№
ур.
| Тема урока
| Дата
| Кол.
час.
| Содержание
Тип урока
| Формы контроля
| Оснащение
| Здоровье-
сбережение
|
пл
| фк
|
1.
| Общие сведения о языке – 7 часов. Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением челове- ческого общества.
|
|
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение культуры в языке.
|
Словарная работа, составление плана научной статьи.
|
Высказывания русских писателей о русском языке.
|
Беседа о правильной осанке при письме.
|
2.
| «Язык каждого народа создан самим народом» К.Д.Ушинский.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Язык и история народа.
| Творческая работа, тестирование.
| Учебник, упражнения и задания.
| ФМ общего воздействия.
|
3.
| Язык и история народа.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Основные разделы лингвистики.
| Самостоятельная работа со статьями В.В.Лопатина и И.С.Улуханова: составление тезисного плана.
| Учебник
| ФМ для улучшения мозгового кровообра- щения.
|
4.
| Три периода в истории русского языка.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Периоды в развитии языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства, воз- никновение языка великорусской народности, период выработки норм русского национального языка.
| Речевая деятельность в ходе выполнения заданий.
| Индивидуал. задания.
| ФМ для мышц спины.
|
5.
| Место и назначение русского языка в современном мире.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Русский язык в международном и межна- циональном общении. Понятие «мировой язык». Русский язык как государственный, функции как государственного языка.
| Письмо под диктовку. Анализ содержания высказываний о русском языке.
| Герб, флаг и гимн РФ.
| ФМ для мышц плече- вого пояса.
|
6.
| Р.р. Стилистические функции устаревших форм слова.
|
|
| 1
| Урок развития речи. Повторение понятия «устаревшие слова», углубление понятия.
| Закрепление навыков лексического анализа текста, анализ текста, словарная работа.
| Тексты писа- телей 19 века.
| ФМ общего воздействия.
|
7.
| Активные процессы в современном русском языке. Проблемы эколо- гии русского языка.
|
|
| 1
| Урок – беседа. Культура русской речи.
| Краткая творческая работа (запись тезиса и аргумента к нему – ЕГЭ, ч.С)
| Учебник
| Гимнастика для глаз.
|
8.
|
Фонетика, орфоэпия, орфография – 4 часа. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии. Словарный диктант №1 по теме «Правописание приста- вок».
|
|
| 1
| Урок обобщающего повторения. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога, логического ударения. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи.
| Составление текста-описания по заданной теме. Словарный диктант.
|
| ФМ для мышц спины.
|
9.
| Основные нормы совре- менного литературного произношения и ударе- ния в русском языке.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, зву- копись как изобразительные сред- ства.
| Самостоятельная работа по устранению пробелов в навыках правописания.
| Тексты для анализа.
| Гимнастика для глаз.
|
10.
| Принципы русской орфографии.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическо-му, традиционному принципам русской орфографии.
| Формулирование выво- дов, оформление итого- вых наблюдений.
|
| ФМ общего воздействия.
|
11.
| Фонетический разбор слова.
|
|
| 1
| Повторительно-обобщающий урок. Фонетический разбор. Звуки и буквы.
| Самостоятельный разбор. Пунктуационный анализ текста.
|
| ФМ для мышц плече- вого пояса.
|
12.
| Лексика и фразеология – 6 часов Повторение по теме «Лексика».
|
|
|
1
|
Урок повторения и обобщения ранее изученного. Разграничение лексических и грамматических значений слов. Омонимы и синонимы. Контекстуальные омонимы и синонимы.
|
Анализ художественного текста.
|
Тексты для анализа.
|
Гимнастика для рук.
|
13.
| Русская лексика с точки зрения сферы ее употре- бления.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Диалек- тизмы, специальная лексика, арго- тизмы. Межстилевая лексика, раз-говорно-бытовая, книжная. Лексика товарно-рыночных отно- шений.
| Работа с разными словарями: толковым, иностранных слов.
| Тексты для анализа.
| ФМ для улучшения мозгового кровообра- щения.
|
14.
| Активный и пассивный словарный запас.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Архаизмы, историзмы, неологиз- мы, индивидуальные новообразо- вания, использование их в художественной речи.
| Подготовка сообщений о значении, происхождении, употреблении конкретных слов.
| Тексты для анализа.
| ФМ общего воздействия.
|
15.
| Русская фразеология.
|
|
| 1
| Повторительно-обобщающий урок. Различение свободных и несвободных словосочетаний. Сходство и различие фразеологизма и слова.
| Анализ текста, сообщения об этимологии некоторых фразеологизмов.
|
| Гимнастика для глаз.
|
16.
| Лексические и фразеоло- гические словари. Лекси- ко-фразеологический разбор.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Происхождение фразеологизмов. Их стилистическая окраска. Нор- мативное употребление.
| Работа со словарем.
| Словари.
| Гимнастика для мышц шеи.
|
17.
| Контрольный диктант №1 с лексико -грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология».
|
|
| 1
| Урок контроля.
| Контрольный диктант.
|
| ФМ общего воздействия.
|
18.
|
Морфемика и словооб –разование - 3 часа Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».
|
|
| 1
| Урок обобщения и повторения ранее изученного. Понятие морфе- мы, многозначности морфем, синонимии морфем.
| Составление конспекта, речевая деятельность в ходе выполнения заданий.
| Таблица.
| ФМ для улучшения мозгового кровообра- щения.
|
19.
| Способы словообразова- ния.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Сло- вообразовательный анализ как одно из средств овладения орфо- графическими нормами. Слово- образование знаменательных частей речи. Анализ слов.
| Словообразовательный и морфемный разбор слова.
| Таблица «Способы образования слов».
| ФМ общего воздействия.
|
20.
| Выразительные слово- образовательные сред- ства. Тест по теме.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Повторение понятия «средства художественной выразительно- сти».
| Подбор учащимися текстов для анализа. Тест.
| Тексты для анализа.
| Гимнастика для глаз.
|
21.
| Морфология и орфо – графия - 6 часов. Обобщающее повторение частей речи.
|
|
|
1
|
Урок повторения ранее изучен ного. Части речи: их граммати- ческое значение, грамматические формы, синтаксическая функция.
|
Самостоятельный разбор частей речи.
|
Схемы разбора.
|
ФМ для плечевого пояса.
|
22.
| Морфологический разбор знаменательных и слу- жебных частей речи.
|
|
| 1
| Урок повторения ранее изучено- го. Роль лексического, морфологи- ческого, синтаксического разбора при написании слов различной структуры и значения.
| Анализ текста, поисковая деятельность, формулиро- вание выводов.
| Схемы разбора.
| Гимнастика для шеи.
|
23.
| Трудные вопросы право- писания окончаний и суффиксов различных частей речи.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний. Трудные вопросы правописания суффиксов –н- и –нн- в различных частях речи.
| Речевая деятельность в ходе выполнения заданий.
| Таблица.
| ФМ общего воздействия.
|
24.
| Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилага- тельных. Словарный диктант №2.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Действи- тельные и страдательные причас- тия. Их правописание. Отличие от отглагольных прилагательных.
| Самостоятельное выпол- нение упражнений. Сло- варный диктант.
| Комплекс упражнений.
| ФМ для мышц спины.
|
25.
| Различение частиц НЕ и Ни. Правописание наречий.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Частицы отрицательные. Разряды наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий.
| Выполнение упражнений.
| Комплекс упражнений.
| ФМ для мышц рук.
|
26.
|
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме
«Морфология и орфография».
|
|
|
1
|
Урок контроля.
|
Контрольный диктант №2
|
Текст диктанта
|
ФМ общего воздействия.
|
27.
|
Речь, функциональные стили речи – 3 часа Язык и речь. Основные требования к речи.
|
|
| 1
| Урок – беседа. Правильность, точ- ность, выразительность, умест- ность употребления языковых средств.
| Аналитическая беседа с формулированием выводов.
| Текст С.И.Ожегова.
| Гимнастика для глаз.
|
28.
| Текст, его строение, виды его преобразования. Те- зисы, конспект, реферат.
|
|
| 1
| Урок обобщающего повторения. Речеведческий анализ художест- венного и научно-популярного текста.
| Практическая работа на материале по литературе.
| Учебники литературы 10 класс.
| ФМ общего воздействия.
|
29.
| Функциональные стили речи, их общая характе- ристика: назначение, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности.
|
|
| 1
| Урок повторения и обобщения знаний. Толкование термина «стили речи».
| Выполнение упражнений, анализ текстов.
| Тексты разных стилей и типов речи.
| ФМ для мышц спины.
|
30.
| Научный стиль речи: стилевые признаки, подстили. Словарный диктант №3.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Научный стиль и научно-популярный стиль речи.
| Изложение материалов учебника в виде тезисного плана. Словарный диктант.
| Учеьник.
| ФМ для улучшения мозгового кровооб-ращения.
|
31.
| Лексика научного стиля речи: нейтральная, обще- научная, специальная.
|
|
| 1
| Комбинированный урок. Термины, профессионализмы, этимология слов-терминов. Справочная лите- ратура по научной лексике и пользование ею.
| Анализ научного текста с выявлением этимологии некоторых терминов – заимствований.
| Тексты научного стиля речи.
| ФМ общего воздействия.
|
32,
33.
| Р.р. Изложение с элементом сочинения в формате ЕГЭ (часть С).
|
|
| 2
| Уроки развития речи.
| Изложение, сочинение.
|
| Гимнастика для глаз.
|
34.
| Морфологические и син- таксические особенности научного стиля речи.
|
|
| 1
| Урок усвоения новых знаний.
| Анализ текста научного стиля.
| Тексты научного стиля.
| ФМ общего воздействия.
|