Скачать 147.85 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Учебно-методическое пособие Рекомендовано к печати методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 031001 «Филология» Нижний Новгород 2013 УДК 53. 088 ББК В3В6 Ф-15 Ф-15 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА: Составитель Е.Е. Прощин. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 20013. – 17 с. Рецензент: доктор филол. наук А. В. Коровашко В методических рекомендациях в краткой форме излагается содержание курса по истории русской литературы, приводятся образцы тестовых заданий, контрольных вопросов к зачету. Пособие предназначено для студентов ННГУ всех форм обучения по специальности «Филология». Оно поможет сориентироваться при подготовке к зачетному испытанию. Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин УДК 53. 088 ББК В3В6 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение С. 4-5. Содержание курса С. 5-9. Тесты по курсу С. 9-12. Теоретические вопросы к зачету С. 12. Список рекомендуемой литературы С. 13-15. ВВЕДЕНИЕ История русской литературы XVIII века – период, предшествующий основным художественным достижениям отечественного словесного искусства. Но это не отменяет его специфического значения, связанного с генезисом основных формально-содержательных единств, в дальнейшем претерпевающих существенную трансформацию, но тем не менее сохраняющих тесное взаимодействие со своим происхождением. Литература данного направления – литература, связанная с задачами и требованиями направлений своего времени (барокко, классицизм, сентиментализм). Соответственно, всякое произведение XVIII столетия должно рассматриваться через призму триединства следующих категорий: жанр, стиль, характер. Это и ложится в основу преподавания и самостоятельного изучения творчества различных писателей. Отсюда и главная цель методического пособия – обозначить четкие векторы изучения материала курса для сдачи экзаменационного испытания. Пособие включает в себя как изложение тематического наполнения дисциплины, так и практические задания к нему, что можно использовать для тестирования студентов в процессе преподавания курса либо на экзаменационном испытании. Оно содержит список основной и дополнительной литературы, призванный помочь в изучении творчества писателей XVIII века. Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах. Данная дисциплина предваряет циклы дисциплин профилизации, связанных с изучением культурологии в мультикультурном пространстве, учебную практику и производственную практику. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: особенности развития литературного процесса изучаемой эпохи и содержание произведений рассматриваемых авторов; Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности; Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области анализа культурно-исторического и литературного процесса изучаемых эпох. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Специфика русской культуры XVIII столетия. Европейская парадигма новой русской культуры. Переход от средневекового типа к Новому времени и его параметрам. Значение реформ Петра Великого. Основные проекты в сфере гуманитарной культуры, становление образовательно-просветительской системы. Литература Петровского времени. Интерес к художественному творчеству как следствие перемены культурной парадигмы. Наследование литературным моделям XVII века и их трансформация. Поэзия Петровского времени, его дилетантский характер. Усвоение первичных норм лирического слова и арсенала европейской образности. Эклектичность стиля. Любовная лирика. Гражданско-политические стихи. Развитие театрально-драматического искусства. Экспансия европейского театра в Россию. Становление частных любительских театров. Специфика школьной драмы, ее барочная поэтика, движение от эсхатологии сюжета к политическому звучанию пьес. Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир» как решающий шаг в реформе школьной драмы, ее жанровое и стилистическое своеобразие. Повести Петровского времени. Бытовая и авантюрная гибридность сюжета. Образ нового русского европейского человека, генезис форм психологизма. Барокко и классицизм как направления. Основные эстетические категории барокко. Концепция разума и ее отличие от возрожденческой модели. Категория остроумия и стиль произведения. Поэтика детали. Архитектоника художественного целого. Основные черты русского барокко 18 века. Разум в эстетике классицизма. Нормативная теория направления, ее генезис из античных форм и жанров. Принцип иерархии в классицистском искусстве. Типизация-характерология. Соответствие стилистики и жанровой природы текста. Специфика понимания стиля произведения в отечественной литературе. Отличие русского классицизма от европейских моделей. Творчество Кантемира. Актуально-политический характер поэзии Кантемира. Жанр сатиры, ее взаимосвязь с драматическим началом. Идеология жанра. Голос автора и голос героя, антитеза духовного и материального начал в образах резонера и отрицательного героя. Композиция сатир, их разновидности. Замысел поэмы «Петриды» как один из первых опытов в жанре героической поэмы. Творчество Тредиаковского. Тредиаковский – филолог. Его «Краткий и новый способ…» как начало силлабо-тонической реформы русского стиха, взгляды писателя на ритм и рифму в произведении. Другие работы Тредиаковского в области поэтики и истории русской литературы. Лирика Тредиаковского: эклектика и элитарность форм. Любовная и гражданская поэзия. Поэмы Тредиаковского, их разновидности. Взаимодействие мифологического и актуального политического материала в поэме «Тилемахида». Ориентация на античные нормы героической поэмы в стиле и сюжете поэмы. Ломоносов как филолог и поэт Завершение силлабо-тонической реформы в «Письме о правилах российского стихотворства». Учение о «штилях» в «Предисловии о пользе книг церковных». Барочное происхождение понимания стиля художественного произведения в «Риторике» Ломоносова. Разработка жанра оды как основного жанра в творчестве поэта. Взаимодействие барочного стиля и классицистской идеологии. Жанровые разновидности оды: ода торжественная, ода батальная, ода духовная. Научно-популярная поэзия Ломоносова и одическая традиция. Поэма «Петр Великий» - дальнейшая разработка русской героической поэмы. Ломоносов – сатирик, жанры и формы сатиры в его творчестве. Сумароков – глава русского классицизма. Универсализм Сумарокова как писателя, его основополагающий вклад в развитие литературных родов и жанров русской литературы. Литературная теория писателя: отношение к проблематике и образному строю произведения. Трагедия в творчестве Сумарокова. Специфика сюжета и конфликта. Разложение французского конфликта долга и чувства в образной системе произведения, преимущественное внимание не к моральной, а политическое проблематике. Национальная основа сюжета и универсальность ставящихся вопросов. Реформа языка и стиля трагедии в «Димитрии Самозванце». Жанр комедии, ее основные разновидности в творчестве писателя: комедия положения, комедия характеров, комедия нравов. Эволюция композиции жанра и ее специфика в отличие от западно-европейских образцов. Зависимость стиля от прозаической формы произведения. Доминанта средних жанров в поэзии Сумарокова. Разработка элегии, ее классицистская версия. Другие лирические жанры. Сатирическая поэзия: басни, притчи и др. Четкая взаимосвязь стиля и жанра в контексте классицистского иерархического видения литературы. Писатели сумароковской школы, их вклад в развитие русской лирики. Творчество Хераскова. Поэма «Россиада» как завершенный образчик жанра героической поэмы. Русский классицизм и Просвещение. Журнальная сатира 1769-1774 годов. Творчество Новикова. Полемика «Трутня» и «Всякой всячины». Жанры и формы сатиры в творчестве писателя. Другие журналы Новикова. Масонская культурно-просветительская деятельность автора. Комедии Фонвизина как вершина развития этого жанра. Специфика «комедии нравов». Речь героя как характерологизирующий принцип, значение фигуры резонера для понимания идеологии произведения. Значение бытовой детали в раскрытии образов отрицательных героев. Малая сатира Фонвизина, объекты и стиль сатиры. Трагедийное творчество Княжнина. «Вадим Новгородский» как политическая трагедия, ее отличие от трагедий Сумарокова Эволюция классицизма в поэзии Державина. Реформа одического жанра и его разновидностей. Новые элементы в стиле и образе одического героя. Взаимодействие с новейшими течениями в русской литературе, сентименталистское влияние на оду и другие жанры. Принцип поэтического самоопределения, генезис категории лирического героя. Религиозная поэзия Державина. Дидактико-сатирические произведения. Русская демократическая литература. Антагонизм демократического творчества и литературы классицистов, ориентация на широкий тип читателя. Сентименталистские тенденции. Роль и влияние фольклора. Демократическая проза: авантюрно-бытовой и сказочно-авантюрный роман. Антидидактизм и эмпиризм как черты авантюрной поэтики. «Чувствительный» роман Эмина «Письма Эрнеста и Доравры», его значение для становления русского сентиментализма. Жанры демократической драматургии. Становление жанра драмы в творчестве Лукина. Специфика «комической оперы»: стиль и характер героя. Русский сентиментализм Его своеобразие в русской литературе. Концепция личности. Апология чувств. Новые жанры. Радищев. Ранние произведения. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр и стиль. Поэзия Радищева. Карамзин как глава русского сентиментализма. Его лирика. Жанр повести. «Письма русского путешественника». ТЕСТЫ ПО КУРСУ Для ответа на тесты требуется выбрать один или несколько правильных ответов 1. Для барокко характерно такое понимание классицистского слова: - слово должно стремиться к терминологической точности - слово представляет собой принциц перифрастричности и игры значениями - слово должно производить впечатление необработанной разговорной речи 2. Связь категории разума с литературой классицизма, объясняется тем,
- что требуется не нарушить многочисленные правила, установленные в классицистской эстетике
именно эта категория находится в основе античной эстетики, на которую опираются классицисты 3. Какие изменения вносит Феофан Прокопович в поэтику школьной драмы (несколько ответов)? - делает ее содержание светской - предлагает четкие композиционные принципы - сокращает список действующих лиц - демонстрирует основы психологического развития протагониста
6. С принципами барокко связаны следующие положения «Риторики» Ломоносова (несколько ответов):
7.«Соответствие между словом и штилем в стилистической теории Ломоносова» рука высокий штиль глаз низкий штиль око средний штиль 8.Связь трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» с «шекспировскими хрониками» проявляется в том, что… (несколько ответов)
9.Расположите комедии Сумарокова в хронологическом порядке
10. Бытовой элемент в торжественных одах Державина объясняется тем, что (несколько ответов) - он заимствуется из сатиры, что переосмысляет тему оды - это попытка создать новый, одо-сатирический жанр как продолжение классицизма
