Скачать 209.68 Kb.
|
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Цели: показать особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки»; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; составить план сказки. Оборудование: учебник литературы; сборники русских народных сказок; рисунки учеников. Ход урока I. Проверка домашнего задания
II. Беседа по сказке «Царевна-лягушка» В основе — вопросы 1—13 (с. 41). Комментарии учителя К вопросам 2, 5, 8. Завязкой сказки можно считать повеление царя сыновьям найти себе невест. Кульминация — эпизод, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу и теряет Василису Премудрую. Развязка — смерть Кощея, избавление героини от злых чар. К вопросу 11. В сказке «Царевна-лягушка» несколько троекратных повторений: у царя три сына; царь дает невесткам три задания; по словам старичка, Кощей заколдовал Василису — велел ей «три года лягушкою быть». Прием троекратного повторения играет роль магической формулы, благодаря которой сказка приобретает стройность, легко запоминается. К вопросу 13. Сказка «Царевна-лягушка» волшебная: реальность в ней переплетается с вымыслом. Это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. В сказке есть чудесные превращения, предметы-помощники, преувеличенные препятствия. III. Составление плана сказки и запись в тетради. Примерный план
IV. Реальность и вымысел в волшебной сказке 1. Слово учителя. Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка». 2. Беседа.
— Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке? Комментарии учителя Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека. Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы - клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея. Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фантазии, носит древние мифологические черты. Домашнее задание
Урок 12. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка» Цели: развивать навыки характеристики художественных образов на примерах образов Василисы Премудрой, Ивана-царевича, сказочных помощников и противников; показать, как отражаются в сказке народные идеалы; развивать навыки описания картин, монологической речи. Оборудование: учебник литературы; сборники русских народных сказок; иллюстрации к сказке; рисунки учеников. Ход урока I. Проверка домашнего задания Пересказ эпизодов сказки в соответствии с планом. II. Характеристика героев сказки «Царевна-лягушка» 1. Вступительное слово учителя. Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости. Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов. 2. Характеристика героев сказки.
3. Выводы. Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет милосердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ. Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты». Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей». III. Обсуждение вопросов повышенной сложности 1-2 (с. 41) Комментарии учителя В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать. IV. Работа с иллюстрациями к сказке «Царевна-лягушка» Примечание. Учитель опирается на вопросы 3 и 4 (с. 41—42). 1. Рассказ по одной из иллюстраций на цветных вклейках: рисунки В.М. Васнецова и И.Я. Билибина.
2. Выявление роли деталей в рисунках.
(Можно дополнить разговор об иллюстрациях рассказами по рисункам учеников к сказке «Царевна-лягушка».) Комментарии учителя Живопись художника В.М. Васнецова довольно реалистична. Если бы не подпись к картине, можно было бы принять изображенное за жанровую историческую сценку: музыканты радостно подыгрывают вдохновенной пляске девушки. Ее руки похожи на белых лебедей, которых мы видим в широком проеме окна. Ее поза горда и изящна, линии тела плавны, поступь легка. Ноги музыкантов, обутые в нарядные красные сапоги, тоже невольно приплясывают, вторя танцу героини. В картине В.М. Васнецова, как и в сказке, использован прием троекратного повторения: проем окна украшен тремя арками; три летящих лебедя видны в левой части окна; по обе стороны картины изображено по три музыканта. Декоративный орнамент использован в узоре ковра, росписи стен, в точеных ножках стола. Рисунки И.Я. Билибина более декоративны, нарочито сказочны. Об этом говорит и характер изображения героев, и богатый орнамент. В то же время каждая деталь рисунков И.Я. Билибина выписана очень тщательно, очерчена контуром. В качестве обрамления художник использует и замысловатые растительные узоры, и изображения животных, птиц, рыб и даже жуков. Эти декоративные элементы придают рисунку еще большую «сказочность». Домашнее задание
Урок 13. Сказки народов мира. Арабские сказки Цели: показать единство нравственных идеалов в сказках разных народов; познакомить учеников с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами; развивать навыки анализа текста. Оборудование: сборники сказок народов мира; сборники арабских сказок; иллюстрации к сказкам. Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение сочинений по сказке «Царевна-лягушка». II. Сказки народов мира 1. Вступительное слово учителя. Сказки - неотъемлемая часть фольклора каждого народа. Именно с помощью фольклора, с помощью сказки можно понять, что человечество едино, что любой народ ценит смелость и трудолюбие, честность и доброту, находчивость и изобретательность. Сказки каждого народа, конечно, несут в себе национальный колорит, отражают природные, исторические особенности, но главное — утверждение человеческих идеалов — присуще всем народам. Особый интерес в мире вызывали и вызывают арабские сказки. Это очень древние сказки, они шлифовались веками, их цветистый, вычурный язык, занимательность, яркость образов, восточная пышность привлекают и детей, и взрослых. Восток всегда притягивал к себе внимание европейцев, оставаясь заманчивым, непостижимым, загадочным. Сказки из сборника «Тысяча и одна ночь» относят к XII веку. Исследователи фольклора считают, что сборник формировался на протяжении многих веков, а самые ранние записи датируют VIII веком! Место действия и место рождения многих сказок - средневековый Багдад, один из красивейших и богатейших городов Востока, где сходились торговые пути, где шумели знаменитые восточные базары, на которых не только торговали, но и слушали сказителей, соревновавшихся в исполнении чудесных, фантастических историй. В волшебных сказках действовали и сильные мира сего: эмиры, султаны, визири, и простолюдины: торговцы, водоносы, прекрасные невольницы и сказочные существа: джинны, великаны ифриты, волшебные птицы и звери. Сказки отличает занимательность в построении фабулы, изящество композиции, насыщенность повествования разного рода превращениями, описаниями чудес. Всемирная слава «Тысячи и одной ночи» начинается в XVIII веке. Попав в Европу, сборник постепенно был переведен на многие языки. И сегодня «Тысяча и одна ночь» входит в десятку самых распространенных переводных изданий. Сказки «Тысячи и одной ночи» вдохновили многих писателей на создание литературных сказок по мотивам восточного фольклора. Кстати, сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкин заимствовал из арабского фольклора. Читая эти сказки, мы можем представить себе, как жили народы Востока, чем интересовались, о чем мечтали; узнаем их обычаи, нравы; получаем представление о древних восточных городах с великолепными дворцами и лачугами простонародья, о шумных восточных базарах, о деталях быта, условиях жизни, об отношениях между людьми; наслаждаемся необычным, цветистым, красочным, витиеватым языком сказок. Один из самых известных и любимых героев «Тысячи и одной ночи» — Синдбад-мореход.
III. Беседа по «Рассказу о первом путешествии Синдбада-морехода» В основе — вопросы и задания 1—6 (с. 54). Комментарии учителя К вопросу 1. Повествование о первом путешествии Синдбада — волшебная сказка: реальность в ней тесно переплетается с вымыслом, ее главная цель — увлечь слушателей интересным рассказом. Сказка начинается с зачина — характерного для арабских сказок обращения к слушателям. В сказке происходят необычайные события: остров, на котором отдыхали мореходы, оказался огромной рыбой (это причина дальнейших приключений героя); встречаются герои-помощники: конюх царя аль-Михрджана, сам царь, капитан корабля. В то же время большая часть приключений Синдбада воспринимается как необыкновенная, но вполне достоверная. К вопросу 2. Главная черта Синдбада — пытливый ум, стремление познать тайны окружающего мира. Ему присущи любознательность, мужество, находчивость, чувство справедливости, доброта, талант рассказчика. Синдбад не лишен человеческих слабостей: юношей он бездумно проводил время, тратил нажитые отцом богатства. Почти все потеряв, он не опустил руки, а стал действовать — отправился в путешествие по морю с товарами. Синдбад находит выход в самых трудных ситуациях, в любых житейских невзгодах. Преодолеть трудности ему помогает Аллах, посылающий помощников, будь то деревянное корыто или милостивый царь. Но прежде всего Синдбада выручают собственная смекалка, сила духа, отвага. К вопросу 4. Люди, которых встречал во время своих приключений Синдбад, охотно помогали ему потому, что он был откровенен с ними, интересно рассказывал о необычайных событиях, вызывал сочувствие и доверие к себе, располагал к себе добрым отношением к людям. Судя по тому, что царь аль-Михрджан сделал Синдбада начальником морской гавани и своим приближенным, своим советником, Синдбад был умен, мудр, деятелен, трудолюбив, смекалист и находчив. К вопросу 6. Эпизод с гигантской рыбой-островом использован в преображенном виде в стихотворной сказке Ершова «Конек-горбунок»: там описывается «чудо-юдо рыба-кит». Дополнительные вопросы и комментарии
Юный Синдбад бездумно растратил богатства, оставленные ему отцом в наследство. Когда он понял, что своей беспечностью он поставил себя на грань бедности, он решил продать оставшееся и отправиться в путешествие по морю, чтобы торговлей в дальних странах вернуть себе благополучие.
