Скачать 81.25 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6 Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных (фрагмент урока русского языка в 6 классе) Учитель: Гетманова В.Л. Алексеевка 2011 Обучающие цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Единица содержания на уроке: применение числительных в речи. Тип урока: урок объяснения нового материала. Этапы: организационный, устный опрос, словарная работа, объяснение нового, практическая работа по закреплению нового, физминутка, самостоятельная работа, итог урока, домашнее задание. Учебный материал: мультимедийная презентация, предложения и тексты об Алексеевке. Формы работы – Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы работы - По источнику передачи и восприятия – словесный. По логике передачи и восприятия учебной информации – дедуктивный (от общего к частному) По степени самостоятельности мышления школьников – репродуктивный и продуктивный (поисковый) Метод стимулирования ответственности в учении – убеждение в значимости учения, предъявление требований, поощрение в учении. По источнику передачи и восприятия – наглядный. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности. Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. (СЛАЙД 1) Ребята, мы продолжаем с вами изучение темы “Имя числительное”. Теперь мы знаем, какая это важная часть речи. А как мы можем доказать, что числительное – важная часть речи? Итак, давайте вспомним, что называется числительным? Молодцы, очень хорошо! 2. Постановка целей. Итак, сегодня мы с вами повторим все, что мы знаем о числительном и познакомимся с порядковыми числительными. Мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения. Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Учащийся комментирует (февраля какое? – семнадцатое – порядковое числительное). Сегодня я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего города. II. Устный опрос (СЛАЙД 2) Повторение знаний о количественных числительных. Что мы с вами знаем о количественных числительных? (Они бывают целые дробные и собирательные.) Прочитайте предложения, правильно выговаривая окончания числительных: Город Алексеевка является районным центром Алексеевского района, где проживает около 40 тысяч человек. Город занимает около 45 квадратных километров. Расстояние от Алексеевки до областного центра по автодороге 170 километров, по железной дороге – 306 километров. Назовите числительные, определите их разряд, расскажите об особенностях их склонения. IIІ. Словарная работа. (СЛАЙД 3) Этимология – раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов. Числительное сорок по своему происхождению является существительным со значением "мешок"! В такой сорок (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей, которых хватало на целую шубу. Заметьте, числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки. Известно устаревшее слово четыредесят, обозначающее сорок. Числительное девяносто произошло, очевидно, из словосочетания «девять до ста» Миллион. Это слово придумал итальянский путешественник Марко Поло в XIII веке. Посетив Китай, он был восхищён богатствами этой страны. Рассказывая об увиденном, он восклицал: "Миллионе!" Что обозначало это слово? Милли в переводе с итальянского - тысяча, а частица оне соответствует усилительному суффиксу -ищ-. Вспомните, что в русском языке есть слова: ручища, домище и т. п. Таким образом, миллион в дословном переводе звучит как тысячища. ІV. Объяснение нового материала. (СЛАЙД 4) - укажите разряд числительных сорок, девяносто, миллион (количественные) - образуйте новые числительные, задав вопрос какой? (сороковой, девяностый, миллионный) - давайте прочитаем в учебнике, какие морфологические признаки имеют порядковые числительные? (изменяются по родам, числам, падежам) (СЛАЙД 5) В 1685 году была основана казачья слобода Алексеевка. Название получила от имени своего первого владельца - князя Алексея Черкасского. Назовите числительные, определите их разряд и морфологические признаки. тысяча шестьсот восемьдесят пятом – числ., порядк., сост., м.р., ед.ч., п.п. Какова особенность склонения порядковых числительных? (СЛАЙД 6) Склонение порядковых числительных (При их склонении изменяется только последнее слово.) V. Практическая работа по закреплению нового. (СЛАЙД 7) Прослушайте текст, выпишите из него в два столбика количественные и порядковые числительные: Впервые о производстве масла из подсолнечника в Европе задумались англичане в в 1716 году. Однако масштабное производство подсолнечного масла началось именно в России. В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии Пётр I. Промышленный процесс производства подсолнечного масла был создан крепостным крестьянином из Алексеевки Бокаревым в 1828 году. Уже в 1833 году помещик Шереметьев построил первый завод по добыче подсолнечного масла. Семена подсолнечника содержат большое количество масла - 53%, до 19% белка, 26% углеводов, около 2% фитина и 1% дубильных веществ. (СЛАЙД 8) (Один учащийся выполняет задание на обороте доски)
(СЛАЙД 9) Важно запомни: Если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Например: Восьмое марта 8 Марта VІ. Физкультминутка. (СЛАЙД 10) Мягкий знак на конце и середине числительных. Правая рука – мягкий знак в середине числительного; Левая рука – мягкий знак на конце числительного; Топаем ногами – нет мягкого знака. 80 – правая, 15 – левая, 1 – топ, 72 – правая, топ, 14 – левая, 3 – топ, 65 – обе руки, 33 – левая, топ 16 – левая, 383 – топ, правая, топ VІІ. Самостоятельная работа (СЛАЙД 11) 1. Тест:
2. Взаимопроверка. (СЛАЙД 12) Критерии оценивания: 5 верных ответов –“5”, 4 – “4”, 3 – “3”, менее 3 – без оценки VІІІ. Итог. Давайте вспомним, какие цели мы себе поставили? Какие орфограммы мы повторили? С какими сложностями столкнулись? ІХ. Домашнее задание. (СЛАЙД 13) Учебник «Теория» - прочитать параграф 114, выучить правило; учебник «Практика» - выполнить упражнение 509, по желанию написать автобиографию по образцу упр 511. Список литературы
Упражнения для закрепления Упражнение 3. Расшифруйте и запишите текст. Подумайте, что для этого нужно сделать. Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. Цель: учимся различать числительные и слова других частей речи с числовым значением. Игра «Аплодисменты».
Задание: узнать числительное и хлопнуть в ладоши. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок – закрепление темы «Количественные и порядковые имена числительные» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активизировать в речи детей математическую терминологию: “больше чем”, “меньше чем”, “вправо”, “влево”, названия прямых и порядковых... | ||
YI. Ответьте письменно на следующие вопросы: Welche Jahreszeit ist die kalteste ? Числительные количественные и порядковые. 12. Отрицания nicht, kein. 13. Предлоги, употребляемые с дательным (dativ), винительном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная цель: формирование грамматических навыков: количественных и порядковых числительных, употребление конструкции there is /... | ||
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" Цель урока для учителя: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные... | Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Счет предметов... Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же | ||
«Склонение числительных», 6 класс Стареющий человек, свежие семена, горячая печь, желтеющая рожь, желтый лист, летящий шар, написанное письмо, мокрый снег, белый платок,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,... | ||
Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных» Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение | Учебное пособие Ответственный редактор кандидат филологических наук Сильное склонение 10 § склонение имен прилагательных с неопределенным артиклем, местоимением kein, притяжательными местоимениями... | ||
Учебное пособие Ответственный редактор кандидат филологических наук Сильное склонение 10 § склонение имен прилагательных с неопределенным артиклем, местоимением kein, притяжательными местоимениями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Имя прилагательное. Склонение прилагательных. Слабое склонение. Предлоги, требующие Dativ и Akkusativ | ||
Исследование по теме «Собирательные числительные» Предлагаемый проект может заставить задуматься учеников о том, правильно ли они употребляют в речи собирательные числительные. Также... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это не числительные, а наречия, которые мы будем проходить позже. Доказательство: числительные отвечают на вопрос, сколько?, какой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Строевые и порядковые упражнения: выполнение команд. Построение учащихся в одну шеренгу | Конспект урока склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных... Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |