Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения





Скачать 59.43 Kb.
НазваниеСаниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения
Дата публикации11.09.2014
Размер59.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Саниева Ригина Ринатовна НК-35

Руководитель: Устименко И.А.

Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Анализ литературы свидетельствует, что такой важный аспект методики внеклассного чтения, как развитие читательской самостоятельности первоклассников, не нашел надлежащего отображения в научных трудах. Поскольку именно сформированность навыков самостоятельной работы с книгой на первом, важном подготовительном этапе является одной из предпосылок интеллектуального и духовного развития личности. Проблема развития читательской самостоятельности семилетних учеников начальных классов становится особенно актуальной в наше время.

Научить ребенка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к образованию вообще, литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.

Развитию читательской самостоятельности способствуют различные упражнения, направленные на развитие техники чтения вообще, способности первоклассника воспринимать и пересказывать материал. Поэтому в работе с первоклассниками могут использоваться различные методы, которые помогут сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности.

Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. В.Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение элементарным умением – техникой чтения».

Г.Боразнова пишет о том, что учащиеся, читающие к концу начальной школы 130-150 слов в минуту, могут в старших классах стать отличниками; читающие 110-120 слов – хорошистами; те, кто читает 80-100 слов в минуту, обычно успевают удовлетворительно. Исследователь обращает внимание на тот факт, что именно первые два года обучения являются решающими в становлении техники чтения. И если после двух лет обучения, ребенок читает только 30-40 слов в минуту, то в старших классах у него будут серьезные проблемы с учебой.

Другой точки зрения придерживается Н.Колганова. Она отмечает, что чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга – это часто бывает – не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка.

Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н.Светловской , могут быть использованы следующие творческие виды работ:

  • краткий пересказ;

  • пересказ с изменением лица рассказчика;

  • пересказ от одного из персонажей;

  • передача прочитанного по ролям;

  • инсценировка (фотографии);

  • иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

Еще одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е.Никоновича , может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй. Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это способствуют развитию навыков читательской самостоятельности, т.к. ученик, который может сочинить, то у него и появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.

Как считает Н.Лифинцева, с целью повышения интереса у младших школьников к урокам внеклассного чтения помогают методы самостоятельной проверки домашнего задания. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую – второй, аналогично и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди. Тем самым можно избегнуть лишних повторов и детям не становится скучно. Используя этот метод работы при изучении произведений, можно прочитать по ролям. Предварительно выяснив у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, их имена выписываются на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встают, разворачивают стульчики и образуют группы по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный учащийся, а остальные роли распределяют по степени трудности. Также на уроках литературного чтения может быть использована методика «Мозаика» - обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим.

С первого класса важно не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а сделать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. Поэтому Г.Первова [29] отмечает, что при проведении уроков внеклассного чтения важно:

  • использовать яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги;

  • на каждое занятие использовать новую книгу с целью расширения читательского кругозора;

  • проводить простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д.;

  • стремиться, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке (в этом оказывали помощь родители), для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.

Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.

Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.

Таким образом, для развития читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения наиболее оптимальными методами будут выступать: беседа о прочитанном, обмен мнением, чтение - рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры, учет прочитанного.

Во время прохождения практики в МОУ лицее № 19 мы провели исследование сформированности читательской самостоятельности первоклассников в 1 «В» классе и получила следующий результат:


Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников

Критерии

Уровневые показатели

 

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

 

Умение работать с книгой

Знание элементов книги и умение ориентироваться в них;

быстрое умение находить в книге сведения об авторе;

различение шрифтов;

ориентация в группе книг от 2 до 4.

Знание элементов книг;

умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям;

ориентация в 2-3 книгах.

Нужная страница находится не сразу;

учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой.

Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно;

в группе книг он не ориентируется.

 

Анализируя результаты исследования по проверке сформированность умений первоклассников работать с книгой, можно сделать следующие выводы: процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников будет эффективным, если на уроке внеклассного чтения будут использованы такие методы обучения, как беседа, чтение «самостоятельное» вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconМуниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2013»...
I. Особенности формирования субъектной позиции школьников на уроках литературного чтения
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconУроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя
...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconУрок литературного чтения
Цели урока: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности,...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconМоу ермаковская средняя общеобразовательная школа №2
Цель: показать коррекционные приемы на уроках чтения для формирования беглого, сознательного и выразительного чтения
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка»
Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconМетоды и приемы организации самостоятельной работы на уроке
...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconЗадачи собрания: Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского...
Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconФормирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской...
Зателепин Олег Кимович кандидат юридических наук, доцент, помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconФормирование читательской самостоятельности у учащихся через
Организовать помощь подрастающему поколению в получении дополнительных знаний по школьной программе
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Становление читателя: формирование читательского интереса, читательской самостоятельности
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности: организация читательского...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconИспользование современных педагогических технологий на уроках английского...
Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Выше названные технологии применяю при...
Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения iconРеферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии»
Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск