Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы — 10 лет.
Родители знакомят трёхлетнего ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются развивающей игрой? Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников
(методическое пособие для учителей-словесников)
СЛАЙД 2
К. Д. Ушинский « Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения». Слайд 3
Приоритетная задача современной школы - воспитание личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Достижение высоких результатов в образовательном процессе можно осуществить через технологию игровых форм обучения.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Слайд 4
Выдающийся учёный психолог Лев Семёнович Выготский говорил:
«... Они [игры] требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка». Слайд 5
Игра вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, создаёт условие для творческого самовыражения, развивает память, внимание, мышление, и, что не менее важно, игра способствует развитию общения в составе социальной группы, создаёт позитивный психологический климат в коллективе. Интересное дело, интересный урок способны захватить ученика, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Слайд 6.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления.
Во всём мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. И здесь на помощь учителю приходят игры. Слайд 7.
Хочу познакомить с фрагментами уроков с применением игровых технологий в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения?
Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать эту встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу каждый день. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными? Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского языка.
Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. СЛАЙД 8.
Виды уроков с использованием игр:
Ролевые игры на уроке (инсценирование). Данный вид игры чаще применяется на уроках литературы: литературные постановки. В последнее время популярна игра пантомимы («Крокодил») – угадай героя произведения.
Организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН).
"Лингвистическое путешествие по стране Русский Язык" (Обобщающий урок в конце года. 5 класс). Эта страна имеет много городов. Чтобы перейти из одного города в другой, ученикам нужно выполнить задания, которые приготовили жители этих городов. Город Морфология, Орфография, Синтаксис и пр.
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
“Четвертый лишний” (Найти лишнее слово). Городок Морфология.
1 команда – существительное, наречие, сказуемое, предлог.
2 команда - частица, предлог, наречие, союз.
Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против
часовой стрелки. ( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел). Городок Лексика. «Литературное путешествие» (5 класс)
Путешествие проводится в форме поездки по сказочной стране.
Задачи путешествия: вспомнить пословицы и поговорки; загадки, сказки, вспомнить сказочных героев и т.д.
Все учащиеся усаживаются поудобнее в креслах машины времени (представим, что мы в большом уютном салоне), за окном мелькают леса и перелески, поля, луга, а вон там, за той рощицей берёзовой, показались крыши изб. Посмотрите, какие они нарядные, все с узорчатыми наличниками, расписными воротами, с высокими крылечками, с коньком на крыше. Это деревня Поговоркина. В ней много улиц. Попробуем угадать, как называются улицы в деревне. Первая остановка.
«Пословицы и поговорки».
На этой улице живут те, кто быстро починит утюг, стул, замок, часы. Что это за улица? Дело мастера боится.
Слайд 9.
Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 15. Кроссворд «Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков» Слайд 16.
Ребята любят шарады «Составь слово». Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД. рассказчик Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. оценка При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы».
В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й – Я читаю интересную книгу.
3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие. Слайд 17.
Загадки.
Раздел «Фразеология». Что это?
• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
• Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).
• Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.) “Дружная семейка” - это 10 частей речи. Необходимо к каждой букве в слове подобрать часть речи.
Л - ли - частица У – у - предлог
И-или-союз Р – розовый - прилагательное
Т - триста - числительное А – ах – междометие.
Е - ехать – глагол
Р - радостно – наречие
А - а – союз
Т - тот – местоимение Творческое задание. Написать небольшой рассказ, в котором все слова начинаются с буквы К
Слайд 18.
“Живые картины” Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.
“Продолжи мою мысль” Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ. Слайд 19.
"Веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.
При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки. Если после корня - А, В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: "Ноги вытер? Вытирай!" Переде А, НО, Да запятая ставится всегда!
| ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ Как запомнить исключенье? Это страшное мученье! Будет в памяти оно, Посмотри лишь на окно. Всегда две Н, сомненья нет, В окне с поверхностью стеклянной, Там оловянный шпингалет И подоконник деревянный.
Слайд 20.
Различные виды внеклассной работы (экскурсии, вечера и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Слайд 21.
Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Исходя из своего опыта работы, могу уверенно сказать, что применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, повышает интерес к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Игры необходимы для современной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к предмету и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить. Игра – это есть учение с увлечением.
|