Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов





Скачать 134.45 Kb.
НазваниеТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Дата публикации22.09.2014
Размер134.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15»


Тема: Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя начальных классов

(0тчет по теме самообразования)

Составитель:

Шульженко С.В.,учитель

начальных классов


г.Рубцовск, 2013

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить задачу – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Я продолжаю работать над поисками педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья, в своей работе использую личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку.

При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.

В ходе работы по здоровьесбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Я часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье,используются и на других уроках.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:

- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.

Организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение.

Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся.

Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. На каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, или гимнастику для глаз, или в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа .Так, например, при изучении темы: «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «гриб». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права, – наклон назад». Очень нравятся ребятам физкультминутки в стихотворной форме.

К здоровьесберегающим приемам относятся:

-  пальчиковые, дыхательные гимнастики,

-  релаксация,

-  гимнастики для глаз,

-  ситуация успеха,

-  «минутка здоровья»,

-  определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока.

Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»).

Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).

Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.

Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с фельдшером, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

В реализации задач по здоровье сбережению помогают занятия курса по внеурочной деятельности «Уроки здоровья или школа Докторов природы»,которые позволяют формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки личной гигиены, правильного питания, соблюдать режим дня. Курс предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных и школьных мероприятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках уже привело к положительным результатам:

·  учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;

·  улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам;

·  повысилось количество родителей желающих вести здоровый образ жизни.

В нашей школе каждый учитель ищет самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использует передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Литература:

  1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. – М: Издательство «Глобус», 2010г.

  2. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия /авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н.Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2011г.

  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М.: Вако, 2005.

4.  Лецких А. А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся / /Начальная школа, 2004. – № 1

5. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // ж. Начальная школа. – 2006. – № 6. – с. 56.

6.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2005.

7.  Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.

8. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым /авт.-сост.

О.В. Белоножника. – Волгоград: Учитель, 2007г.

Интернет сайты:

  1. festival.1september.ru





Формирование навыка фонемного письма

учитель начальных классов

муниципального образовательного учреждения

Актуальна ли эта тема? Безусловно.

Навык фонемного письма является естественным завершением обучения алфавитной графике и слоговой орфографии. С точки зрения специалистов по фонетике и специалистов по психологии обучения навык фонемного письма является базовым для дальнейшего обучения орфографии.

Навык фонемного письма Соловьева – это быстрое письмо с послоговой орфографической самоподготовкой и написанием слогов в такт их проговаривания.

В традиционном обучении после обучения слоговой орфографии и окончания букварного периода начинается освоение принципа орфографии – обучение проверке безударных гласных, парных и непроизносимых согласных путем подбора проверочных слов.

Учащиеся начальных классов допускают на письме пропуски букв, написание лишних букв, неслоговой перенос. Если с ними отработать послоговое проговаривание на уровне грамматического анализа фонемной структуры слова, а затем писать диктант, количество ошибок уменьшается, но незначительно. Если организовать письмо таким образом, чтобы учащиеся диктовали себе по слогам и писали в такт проговаривания слогов, ошибки исчезают даже у самых слабых учащихся. Если не напоминать учащимся, что надо диктовать себе по слогам, то у большинства тут же появляются ошибки.

Более того, наблюдения показывают, что часть учащихся диктует себе не по слогам, а по буквам, разрывая слоги, они как бы считывают, «таскают» буквы для их записи.

Приведенные данные говорят о том, что сразу после букварного периода необходимо целенаправленно и настойчиво формировать у учащихся навык самодиктовки при письме. Для этого нужна особая методика, без которой учителя не могут проследить, чтобы все учащиеся, особенно слабые, писали под самодиктовку.

Методика обучения письму, разработана Яватом Ахметзяновичем Фаизовым, на основании поэтапного формирования умственных действий из опыта работы Петра Яковлевича Гальперина. Эта методика формирует навык фонемного письма, тем самым доводит навык письма по правилам слоговой орфографии до автоматизма, большое внимание уделяется индивидуальной и групповой работе с учащимися, слабоуспевающими по письму и чтению. Такая работа необходима, ибо навык быстрого письма и чтения у многих учащихся формируется долго (2 – 4 года), а неумение быстро читать и писать является основной причиной отставания от основного ядра класса. Большинству учителей приходится работать на слабого ученика, а сильные ученики остаются «в стороне».

Особенность поэтапного формирования действий состоит в том, что если ученик выполняет инструкцию учителя и проходит последовательно все этапы, то он обязательно осваивает действие на уровне навыка.

Несмотря на мой небольшой опыт, я смогла убедиться, что поэтапная отработка имеет широкий дидактический эффект. Например, повторение формулировки правил и предложений приводит к их запоминанию и к постепенному развитию долговременной слухоречедвигательной памяти, проговаривание стимулирует процесс мышления, слабые учащиеся лучше осмысливают то, что они проговаривают, и у них наступает стадия озарения, то есть понимания.

Учителя начальных классов знают о необходимости обучения письму под самодиктовку и требуют от учащихся, чтобы они диктовали себе при письме. Слабые учащиеся стараются запомнить написание букв зрительно, они не диктуют при письме, поэтому у них не достаточно формируется базовый орфографический навык.

Итак, учитель должен овладеть методикой управления поэтапной отработки учебного материала.

Исходя из моих наблюдений, я предлагаю несколько этапов овладения навыками фонемного письма:

1 этап. «Громко, чтобы слышали все».

Цель: контроль выполнения правильности работы и включение в работу слабых учащихся. На этом этапе работы отрабатывается запоминание предложения и разрабатывается речеартикулярный аппарат.

Для того, чтобы написать предложение, нужно:

-  проговорить его громко хором;

-  повторять его несколько раз, поправляя учащихся, плохо артикулирующих слова, призывая их лучше работать;

-  затем предложение повторяют один, два учащихся по отдельности;

-  идет анализ предложения (Назовите первое слово, третье? Какое второе слово? Какое последнее слово?);

-  запись предложения учителем под диктовку учащихся: предложение записывается печатными буквами на доске; записываются только первые буквы в словах;

-  проговаривание предложения хором, громко по слогам как пишем; учитель дирижирует рукой, говорит сам по слогам, четко артикулируя каждый звук, одновременно следит взглядом за слабыми детьми; предложение повторяется до тех пор, пока все не начнут артикулировать каждый слог четко.

2 этап. «Для соседа» (чтобы слышал сосед):

– учащиеся хором «для соседа» проговаривают слово по слогам;

– отдельные ученики называют первый, второй, третий слог и т. д.;

– объясняют, почему пишется та или иная буква.

3 этап. «Для себя» (чтобы слышал только сам).

4 этап. «Про себя» (с движением губ для контроля учителя) – этот этап формирует мышление учащихся.

5 этап. «Самодиктовка».

Учащиеся громко и медленно проговаривают слова по слогам и одновременно записывают проговариваемое. Каждый работает в своем темпе. Учитель на слух и зрительно следит за тем, чтобы проговаривание звуков и их написание шло одновременно. При письме учащиеся начинают проговаривать менее громко. Если ученики не допускают ошибок в письме, можно диктовать тихо. Слабые учащиеся диктуют громко, чтобы их мог слышать и контролировать учитель. Как только учащиеся перестают допускать ошибки в послоговом проговаривании в письме, то громкость самодиктовки снижается. Но четкое движение речевого аппарата должно сохраняться до тех пор, пока они не научатся писать без ошибок.

6 этап. Корректорское чтение.

После записи предложения учащимся предлагается проверить запись и исправить ошибки. Слабые учащиеся ошибок не видят, так как они не обучены корректорскому чтению.

Обучение корректорскому чтению производится следующим образом. После записи предложения учитель и учащиеся хором замедленно, строго по слогам, проговаривают записанное. В это время учащиеся следят глазами за своей записью. Важно, чтобы при этом учащиеся четко артикулировали каждый слог и фонему. Как правило, при такой коллективной работе учащиеся замечают свои ошибки. Постепенно такое корректорское чтение становится навыком.

При письме учителю необходимо самому продемонстрировать процесс написания слогов и слов под слоговую самодиктовку, показать наглядно, что проговаривание слогов и их написание должно быть одновременным, что при этом не будут допускаться ошибки. За одновременностью проговаривания и написания у учащихся учитель должен следить внимательно и постоянно.

При такой методике обучения письму можно записывать любые слова, в том числе и «длинные», сложные для детей. Именно на таких словах лучше всего отрабатывается навык фонемного письма, действие сознательного послогового проговаривания.

Используя данную методику, в 1 классе к концу первой четверти дети должны уметь писать слоги, односложные и двусложные слова с послоговым проговариванием. Результаты диагностики приведены ниже.

К концу второй четверти формируется умение писать слова под самодиктовку из 8 – 10 слогов без ошибок, объяснять орфограммы. Диаграмму смотрите ниже.

К концу третьей четверти дети должны уметь писать предложения из трех – четырех слов, делить слова на слоги, проговаривать каждый слог, объяснять орфограммы, писать под само-диктовку.

Диаграмма находится ниже.

А концу года дети должны уметь писать слова и предложения под самодиктовку, под диктовку учителя, находить и объяснять орфограммы.

Использование данной методики и практики показала, что учащиеся учатся работать поэтапно, овладевают послоговым проговариванием как сознательным грамматико-орфографическим действием, умеют писать под самодиктовку, легко запоминают предложения.

Умение проговаривать по слогам, находить и исправлять ошибки определяет грамотность письма, формирует речерукодвигательный навык, обучает учащихся самостоятельному контролю письма в процессе написания слова и после написания слова. Они успешно работают при быстром письме, что и показала диагностика сформированности вышеназванных умений моих учеников.

Литература:

1.  Жинкин Н. И. Механизмы речи. – АПН РСФСР, 1958. – с. 363.

2.  Кузьмин С. М. Теория русской орфографии. – 1981. – с. 12, 255.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconСамостоятельная работа -64час
Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя начальных классов
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconПлан работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014...
Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconЗдоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconАнализ анкетирования учителей начальных классов в апреле мае 2012 год
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconТематическая физминутка как средство закрепления знаний на уроках окружающего мира
В преподавании курса «Окружающий мир» в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconКалугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconНовинки библиотеки
Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов...
В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали...
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск