этим подчеркивает бесчеловечность, жестокость летчика).

- Какие детали полотна говорят о совсем недавней поре мирной жизни и о внезапно сменившей ее беде? Всмотритесь в пейзаж картины, в краски осеннего дня. Каким образом изображение природы участвует в создании общего настроения? Составим таблицу: (дети записывают словосочетания в тетрадях).

Мирная жизнь

Война

Русская, поздняя осень; легкий ветерок; колхозные поля, уходящие вдаль; стога сена; молоденькие березки; пасущиеся животные.


Бессмысленное преступление фашистского летчика, расстрелявшего пастушка и его стадо; испуганные животные; тревожные березки; пронзительный вой собаки; удаляющийся самолет.



- Одна из особенностей композиции картины заключается в том, что фашистский самолет изображен маленьким, на дальнем плане, в дымке, его едва видно. - Что стремился подчеркнуть художник этим приемом? (Фашист чужой на этой земле).

- Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е.Репин писал: «Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…»

- Обратите внимание на удивительное умение художника передать свой замысел, чувства, настроения через пейзаж.

- Какой цвет преобладает в картине? Почему?

Гибель пастушка показана на фоне грустной осенней природы; она как бы взволнована и скорбит об убитом мальчике: хмурится серое небо, печально гнутся от ветра березки, безмолвно, безлюдно поле. В картине отсутствуют яркие краски, преобладают серовато-синие, желтовато-коричневые тона.

- Какие звуки можно представить среди безмолвной тишины полей?

Кажется, что картина наполнена звуками: слышен рокот удаляющегося самолета, шум берез, тревожное блеяние напуганных овец, пронзительный вой собаки.

- Что хотел сказать живописец своей картиной? (О драматизме войны. Война - это зло для всех).

-3-

-О Великой Отечественной войне много написано книг, спето песен, поставлено фильмов. Эта тема вечна, как память о тех, кто ценой своей жизни спас мир от фашизма.

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы. В этом году мы будем отмечать 65- летие со Дня Победы. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи детей отцов и матерей. Но наш народ победил в этой войне. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле.

- Ребята, а вы знаете стихи о войне, о детях войны? Прочтите, пожалуйста.

Следующим этапом нашей работы будет словарно-стилистическая работа.

4. Словарно-стилистическая работа.

- Очень важно найти слова яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Постараемся в своем сочинении избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов. Давайте вспомним, какие слова называются синонимами.

Художникавтор картины, живописец.

Изобразилпоказал, запечатлел, передал, картина пронизана.

Картинапроизведение живописи, полотно.

Ребята, а теперь поработаем над подбором изобразительно-выразительных средств речи.

- Какие изобразительно-выразительные средства речи вы знаете? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Эпитеты – образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание. («тучка золотая», « чудное мгновенье»).

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. (зима мохнатый лес баюкает).

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. («глаза, как небо, голубые»).

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. («О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»).

- Ребята, а теперь попробуем подобрать изобразительно-выразительные средства, чтобы лучше описать картину.
Осень - золотая, поздняя, унылая, яркая.

Березки - белоствольные, молоденькие, тоненькие.

Небо - серое, низкое, хмурится.

Поля - зеленые, далекие, бескрайние.

Самолет - маленький, удаляющийся, фашистский. ( запись в тетрадях).

-4-

- Не забудем и о той лексике, которая связана со спецификой живописи.

Пейзаж, теплые и холодные тона, на переднем, на дальнем плане, колорит, цветовой фон.
5. Работа над планом сочинения.

Ребята, а теперь мы с вами перейдем к составлению плана нашего сочинения.

- С чего бы вы начали сочинение по картине?

- Что бы вы написали после вступления в основной части сочинения?

- О чем бы вы рассказали в заключительной части сочинения?

План.

1. Покой осеннего дня.

2. Гул самолета.

3. Скорчившаяся фигурка пастушка.

4. Испуганные животные.

5. Тревожный шум берез.

6. Впечатление от картины.

(план записывается в тетради).
6. Устное описание картины.

7. Работа над черновиками.
- Теперь, ребята, вы можете начать работу в черновиках. Постарайтесь в своем сочинении использовать богатые средства русского языка. Не зря К.Г.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

8. Домашняя работа.

Дописать сочинение в черновиках.

-5-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconКонспект урока по развитию речи «Что такое тип речи». Цель: дать...
...
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconТак что же такое знак?
В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве y и z может...
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconНовости 17 мая 2006 года
Такое состояние обычно называется "плохой отключкой". Он чувствовал, что не испытал полного ощущения и решил попробовать еще раз....
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconНекоммерческое партнерство специализированных организаций нефтехимической...
Такое состояние обычно называется "плохой отключкой". Он чувствовал, что не испытал полного ощущения и решил попробовать еще раз....
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconЧто такое реферат?
Рефератом называется письменный, развернутый ответ на заданную тему с использованием знаний компетентных в данной области людей
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconСеминар по программе "Молодежь в действии" Евро-Азиатское отделение...
Такое состояние обычно называется "плохой отключкой". Он чувствовал, что не испытал полного ощущения и решил попробовать еще раз....
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как вы думаете, а что такое пейзаж? Что должно быть изображено на картине, что бы она могла по праву называться пейзажем?
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconЗадачи: Закрепить знания учащихся о признаках и строении описания...
Слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока – описание предмета. На этом уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию предмета....
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconУрок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный....
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объединившись в группы по четыре человека, вспомните, что называется словосочетанием, что не является словосочетанием, выполните...
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Многие говорят, что в искусстве нет правил. Быть может, я вкладываю какой-то свой смысл в это слово, но мне кажется, что за мнением...
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconРабочая программа элективного курса
...
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconКонспект урока что такое тип речи фио (полностью) Койбакова Гульмира Мауталиевна Место работы
Цель урока: дать понятие о типах речи, научить обучающихся распознавать типы речи
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconВопросы к экзамену канд минимума 2004 г
Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»)....
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconКартина «Устный счет» была написана в 1895г., то есть более 110 лет...
Что изображено на картине? Мальчики собрались около классной доски что-то рассматривают. Два мальчика (стоят впереди) отвернулись...
Какой тип речи называется повествованием? Что называется рассуждением? Что такое описание? Что может быть объектом описания? iconНу что теперь мне делать?
Тут кто-то крикнул: «Помолчи! Возьми учебник и учи! Тип речи «Описание состояния окружающей среды»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск