Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Заозёрная средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании МО
Протокол №____от_________ 2013г.
| Согласовано
Заместитель директора по УВР ______________Любкина В.В.
«_____»__________2013г.
| Утверждаю
Директор _________Гартман М.Э.
Приказ №_____от_______2013г.
| Рабочая программа по
русскому языку
для учащихся 6 класса
базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы:
Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов
(авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов)
Составитель: Крайбер Т.А.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
с. Михайловское
2013
Пояснительная записка
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе
содержание обучения русскому языку. Программа составлена на основе Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов) и Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении
состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Программа для 6 класса рассчитана на 170 ч. С расчётом 5 часов в неделю.
Состав УМК:
Программа по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов).
Русский язык. 6 кл.:учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-12-е изд., стереотип.-М,: Дрофа, 2008.-363,[5] с.: ил.,8л.цв.вкл.
Формы организации учебной деятельности: урок, самостоятельная работа. Формы текущего контроля: опрос, контрольная работа, диктант, сочинение, изложение.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литратуры;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официальноелового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Тематический поурочный план
№
| Тема урока.
| Кол-во часов.
| дата
| Форма контроля
| примечание
| По плану
| фактически
| 1
| Вводный урок.
| 1
|
|
|
|
| 2
| Слово как основная единица языка
| 1
|
|
|
|
| 3-4
| Исследование слова.
Презентация написанных сочинений по слову.
| 2
|
|
| Сочинение
|
|
| ЯЗЫК. Речь. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
|
|
|
|
|
| 5
| Стили речи
| 1
|
|
|
|
| 6
| Типы речи
| 1
|
|
|
|
| 7
| Орфография и пунктуация
| 1
|
|
|
|
| 8
| Употребление прописных букв
| 1
|
|
|
|
| 9
| Буквы ь и ъ
| 1
|
|
|
|
| 10
| Орфограммы корня
| 1
|
|
|
|
| 11
| Правописание окончаний слов
| 1
|
|
|
|
| 12
| Правописание не с разными частями речи
| 1
|
|
|
|
| 13-14
| Контрольная работа по грамматике. Анализ работы
| 2
|
|
| Контрольная работа
|
| 15
| Что мы знаем о тексте
| 1
|
|
|
|
| 16
| Части речи, их грамматические признаки
| 1
|
|
|
|
| 17
| Части речи и члены предложения
| 1
|
|
|
|
| 18-19
| Лингвистический анализ текста.
| 2
|
|
|
|
|
| Имя существительное
|
|
|
|
|
| 20
| Роль имени существительного в предложении
| 1
|
|
|
|
| 21
| Роль имени существительного в предложении
| 1
|
|
|
|
| 22
| Словообразование имён существительных
| 1
|
|
|
|
| 23
| Словообразование имён существительных
| 1
|
|
|
|
| 24-25
| Полное изложение «Батюшка –Урал»
| 2
|
|
| Изложение
|
| 26-27
| Правописание сложных имён существительных
| 2
|
|
|
|
| 28
| Употребление имён существительных в речи
| 1
|
|
|
|
| 29-30
| Контрольный диктант и его анализ
| 2
|
|
| Диктант
|
|
| Речь. Стили речи
|
|
|
|
|
| 31-32
| Деловая и научная речь. Характеристика научного стиля
| 2
|
|
|
|
| 33
| Определение научного понятия
| 1
|
|
|
|
| 34
| Рассуждение - объяснение
| 1
|
|
|
|
| 35
| Роль имени прилагательного в предложении
| 1
|
|
|
|
| 36-37
| Словообразование имён прилагательных
| 2
|
|
|
|
| 38-39
| Правописание сложных имён прилагательных
| 2
|
|
|
|
| 40-42
| Буквы н и нн в именах прилагательных
| 3
|
|
|
|
| 43
| Употребление имён прилагательных в речи
| 1
|
|
|
|
| 44
| .Произношение имён прилагательных
| 1
|
|
|
|
| 45-46
| Диктант с грамматическим заданием
| 2
|
|
| Диктант
|
| 47
| Текст. Способы связи предложений в тексте
| 1
|
|
|
|
| 48
| Параллельная связь в тексте
| 1
|
|
|
|
| 49
| Как исправить текст с неудачным повтором.
| 1
|
|
|
|
| 50-51
| Написание сочинения по картине В.Васнецова «Витязь на распутье»
| 2
|
|
| Сочинение
|
| 52
| Роль глагола в предложении
| 1
|
|
|
|
| 53-54
| Словообразование глаголов
| 2
|
|
|
|
| 55-56
| Правописание приставок -при- и -пре-
| 2
|
|
|
|
| 57
| Трудные случаи написания приставок -при- и -пре-
| 1
|
|
|
|
| 58
| Буквы И-Ы в корне после приставок
| 1
|
|
|
|
| 59-60
| Диктант с грамматическим заданием
| 2
|
|
| Диктант
|
| 61-62
| Употребление глаголов в речи
| 2
|
|
|
|
| 63
| Произношение глаголов в речи
| 1
|
|
|
|
| 64
| Характеристика делового стиля
| 1
|
|
|
|
| 65
| Повторим орфографию
| 1
|
|
|
|
| 66
| Повторим орфографию
| 1
|
|
|
|
| 67
| Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение
| 1
|
|
|
|
| 68-69
| Изложение лингвистического текста, включающего в себя логическое определение терминов.
| 2
|
|
| Изложение
|
| 64-65
| Обобщение изученного по теме «Глагол»
| 2
|
|
|
|
| 66-67
| Сочинение- ассоциация по слову.
| 2
|
|
| Сочинение
|
| 68
| Произношение существительных.
| 1
|
|
|
|
| 69-70
| Сочинение о слове.
| 2
|
|
|
|
| 71
| Произношение имен существительных
| 1
|
|
|
|
| 72
| Контрольный диктант « Кукушкины слёзы».
| 1
|
|
| Диктант
|
| 73
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
|
| 74
| Употребление имени существительного при обучении описанию предмета.
| 1
|
|
| Сочинение
|
| 75
| Работа над ошибками сочинения
| 1
|
|
|
|
| 76
| Употребление имен прилагательных в речи.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 77
| Употребление имен прилагательных в речи.
| 1
|
|
|
|
| 78-79
| Сочинение – описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег» по картинам русских художников
| 2
|
|
| Сочинение
|
| 80
| Произношение имен прилагательных
| 1
|
|
|
|
| 81-82
| Употребление глаголов в речи
| 2
|
|
|
|
| 79
| Контрольная работа. Употребление глаголов в речи
| 1
|
|
| Контрольная работа
|
| 80-81
| Характеристика делового стиля.
| 2
|
|
|
|
| 82-83
| Текст. Способы связи предложений в тексте
| 2
|
|
|
|
| 84-85
| Урок-практикум по орфографии
| 2
|
|
|
|
| 86
| Контрольный диктант «Сосулькины носы»
| 1
|
|
| Диктант
|
| 87
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
|
|
| 88-89
| Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором.
| 2
|
|
|
|
| 90-91
| Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «Фрукты»
| 2
|
|
| Сочинение
|
| 92
| Что такое причастие.
| 1
|
|
|
|
| 93-94
| Причастный оборот
| 2
|
|
|
|
| 95
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.
| 1
|
|
|
|
| 96
| Образование причастий.
| 1
|
|
|
|
| 97
| Полные и краткие причастия.
| 1
|
|
|
|
| 98-99
| Буквы Н и НН в причастиях
| 2
|
|
|
|
| 100
| Контрольная работа
| 1
|
|
| Контрольная работа
|
| 101
| Слитное и раздельное написание не с причастиями.
| 1
|
|
|
|
| 102-104
| Закрепление изученного по причастию
| 2
|
|
|
|
| 105
| Контрольная работа
| 1
|
|
| Контрольная работа
|
| 106
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
|
| 107,108
| Повествование художественного и разговорного стилей
| 2
|
|
|
|
| 109-110
| Повествование в рассказе
| 2
|
|
|
|
| 111,112
| Что такое деепричастие.
| 1
|
|
|
|
| 113
| Деепричастный оборот
| 1
|
|
|
|
| 114
| Правописание НЕ с деепричастиями
| 1
|
|
|
|
| 115
| Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам Н. Радлова. Подготовка к сочинению
| 1
|
|
| Сочинение
|
| 116-117
| Образование деепричастий . Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
| 2
|
|
|
|
| 118
| Употребление причастий и деепричастий в речи.
| 1
|
|
|
|
| 119-120
| Повествование делового и научного стилей
| 2
|
|
|
|
| 121
| Произношение глаголов, причастий и деепричастий.
| 1
|
|
|
|
| 122-123
| Обобщающее повторение. В стране изученных деепричастий
| 2
|
|
| Тест
|
|
|
|
|
|
|
|
| 124
| Проверяем орфографию и пунктуацию.
| 1
|
|
|
|
| 125
| Контрольная работа .
| 1
|
|
| Контрольная работа
|
| 126
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
|
| 127
| Что обозначает имя числительное
| 1
|
|
|
|
| 128-129
| Простые, сложные, составные числительные. Их правописание.
| 2
|
|
|
|
| 130-131
| Количественные числительные Их разряды, склонение, правописание.
| 2
|
|
|
|
| 132
| Изменение порядковых числительных
| 1
|
|
|
|
| 133-134
| Описание места.
| 2
|
|
|
|
| 135
| Употребление числительных в речи.
| 1
|
|
|
|
| 136
| Произношение имен числительных.
| 1
|
|
|
|
| 137
| Контрольная работа
| 1
|
|
| Контрольная работа
|
| 138
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
|
| 139-140
| Развитие речи. Описание места( помещения)
| 2
|
|
|
|
| 141
| Какие слова называются местоимениями.
| 1
|
|
|
|
| 142-143
| Разряды местоимений.
| 2
|
|
|
|
| 144-145
| Личные местоимения.
| 2
|
|
|
|
| 146
| Возвратное местоимение себя
| 1
|
|
|
|
| 147
| Притяжательные местоимения
| 1
|
|
|
|
| 148
| Указательные местоимения
| 1
|
|
|
|
| 149
| Определительные местоимения
| 1
|
|
|
|
| 150-151
| Сочинение-описание по картине А. А. Рылова «Цветистый луг»
| 2
|
|
| Сочинение
|
| 152
| Работа над ошибками сочинения
| 1
|
|
|
|
| 153
| Вопросительно-относительные местоимения
| 1
|
|
|
|
| 154
| Отрицательные местоимения
| 1
|
|
|
|
| 155
| Неопределенные местоимения
| 1
|
|
|
|
| 156
| Употребление местоимений в речи.
| 1
|
|
|
|
| 157
| Произношение местоимений
| 1
|
|
|
|
| 158,159
| Повторим орфографию и пунктуацию
| 2
|
|
|
|
| 160
| Контрольная работа по теме « Местоимение»
| 1
|
|
| Контрольная работа
|
| 161
| Работа над ошибками
| 1
|
|
|
|
| 162,163
| Развитие речи. Описание состояния окружающей среды
| 2
|
|
|
|
| 164-165
| Соединение в тексте разных типов фрагментов. Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»
| 2
|
|
|
|
| 166-170
| Обобщение и повторение изученного..
| 4
|
|
| Диктант
|
| Формы и средства контроля
Формы текущего контроля: опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой, взаимопроверкой и проверкой учителя. Формы итогового контроля: контрольная работа, диктант, сочинение, изложение.
Средства контроля: тексты для изложений, диктантов, иллюстрации для написания сочинений, дидактический материал.
Перечень учебно-методических средств обучения
Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004.
Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа,2004.
Русский язык. 6 кл.:учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-12-е изд., стереотип.-М,: Дрофа, 2008.-363,[5] с.: ил.,8л.цв.вкл.
Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской). В 2 частях. Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.
Контрольно-измерительные материалы:
Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.6 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.7 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы/ К.А.Войлова, В.В. Леденёва, В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. – М.:Дрофа, 1996.
|