11. Качества Екатерины в оде Державина "Фелица" изображаются - в духе качеств Петра Великого - так, что создается не государственный, а "человеческий" облик императрицы - не только как положительные, но и отрицательные 12. Что такое чувство в системе сентиментализма? - категория, связанная с концепцией социальной личности - категория, связанная с концепцией естественной личности - способность человека выводить четкие моральные оценки на основании своей интуиции 13.Для какой повести Карамзина характерны преромантические мотивы? - Наталья, боярская дочь - Бедная Лиза - Остров Борнгольм 14.В чем проявляется традиция стернианской прозы в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева (несколько ответов)? - в незавершенности произведения - в организации образа повествователя - в выборе жанра произведения - в изображении личной жизни героев ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
19. Жанр поэмы в русской литературе 18 века 20. Сатира в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева 21. Жанр и стиль «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева 22. Повести Карамзина 23. «Письма русского путешественника» Карамзина 24. Лирика Карамзина 25. Сентиментализм как направление 26. Жанры в творчестве Державина 27. Новаторство поэзии Державина 28. Драматические жанры демократической литературы 29. Прозаические жанры демократической литературы СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Художественные тексты История о российском матросе Василие Кориотском Феофан Прокопович. Трагедокомедия Владимир. Кантемир. Сатиры. Тредиаковский. Поэзия. Тилемахида. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных. Оды. Сумароков. Тресотиниус. Рогоносец по воображению. Димитрий Самозванец. Лирика. Новиков. Журнальная сатира. Фонвизин. Бригадир. Недоросль. Княжнин. Вадим Новгородский. Попов. Анюта. Чулков. Пригожая повариха. Державин. Избранная лирика. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Карамзин. Письма русского путешественника. Повести. Учебная литература а) основная литература 1. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII в. М., 1955. 2. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999. 3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2002. 4. Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991. 5. Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. М.,1982. 6. Федоров В.И. Русская литература XVIII в. М.,1990. 7. Хрестоматии по русской литературе XVIII века (сост. В.А.Западов или А.В.Кокорев). б) дополнительная литература 1. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.; Л., 1952. 2. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. 3. Западов А.В. Умение прочитать оду // Западов А.В. В глубине строки. М., 1975. 4. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. 5. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 2. Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1978. 6. Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 4: XVIII-начало XIX века. 7. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. Л., 1966. 8. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974. 9. Лотман Ю.М. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII в. // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. 10. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987. 11. Николаев С.И. Литературная культура петровской эпохи. СПб., 1996. 12. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. 13. Пьесы школьных театров Москвы. М.,1974. 14. Русская драматургия последней четверти XVII - начала XVIII веков. М.,1972. 15. Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.-Л.,1950. 16. Русская народная драма XVII - XX веков. М.,1953. 17. Русские повести первой трети XVIII века. М.-Л., 1965. 18. Словарь русских писателей XVIII в. СПб., 1988. Вып. 1; 1999. Вып. 2. 19. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1986. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Составитель Евгений Евгеньевич Прощин Учебно-методическое пособие Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23. Подписано в печать . Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,1. Уч. изд. л. Заказ № . Тираж 300 экз. Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского 603600, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37 Лицензия ПД № 18–0099 от 14.05.01. |
Тесты по дисциплине «маркетинг» гоу впо юргту (нпи) Учебными планами для студентов разных специальностей заочной формы обучения предусмотрено выполнение одной или двух контрольных работ... | Протокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального | ||
Тесты для текущего контроля знаний. 25 11. 2 Примерные вопросы к... Дисциплина входит в перечень дисциплин профессионального цикла фгос впо (Б. 3), в вариативную часть. Дисциплина имеет предшествующие... | Вопросы к зачету по курсу Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии | ||
Тесты по курсу, охватывающих основные и существенные вопросы по курсу... Цель: Освоение слушателем основных принципов проявления экономических законов в капитальном строительстве, а также функциональных... | Вопросы к зачету/экзамену Требования к зачету Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | ||
5Порядок оформления контрольной работы 12 7 Вопросы к зачету по дисциплине... Антикризисное управление являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Антикризисное управление как наука изучает теоретические,... | Темы рефератов по курсу вопросы к зачету ... | ||
Экзаменационные вопросы по курсу «Теоретические основы электротехники» (I часть) Москва, ул. Кедрова, д. 8, корп. 2 тел.: +7 (495) 648-62-26, 8-800-700-33-04 (доб. 4869) | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | ||
Вопросы к зачету по курсу «Управленческие решения» Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | ||
Вопросы к зачету по курсу «История мировых цивилизаций» Основные подходы к изучению истории мировых цивилизаций в современной исторической науке | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... |