Домашнее задание
Урок 14. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Цели: дать представление о разнообразии малых жанров фольклора; показать роль пословиц и поговорок в речи и в художественных произведениях; показать отличие пословиц от поговорок. Ход урока I. Проверка домашнего задания Беседа по вопросам и заданиям 1-3 (с. 54-55). II. Знакомство с малыми жанрами фольклора 1. Слово учителя. Мы ближе познакомились с эпическими жанрами фольклора - былинами и сказками. Произведения этих жанров не только занимательны, но и поучительны. Они дают представление о том, как жили люди в старину, какими они были, что ценили, любили, о чем мечтали, как защищали Родину. С героями былин и народных сказок мы встречаемся в пересказах взрослых, на страницах книг, в произведениях литературы, живописи и музыки. Герои этих жанров живут в нашем сознании. Существуют фольклорные жанры, с которыми мы встречаемся ежедневно, которые прочно вплелись в нашу речь, стали ее частью. Это малые жанры фольклора, прежде всего пословицы и поговорки. Они отличаются краткостью, емкостью, ритмичностью, а значит, легко запоминаются. Часто малым жанрам фольклора присуща рифмованность. К малым жанрам фольклора относятся также загадки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, анекдоты, т. е. небольшие по форме произведения. Они создаются и рассказываются не только взрослыми, но и детьми. Получается, что и вы участвуете в сохранении и передаче народных произведений, а порой и в их создании, потому что каждое время рождает новые загадки, поговорки, анекдоты, отражаясь в них. Сегодня речь пойдет о самых распространенных малых жанрах фольклора — о пословицах и поговорках. Сами названия этих жанров говорят о том, что они принадлежат к активной лексике, что они присутствуют в нашей речи. Пословицы и поговорки — это меткие краткие высказывания, содержащие народный опыт, народную мудрость. Народ придумал множество самых разных пословиц и поговорок на все случаи жизни. Чем же отличаются поговорки от пословиц? Пословица — законченное высказывание, обычно оно представляет собой отдельное предложение: «Семь раз отмерь — один отрежь», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Терпенье и труд все перетрут» и т. д. Поговорка — часть высказывания, суждения, часть пословицы. Поговорки вплетаются в речь, обычно представляют собой неделимое словосочетание в предложениях. Например: «Родители с ним строги, а у бабушки он как сыр в масле катается», «Да он мне не близкий родственник — так, седьмая вода на киселе», «Поешь, милый, голод не тетка» и т. д. Последняя поговорка — часть пословицы «Голод не тетка — пирожка не даст». От этой подзабытой пословицы осталась лишь часть, превратившись в поговорку. Пословицы заключают в себе какое-либо поучение, наставление, совет. Поговорки же украшают речь, делая ее более образной, яркой, доходчивой, привносят обобщающий смысл. Мудрость русских пословиц и поговорок оценил еще М.В. Ломоносов, положивший начало изучению этого пласта народного творчества. А Л.Н. Толстой так охарактеризовал эти жанры: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много». 2. Беседа.
3. Чтение и обсуждение статей учебника «Малые жанры фольклора» и «Пословицы и поговорки» (с. 55—57).
III. Тематическое разнообразие пословиц и поговорок 1. Обсуждение вопросов и выполнение заданий учебника 1—6 (с. 59). Комментарии учителя К заданию 1. Прочитаем пословицы и поговорки на с. 58 учебника-хрестоматии, дадим название каждой тематической группе, запишем по два примера из каждой группы в тетради, добавим свои примеры.
К заданию 2.
К заданию 3. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич, не желая жениться на лягушке, говорит отцу: «Век жить — не поле перейти» (пословица). Лягушка утешает Ивана-царевича: «Утро вечера мудренее» (пословица). Старый старичок упрекает Ивана-царевича, спалившего лягушечью кожу: «Не ты ее надел, не тебе и снимать было!» (пословица). Иван-царевич приказывает избушке на курьих ножках: «Стань по-старому, как мать поставила» (поговорка). К вопросу 4. Причина появления пословицы «Поговорка — цветок, пословица — ягодка» — стремление народа разобраться в значении пословиц и поговорок. В этом суждении пословице отведено главное место. Поговорка - неполная пословица, ее часть, украшение речи, так же как цветок — еще не плод, а только его обозначение, начало, украшение растения. Пословица же — законченное высказывание, мудрость, облеченная в лаконичную форму, так же как ягодка — созревший плод. К заданию 5. (Учащиеся уточняют по словарю значение поговорок.) 1. «За семь верст киселя хлебать». (Ехать, отправиться куда-либо далеко без особой надобности.) 2. «Ни к селу, ни к городу». (Некстати, не к месту, невпопад.) Примеры предложений с поговорками В театре часто можно встретить людей, одетых ни к селу ни к городу: в нарядных рубашках, но в джинсах и кроссовках. Услышал он, что в прошлом году в том лесу много грибов собирали, вот и отправился за семь верст киселя хлебать. 2. Обсуждение пословиц о пословицах (вопрос 2 повышенной сложности, с. 59). Дополнения: «От пословицы не уйдешь», «Красна речь пословицей». Домашнее задание
Урок 15. Загадки Цели: познакомить учеников с природой загадок; показать способы их происхождения; развивать навыки отгадывания загадок; развивать воображение и творческие способности учеников. Оборудование: сборники загадок; иллюстрации к загадкам. Ход урока I. Проверка домашнего задания
II. Изучение темы «Загадки» 1. Беседа по вопросам.
Летом серый — зимой белый. Без рук, без топоренка построена избенка. (Это загадки.)
Во второй — предмет назван иносказательно, это гнездо.)
2. Слово учителя. Загадки — очень интересный популярный фольклорный жанр. Он зародился в глубокой древности. Древние люди были уверены, что слово материально, что нельзя называть злые силы, иначе вызовешь их к жизни. Поэтому для обозначения таких сил они находили окольные названия, заменяли прямые обозначения косвенными. Яркий пример сохранился в нашем языке. Самого крупного лесного зверя называют медведем, т. е. тем, кто знает, ведает, где мед. Если сравнить это название с названиями других зверей, мы увидим, чем оно отличается: наименование медведя иносказательно, описательно. Его еще называют Топтыгиным, Потапычем, Михайлой, хозяином. В русском языке нет другого подобного для обозначения животных, хотя некоторые животные имеют дополнительные названия, чаще всего по основным признакам: лиса — рыжая, Патрикеевна; заяц — косой; волк — серый. 3. Чтение статьи учебника «Загадки» (с. 60—61) и беседа по вопросам.
Комментарии учителя Загадка обычно строится на метафорической иносказательности, например: Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) Часто загадка основывается на частном виде метафоры — олицетворении: Стоит Антошка на одной ножке, Кто ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб.) Иногда загадка основывается только на описании свойств или признаков неназванного предмета: Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) В некоторых случаях загадывается сразу несколько предметов, явлений, близких в каком-либо отношении: Поле не меряно, овцы не считаны, а пастух рогат. (Небо, звезды и месяц.) Распространенный прием построения загадки — отрицательное сравнение: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. (Часы.) Порой отгадать загадку помогает звуковой образ, звукоподражание: Зубастый зверек Грызет с визгом дубок. (Пила.) В некоторых случаях только интонация отличает загадку от пословицы, например: Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец. (Лентяй, неумеха.) Бывают загадки, представляющие собой прямой вопрос: Что на свете самое мягкое? (Рука, потому что ее подкладывают под голову, когда спят даже на мягкой подушке.)
Комментарии учителя К вопросу 2. В первом столбце — вопросы, а во втором — загадки, потому что в них есть иносказание, одно понятие заменяется другим. К вопросу 3. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша, вермишель.) Дерево: весной веселит (радует молодой зеленью), летом холодит (дает тень, отдых под своей кроной), осенью питает (дает плоды), зимой согревает (дрова). Л Итог урока Итак, загадке свойственны краткость, конкретность, метафоричность, иносказательное описание предмета. Чаще всего загадке присущи ритмичность, рифмованность, а иногда — форма вопроса. Домашнее задание
Дополнительный материал1* Происхождение загадок Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи и т. д. Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. У охотника, уходящего на промысел, не следовало спрашивать: «Куда идешь?» Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Отсюда поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет» (В.И. Даль). Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе», избегали употребления самого слова «медведь», называя его в иных местах «дедушка», например у русских колымчан, в других — «зверем», «хозяином», иногда называли его «он», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать черному зверю меня». Сибирские охотники дикую свинью называли «низкоглядкой», т. е. той, которая смотрит вниз. С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие-либо признаки, например: «Пошел по тух-туху, взял с собой тав-тавту, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела б меня храп-тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей). Когда-то в древности у народов, стоявших на низкой ступени общественного развития, загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы был обеспечен удачный исход при военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводились испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы такого рода значения загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она не сумеет отгадать. С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок. 1См.: Баранов С.Ф. Русское народное поэтические тнорчсстио. М, 1962. |
Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | ||
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» Введение. Книга о жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Тема урока Колич Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный уровень Василисы Прекрасной | Классный час во 2-3 классах «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказка "Царевна Лягушка". Высокий нравственный облик Василисы Премудрой Беседа. Художественный пересказ. Составление плана Фонохрестоматия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказка «Царевна-лягушка». Идеальные герои народной сказки: мужество и верность Ивана Царевича, красота и премудрость Василисы. Символический... | Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка» Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой | ||
Конспект занятия на тему «Сказочное слово» Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», «Морозко», «Царевна Лягушка», Крошечка Хаврошечка»; произведение А. С. Пушкина: «Сказка о... | Открытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская... Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы... | ||
Сказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан... Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка» | Цель: обобщить знания детей по теме,,Волшебная сказка’’. Задачи Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется | ||
В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... |