Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября





НазваниеРабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября
страница1/9
Дата публикации10.09.2014
Размер0.92 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 4




Рассмотрена Утверждаю

На заседании МО Директор школы № 4

протокол № Приказ №

от «___» ___________ 2013 г. от «___» ___________ 2013 г.




Рабочая программа



по предмету «Русский язык» для 1 класса




Переславль-Залесский

2013 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 год № 1241 «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ от6 октября 2009 года № 373», приказа Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1312; авторской учебной программы «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой («Школа 2100»). Изменения в авторскую программу не вносились.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

II. Общая характеристика учебного предмета


В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык»; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст»


В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Раздел «Слово»


Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;

  2. морфемного состава и словообразования;

  3. грамматического значения;

  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  1. видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

  2. правильно писать слова с изученными орфограммами;

  3. графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

  4. находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:

  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

  3. буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

  4. разделительные ь и ъ;

  5. проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

  6. проверяемые буквы согласных на конце слова;

  7. пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи в 1 классе:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых предложений, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

  3. Развитие связной устной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.


Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconРабочая программа по русскому языку для третьего класса общеобразовательной...
РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312;...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconРабочая программа по окружающему миру для третьего класса общеобразовательной...
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутин, С. В. Тырин. («Школа 2100»). Рабочая программа соответствует Базисному учебному плану...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка Программа разработана на основе нормативно-правовых...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка Программа разработана на основе нормативно-правовых...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconУтверждено
Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 о внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconРабочая программа по «Литературному чтению» составлена в соответствии...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconП. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 с внесенными изменениями: приказ Министерства образования...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка Нормативно- правовое обеспечение фз «Об Образовании...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом министерства образования науки...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПрограмма составлена на основе следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»
Минюсте России 04. 02. 2011, регистрационный номер 19707 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ября 2011 года №2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года №22540 «О внесении изменений в федеральный государственный...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009года №373 «Федеральный государственный образовательный...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка рабочая программа по технологии для 1 4 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 10 а...
Министерства образования и науки РФ от 31. 03. 2014 г. №253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию...
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября iconОбразовательная программа ступени начального образования школы моу...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта), утвержденного приказом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск