Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова





Скачать 77.88 Kb.
НазваниеТема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова
Дата публикации28.09.2014
Размер77.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема четверти: “ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ”
Тема урока: СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
Задачи урока:
Образовательные:

Повторение признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля.

Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Садко”.

Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.
Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
Тип урока: комбинированный.
Методы:

повторение пройденного методом устного опроса;

рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);

анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

ХОД УРОКА

Введение в работу повторения пройденного.
Представьте, мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами “МУЗЫКА”. Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше. Куда кого тянет. А мы с вами сейчас войдем в здание музыки через двери под вывеской “ОПЕРА”. Что это за название?

Что же такое опера?
Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.
Совершенно верно.

Решение воспитательной задачи.
Предъявление детям аргументов, подтверждающих ценность и значимость оперного искусства.

Смотрите вот книга почетных посетителей. Какая она толстая! Раскроем ее и прочтем.
- Эта книга начата в славном городе Флоренции в 1600 году музыкантами и поэтами. Пусть досточтимые потомки с благосклонностью отзовутся на наше деяние, предпринятое с целью слить в неразрывном союзе музыку и литературу по благородному примеру древних греков.
Как вы думаете, в знак чего была сделана первая запись в этой книге?
Может быть, состоялся первый оперный спектакль?
Конечно, именно в этом году родилась опера. А не посмотреть ли хотя бы 2-3 записи в книге почетных посетителей. Интересно, что говорили об опере в разные времена.
1. “Что может сравниться с удовольствием быть в опере? Только удовольствие быть с друзьями”. Мушкетер Арамис.
Да-да, тот самый мушкетер Арамис, друг Д,Артаньяна. Об этом нам рассказал писатель Дюма в романе “Три мушкетера”. Опера попала во Францию как раз в XVII-м веке во времена мушкетеров.
2. “Пора нам в оперу скорей!” – А.С.Пушкин.
Это строчка из романа в стихах Пушкина “Евгений Онегин”. Она говорит о любви к опере в России в начале XIX века.
3. “Наслаждались оперой. Тренирует ум и воспитывает сердце”. Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Знаменитые сыщики ХХ века, герои рассказов Конан Дойла, оказывается, тоже преклонялись перед оперой. Жаль, нет времени всю книгу перелистать. Пора и нам самим вспомнить самое важное об этом виде музыкального искусства. С чего начнем?

Решение образовательной задачи 1.
Повторение изученных ранее признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля. Отдел оперного либретто. Что это такое?
(Дают определение оперного либретто).
Отдел вокального соло. Какие виды сольных номеров в опере вы знаете?
Ария, ариозо, ариетта, песня, каватина.
Правильно! Для чего нужны сольные номера в опере? Что слушатель может из них узнать?
Сольные номера раскрывают характер действующих лиц.
Идем дальше. Отдел оперного ансамбля. Как переводится на русский язык слово “ансамбль”?
Вместе.
Для чего в опере нужны ансамбли?
Когда герои собираются вместе по несколько человек, их разговор передается в форме ансамбля.
Следующий отдел – оперный речитатив. Что такое речитатив?
“Говорю нараспев”.
Чем отличается речитатив от арии?
Нет больших, красивых мелодий. Герои бросают короткие фразы – реплики.
Отдел оперного хора. Для чего в опере нужен хор?
Чтобы изобразить войско, толпу народа, рабочих, крестьян, иных массовых участников спектакля.
Еще более удивительно, зачем в опере нужен балет? Ведь танцовщики не поют.
Д. Танцы украшают оперное действие.
И совсем мне не понятно, какое отношение эти вещи на моем столе имеют к опере? (На столе учителя дети видят кисти, краски, сюртук, парик, грим, фонарик и даже огнетушитель.) Из какого оперного отдела все эти вещи?
Это отдел оперной постановки.
Кто принимает участие в постановке оперного спектакля?
Режиссер, художник, костюмер, осветитель и даже пожарный.
У меня в руках волшебная палочка. Из какого отела пришла эта гостья?
Оперный оркестр.
Кому принадлежит эта вещь?
Дирижеру.
Зачем оперному спектаклю нужен дирижер с дирижерской палочкой?
Дирижер управляет всеми музыкантами-исполнителями: и оркестром, и певцами, и хором.
Зачем нужен в опере оркестр?
Он аккомпанирует пению и рисует музыкой разные картины.
Есть у оперного оркестра и своя особая задача. В начале спектакля он исполняет увертюру, которая помогает слушателям настроиться на нужную эмоциональную “волну”.
А теперь нам нужно назвать главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы. Это композитор. Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало. Недаром имя композитора ставится первым рядом с названием оперы.
Когда зрители приходят в оперный театр они прежде всего спешат купить театральную программку. Я тоже сегодня вам раздам такие театральные программки. Посмотрите на них. С какой оперой мы с вами будем сегодня знакомиться?

Представление нового материала. Д. С оперой “Садко”.
Откройте программки. Теперь узнаем самое главное – имя композитора, сочинившего эту оперу.
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Посмотрите на доску. Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Объявление темы урока, установление связи ее с темой четверти.
Объявление ученикам задач урока и содержания предстоящей работы.
“СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА”.
Запишите ее в тетрадь.
. Подскажите мне, как звучит тема всей четверти? О чем мы с вами говорим на каждом уроке?
“ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ”.
То есть, мы сегодня должны установить, как литература повлияла на творчество композитора Н.А. Римского-Корсакова, и почему его музыку называют сказочной.

Краткие сведения о композиторе Обратим внимание на программку. Что еще сказано в ней о композиторе?
Читают: “Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения”.
Как мы понимаем это высказывание?
(обсуждение высказывания).
Что еще в программе сказано о композиторе Римском-Корсакове?
- Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-“сказочником”.

Решение образовательной задачи 2.
Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Садко”.
Слушание и анализ музыкального материала оперы.
Фрагмент 1. У. Одной из любимейших опер Римского-Корсакова была опера-былина “Садко”. Много общего у композитора с его любимым героем. Оба они родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели. Римский-Корсаков окончил морской корпус в Петербурге и совершил кругосветное путешествие. В своих произведениях композитор с любовью и огромным мастерством рисовал море. Вступление к опере “Садко” композитор назвал “Океан – море синее”. Как вы думаете, почему?
(Слушание увертюры к опере “Садко”.).
Может быть, это музыка не про море, а про восход солнца?
Нет, в музыке слышалось колыхание волн.
Как называются интонации, как бы рисующие слушателю картины?
Изобразительные интонации.
В каком настроении предстает перед нами Океан-море?
Грозное, взволнованное.
Как мы называем музыкальную частичку, из которой вырастает мелодия?
. Зерно-интонации.
Мы уже с вами говорили, что увертюра настраивает слушателя на весь оперный спектакль. Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий. Как вы думаете, легка ли будет судьба Садко?
Нет, музыка вступления тревожная. Герою придется нелегко.

Рассказ учителя о содержании оперы с применением Презентации

Могуч ты, град Великий Новгород. Не к тебе ли стремился люд русский? Слава о тебе неслась по всей Руси великой. Гусляр Садко пришел сюда, мечтая о путешествиях морских, чтобы еще больше приумножить богатство Новгорода. Купцы новгородские посмеялись над ним. Не дали Садко ни товаров своих, ни кораблей. И пошел Садко на берег Ильмень-озера, чтобы поведать озеру свою обиду. Речкам светлым песни складывать, да заповедные думы сказывать.

Слушание и анализ музыкального материала оперы.
Фрагмент 2. Слушание песни “Ой ты, темная дубравушка”.
К какому виду сольных оперных номеров относится прозвучавший фрагмент, что вы сейчас услышали?
Ария.
Совершенно верно, прозвучал номер из отдела оперного соло. Но композитор назвал этот номер не арией, а песней. Как вы думаете, почему?
Может быть, потому, что ария по звучанию напоминает русскую народную песню?
Правильно, Садко – человек из народа, что и подчеркивает характер песни. Какой голос ее исполняет?
Тенор.
Ария – это музыкальный портрет человека. Каким перед нами предстает Садко в этот момент?
Грустным, печальным.
Когда мы говорили о роли оркестра в опере, мы упоминали о его способности дорисовывать, пояснять звуками картину происходящего. Как мы догадались, что дело происходит на берегу озера?
Мы слышали в музыке плеск воды.

Продолжение рассказа о содержании оперы “Садко”.

Услышав песню Садко, морская царевна Волхова помогла ему разбогатеть, обзавестись товарами и кораблями для заморских путешествий. Двенадцать лет путешествовал Садко. Да во время бури попал он на дно морское к самому царю подводному. Своими песнями и музыкой сумел Садко развеселить морского царя, а в сердце холодной Волховы зажечь чувство человеческой любви. Вспомните колыбельную песню Волховы, которую мы с вами слушали на прошлом уроке. Какое настроение? Ласковое, нежное, теплое.
Повторное слушание.
Вспомним еще раз, какую музыку мы сегодня слушали и исполняли?
Мы слушали музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Вступление “Океан – море синее” в исполнении оркестра. Песню Садко “Ой ты, темная дубравушка”. “Колыбельную Волховы”.
Мог ли композитор сочинить оперу, если бы не было увлекательной легенды о Садко?
Нет, не мог.
Мог бы существовать в музыке такой замечательный жанр, как опера, если бы литература не предлагала композиторам интересных и занимательных историй?
Нет!
Мы с вами выполнили все задачи нашего урока. Еще раз убедились в том, что литература – это неиссякаемый источник образов и сюжетов, питающий музыкальное творчество композиторов.

Домашнее задание. На последней странице театральной программки, полученной вами на уроке, вы найдете стихи. Определите названия опер Н.А. Римского-Корсакова, к которым относятся эти четверостишия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На примере музыки Н. А. Римского – Корсакова познакомить ребят с понятием «Опера»
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconДоклад о результатах работы гбоу спо «Псковский областной колледж...
Сведения о государственном бюджетном учреждении «Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова»
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconТема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане»
Вход в класс под музыку Н. А. Римского-Корсакова (по выбору учителя). Организация класса
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconОтчет о методической работе Псковского областного колледжа искусств...
Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова за 2012- 13 учебный год
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconИнновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального...
Цель: познакомить учащихся со значением устно – поэтического и музыкального творчества русского народа (на примере «Снегурочки» А....
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Торжество чувств и красота природы в опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А. Н. Островского»....
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconУрок №25, тема «музыкальное путешествие в италию»
Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы...
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зыковой Е. И., одобрена Экспертным советом спбгк им. Н. А. Римского-Корсакова 2012 г
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconТема урока Тип урока
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconУрока Тема урока Элемент содержания
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Проблемы нотации в курсе музыкальной грамоты и сольфеджио» кандидат искусствоведения Е. И. Фалалеева, М. А. Серебренников(мк им....
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» одна из частей называется «Прощание с масленицей». Послушаем фрагмент из оперы
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Тема урока: сказочный мир музыки н. А. Римского-корсакова iconТема: "This magic world of Music " (Этот магический мир музыки)
Оборудование урока: тсо (компьютер), тексты для чтения, фотография группы «Битлз»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск