Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»





Скачать 314.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
страница1/3
Дата публикации09.09.2014
Размер314.63 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы. Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половиныXIX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)

Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Данная программа обеспечивает прочную связь материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Предусмотрена межпредметная связь: литература – история – музыка – ИЗО – МХК. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счёт информативной стороны произведений, но и за счёт воспитательных ресурсов самого языка.

Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к ЕГЭ по литературе.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:

  • Развитие речи(практико-ориентированный и деятельный подходы);

  • «Связь с другими видами искусства» (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов);

  • «Возможные виды внеурочной деятельности» (деятельный, личностно-оринтированный, дифференцированный подход к обучению).


Реализация программы предполагает достижение следующих целей:



  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественного произведения;

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, интереса к слову.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом

виде;

- владение диалогической и монологической речью;

- умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств;

- составление плана;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной речи

результатов своей деятельности;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля

и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и

навыков.

В программе для 5 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текс, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, выступления, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.


Учебно-тематическое планирование

по литературе

Классы – 5

Учитель – Лебедева Елена Михайловна

Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

Плановых уроков:

  • на изучение произведений в классе –

  • внеклассноe чтение –

  • развитие речи –

  • контрольные уроки –

  • тесты


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004г.
Дополнительная литература:


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: «Просвещение», 2004

  2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература, 5 класс. Методические советы. М.: «Просвещение», 2008

  3. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе, 5 класс. М.: «Вако», 2005

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе, 5-9 классы. М.: «Вако», 2004

  5. Висленко Л.П. Литература, 5 класс, поурочное планирование. С-П: «Паритет», 2006


Учебно-тематическое планирование





Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

проведения

























План

Факт

1

Роль книги в жизни человека

1

Комбинированный урок

Путешествие в книгу, словарная работа

Коллективный

Умение пользоваться учебником, знать его структуру

С. 3-4

Найти материал о мифах и мифологических героях. Подготовить рассказ о них.







2

Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф о сотворении земли.

1

Урок изучения нового материала

Выступления подготовленных учеников, работа с терминами, знакомство со сборниками мифов, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Индивидуальный, коллективный

Углубить литературные знания учеников, показать активное влияние мифов на последующую культуру человечества

Нарисовать иллюстрации к прочитанным мифам. Подготовить пересказ мифа «Сотворение Земли»

Вопросы и задания на с. 8







3

Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

1

Комбинированный урок

Беседа по повторению, игра «Литературное лото», работа с учебником

Индивидуальный, коллективный

Углубление литературных знаний о жанрах фольклора

Подготовить по плану пересказ статьи учебника-хрестоматии на с. 10-11

Подобрать свои задания для карточек лото.







4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы сказки.

1

Урок совершенствования ЗУН

Знакомство со сказкой. «Составление» диафильма по сказке.

Индивидуальный, групповой

Формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать, делать выводы

Письменно ответить на вопрос «За что вознаграждены герои сказки?»

Прочитать сказку «Иван-царевич и чудо-юдо», пересказ понравившегося эпизода







5

Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки.

1

Урок совершенствования ЗУН

Комментированная беседа, работа с текстом, характеристика героев.

Индивидуальный, групповой, коллективный

Формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать, делать выводы

Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной. Нарисовать иллюстрации к сказке. Составить кроссворд (по желанию)








6

Внеклассное чтение.

Урок-праздник по сказкам

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение, пересказ, викторина по сказкам, презентация иллюстраций, кроссвордов

Индивидуальный

Развитие устной речи, творческих способностей

Прочитать материал учебника о сказочниках и сказителях на с. 37-38, ответить на вопросы на с. 38







7

Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы-Претича»

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Коллективный

Углубление литературных знаний

Вопросы и задания на с. 42-43, письменно ответить на вопрос 2 ( Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери – Древней Руси? За что мы должны быть благодарны и как это может проявляться?







8

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру»

1

Комбинированный урок

Словарная работа, работа с текстом стихотворения, беседа, выразительное чтение.

Коллективный

Углубление литературных знаний, совершенствование навыков выразительного чтения

Задание №2, с. 46 учебника-хрестоматии







9

И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья по дубом»

1

Комбинированный урок

Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа

Коллективный, индивидуальный

Углубление литературных знаний, совершенствование навыков выразительного чтения

Выучить наизусть басню «Свинья под дубом».

С.47, выучить определение «басни», знать основные признаки жанра басни







10

Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости – в баснях «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица»

1

Комбинированный урок

Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа, работа по иллюстрациям

Коллективный, индивидуальный, групповой

Чтение наизусть

Совершенствование навыков выразительного чтения, формирование умения анализировать лирический текст

Подготовить выразительное чтение одной из басен, вопросы и задания на с. 55







11

Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение, творческая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа

Коллективный, индивидуальный, групповой

Совершенствование навыков выразительного чтения, формирование умения анализировать лирический текст

Прочитать 3-4 басни, одну из них приготовить на выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию







12

Внеклассное чтение «Правда жизни в баснях И.А.Крылова»

1

Урок совершенствования ЗУН

Выразительное чтение, творческая работа, викторина, тест

Коллективный, индивидуальный

Совершенствование ЗУН

Познакомиться с биографией В.А.Жуковского и его сказкой «»Спящая царевна»







13

Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Комбинированный урок

Словарная работа, выступления учащихся, аналитическая беседа по содержанию сказки

Коллективный, индивидуальный,

Совершенствование навыков выразительного чтения, формирование умения анализировать лирический текст

Чем сказка Жуковского близка народной сказке и чем отличается?

Группе учащихся: сравнить сказку «Спящая царевна» и «Сказку о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина







14

Жанр баллады. «Кубок»

1

Комбинированный урок

Знакомство со статьёй учебника, выразительное чтение, аналитическая беседа




Совершенствование навыков выразительного чтения, формирование умения анализировать лирический текст

Выучить определение «баллада», выразительное чтение баллады, вопросы и задания на с. 72







15

А.С.Пушкин.

Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог»

1

Урок совершенствования ЗУН

Работа с учебником, выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение, словарная работа, просмотр отрывков из фильма «Руслан и Людмила»




Совершенствование навыков выразительного чтения, формирование умения анализировать лирический текст

Вопросы и задания на с. 75, выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»







16

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.

1

Комбинированный урок

Слушание сказки в исполнении народных артистов, беседа

Индивидуальный

Чтение наизусть

Формирование умения давать сопоставительную характеристику центральных героев, используя цитаты из текста

Выучить наизусть обращение Елисея к Солнцу, ветру, или месяцу. Выразительно читать сказку.







17

Развитие речи. Сопоставление сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне…»Пушкина

1

Урок совершенствования ЗУН

Сопоставление литературной сказки с народной, двух литературных сказок.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Чтение наизусть

Формирование умения сопоставлять сказки, литературных героев, высказывать свою точку зрения, аргументировать

Написать сочинение «История сказочного героя» (царица, царевна, Елисей). Подготовиться к уроку внеклассного чтения по сказке Н.Ершова «Конёк-горбунок»







18

Внеклассное чтение по сказке Н.Ершова «Конёк-горбунок»

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение отдельных сцен сказки, аналитическая беседа, викторина

Коллективный, индивидуальный, групповой

Формирование умения самостоятельно анализировать прочитанное, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом

Подготовить рассказ о М.Ю.Лермонтове, повторить ранее изученные произведения поэта. Самостоятельное знакомство со сказкой «три пояса»







19

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

1

Урок изучения нового материала

Словарная работа, практическая работа, знакомство с новой терминологией

Индивидуальный, групповой

Формирование умения различать стихотворную и прозаическую речи

Конкурс на лучшего сочинителя. Буриме (составить стихотворение по заданным рифмам)







20

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

Комбинированный урок

Знакомство с содержанием стихотворения «Бородино», художественный анализ текста, наблюдение над развитием сюжета и поведением героев, словарная работа

Коллективный, индивидуальный

Формирование умения анализировать лирический текст

Выучить наизусть стихотворение «Бородино» (или отрывок)

Вопросы и задания на с. 150







21

Развитие речи. Патриотический пафос стихотворения

1

Комбинированный урок

Работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение наизусть

Коллективный, индивидуальный

Чтение наизусть

Формирование умения выразительно читать стихотворения, развитие речи

Подготовить рассказ о героях войны 1812 года, используя материал истории и стихотворение Лермонтова «Бородино»






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса...
Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПрограмма по литературе для 10 класса создана на основе федерального...
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса...
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе...
Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для VIII...
«Литература» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Охватывают внутреннюю структуру
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconЛитература пояснительная записка Настоящая программа по литературе...
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, учебники, тетрадь для таблиц, интерактивная доска (таблица «Обособление определений и приложений»...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск