Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников





НазваниеУроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников
Дата публикации07.09.2014
Размер71.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы — 10 лет.

Родители знакомят трёхлетнего ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются развивающей игрой?
Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников

(методическое пособие для учителей-словесников)

СЛАЙД 2

К. Д. Ушинский « Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».
Слайд 3

Приоритетная задача современной школы - воспитание личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Достижение высоких результатов в образовательном процессе можно осуществить через технологию игровых форм обучения.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Слайд 4

Выдающийся учёный психолог Лев Семёнович Выготский говорил:

«... Они [игры] требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка».
Слайд 5

Игра вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, создаёт условие для творческого самовыражения, развивает память, внимание, мышление, и, что не менее важно, игра способствует развитию общения в составе социальной группы, создаёт позитивный психологический климат в коллективе. Интересное дело, интересный урок способны захватить ученика, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Слайд 6.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления.

Во всём мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. И здесь на помощь учителю приходят игры.
Слайд 7.

Хочу познакомить с фрагментами уроков с применением игровых технологий в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения?

Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать эту встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу каждый день. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными? Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского языка.

Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
СЛАЙД 8.

Виды уроков с использованием игр:

  1. Ролевые игры на уроке (инсценирование). Данный вид игры чаще применяется на уроках литературы: литературные постановки. В последнее время популярна игра пантомимы («Крокодил») – угадай героя произведения.




  1. Организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН).


"Лингвистическое путешествие по стране Русский Язык" (Обобщающий урок в конце года. 5 класс). Эта страна имеет много городов. Чтобы перейти из одного города в другой, ученикам нужно выполнить задания, которые приготовили жители этих городов. Город Морфология, Орфография, Синтаксис и пр.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

  • Четвертый лишний” (Найти лишнее слово). Городок Морфология.

1 команда – существительное, наречие, сказуемое, предлог.

2 команда - частица, предлог, наречие, союз.


  • Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против

часовой стрелки. ( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел). Городок Лексика.
«Литературное путешествие» (5 класс)

Путешествие проводится в форме поездки по сказочной стране.

Задачи путешествия: вспомнить пословицы и поговорки; загадки, сказки, вспомнить сказочных героев и т.д.

Все учащиеся усаживаются поудобнее в креслах машины времени (представим, что мы в большом уютном салоне), за окном мелькают леса и перелески, поля, луга, а вон там, за той рощицей берёзовой, показались крыши изб. Посмотрите, какие они нарядные, все с узорчатыми наличниками, расписными воротами, с высокими крылечками, с коньком на крыше. Это деревня Поговоркина. В ней много улиц. Попробуем угадать, как называются улицы в деревне.
Первая остановка.

«Пословицы и поговорки».

  1. На этой улице живут те, кто быстро починит утюг, стул, замок, часы. Что это за улица? Дело мастера боится.


Слайд 9.

  1. Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

  2. Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);


Слайд 11.



Слайд 12.



Слайд 13.



Слайд 14.


Слайд 15. Кроссворд «Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков»
Слайд 16.

Ребята любят шарады «Составь слово».
Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД. рассказчик
Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. оценка
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы».

В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
Слайд 17.

Загадки.

Раздел «Фразеология». Что это?

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)

• Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).

• Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)
Дружная семейка” - это 10 частей речи. Необходимо к каждой букве в слове подобрать часть речи.

Л - ли - частица У – у - предлог

И-или-союз Р – розовый - прилагательное

Т - триста - числительное А – ах – междометие.

Е - ехать – глагол

Р - радостно – наречие

А - а – союз

Т - тот – местоимение
Творческое задание. Написать небольшой рассказ, в котором все слова начинаются с буквы К

Слайд 18.

Живые картины” Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.

Продолжи мою мысль” Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ.
Слайд 19.

"Веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.

При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки.

Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
"Ноги вытер? Вытирай!"
Переде А, НО, Да запятая ставится всегда!

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ
Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.

Слайд 20.

  1. Различные виды внеклассной работы (экскурсии, вечера и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.


Слайд 21.

Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Исходя из своего опыта работы, могу уверенно сказать, что применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, повышает интерес к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Игры необходимы для современной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к предмету и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.
Игра – это есть учение с увлечением.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconИнновационного педагогического опыта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconО рга низация групповой работы через игровые методики, как средство...
Организация групповой работы через игровые методики, как средство повышения познавательной активности обучающихся
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование опыта «Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка»
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconИгровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения...
...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconПовышение квалиф.(дата, название, место прохождения курсов)
Аппо уроки русского языка и литературы, как средство формирования языковой личности
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск